26 февраля ПАО «КАМАЗ», генеральным директором которого является член совета директоров ПАО «АВТОВАЗ» Сергей КОГОГИН (на фото), раскрыло информацию о приобретении 49% акций АО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Переход ОАТ из-под прямого контроля ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ, к КАМАЗу может означать, что Ростеху и лично Чемезову не удалось убедить Renault в необходимости покупать продукцию заводов ОАТ. А это, в свою очередь, может сулить печальные перспективы для предприятий Группы «ОАТ» и их трудовых коллективов.
Из сообщения ПАО «КАМАЗ» усматривается, что до покупки 49% акций АО «ОАТ» у КАМАЗа акций этого предприятия не было вообще. Что вполне логично. Все предприятия, составляющие Группу «ОАТ», занимаются производством автокомпонентов, основным покупателем которых является ПАО «АВТОВАЗ». Так, в Тольятти расположены три компании этой группы — ООО «ЭВР», АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» и АО «Мотор-Супер». Т.е. нельзя говорить о том, что Группа «ОАТ» и ее продукция ориентированы на КАМАЗ. А значит, какой-то особой необходимости у КАМАЗа и его генерального директора Сергея Когогина брать под контроль производителей комплектующих для автомобилей Lada нe было. Таким образом, истинный мотив может быть иным, нежели развитие российского рынка производителей автокомпонентов. | | До последнего времени ОАТ полностью контролировался структурами ГК «Ростех». «100% акций ОАТ принадлежало «Ростехнологиям», а точнее, ее «внучке» — ООО «ПХ-Автокомпоненты». Между ними есть еще «дочка» «Ростеха» — ООО «РТ-Авто», чьим генеральным директором, кстати, с 2010 г. уже является Сергей Когогин», — информирует портал «Бизнес-Online» (https:// www.business-gazeta.ru/article/373979). Несколько лет назад генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов лично занимался продажей ОАТ. Информационный холдинг РБК так описывал ситуацию: «На долю ОАТ приходится порядка 40% закупок АВТОВАЗа. Чтобы избежать проблем с загрузкой мощностей ОАТ, Чемезов в начале 2015 г. вроде бы убедил Бу Андерссона (президент ПАО «АВТОВАЗ» (2014-2016 гг.)) выкупить автокомпонентный холдинг на АВТОВАЗ. Актив был оценен в $165 млн, сделку планировали закрыть к 1 сентября 2015 г. Но против оказался Renault-Nissan, и Андерссон не стал спорить с контрольным акционером». | | Renault не только отказалось от покупки ОАТ, но и постепенно наращивало долю импортных комплектующих в автомобилях, производимых АВТОВАЗом. Согласно отчету АВТОВАЗа за III кв. 2017 г., доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих изделий за 9 месяцев 2017 г. составила 30%. В результате заводы, управляемые ОАТ, отчитывались о падении оборотов. Так, если по итогам 2015 г. «Мотор-Супер» отчитался о выручке чуть более 1,5 млрд р., то в 2016 г. выручка составила всего около 1 млрд р. Примерно то же самое и у ВАЗИНТЕРСЕРВИСа. По итогам 2015 г. выручка -2,2 млрд р., по итогам 2016 г. выручка — 1,37 млрд р. Данные 2017 г. пока не раскрыты, но тенденция очевидна. На фоне подобных показателей приобретение КАМАЗом акций АО «ОАТ» стоит рассматривать как некую нагрузку. Особенно в решении вопросов трудоустройства многотысячных коллективов предприятий ОАТ. Теперь этими проблемами придется заниматься не Сергею Чемезову, а Сергею Когогину. |