Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (662) | 2 апреля 2018г.
 

Ярмо для Когогина

КАМАЗу придется «спасать» заводы Группы «ОАТ»

Сейдамет Абреков

26 февраля ПАО «КАМАЗ», генеральным директором которого является член совета директоров ПАО «АВТОВАЗ» Сергей КОГОГИН (на фото), раскрыло информацию о приобретении 49% акций АО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Переход ОАТ из-под прямого контроля ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ, к КАМАЗу может означать, что Ростеху и лично Чемезову не удалось убедить Renault в необходимости покупать продукцию заводов ОАТ. А это, в свою очередь, может сулить печальные перспективы для предприятий Группы «ОАТ» и их трудовых коллективов.

Из сообщения ПАО «КАМАЗ» усматривается, что до покупки 49% акций АО «ОАТ» у КАМАЗа акций этого предприятия не было вообще. Что вполне логично. Все предприятия, составляющие Группу «ОАТ», занимаются производством автокомпонентов, основным покупателем которых является ПАО «АВТОВАЗ». Так, в Тольятти расположены три компании этой группы — ООО «ЭВР», АО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» и АО «Мотор-Супер». Т.е. нельзя говорить о том, что Группа «ОАТ» и ее продукция ориентированы на КАМАЗ. А значит, какой-то особой необходимости у КАМАЗа и его генерального директора Сергея Когогина брать под контроль производителей комплектующих для автомобилей Lada нe было. Таким образом, истинный мотив может быть иным, нежели развитие российского рынка производителей автокомпонентов.

До последнего времени ОАТ полностью контролировался структурами ГК «Ростех». «100% акций ОАТ принадлежало «Ростехнологиям», а точнее, ее «внучке» — ООО «ПХ-Автокомпоненты». Между ними есть еще «дочка» «Ростеха» — ООО «РТ-Авто», чьим генеральным директором, кстати, с 2010 г. уже является Сергей Когогин», — информирует портал «Бизнес-Online» (https:// www.business-gazeta.ru/article/373979). Несколько лет назад генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов лично занимался продажей ОАТ. Информационный холдинг РБК так описывал ситуацию: «На долю ОАТ приходится порядка 40% закупок АВТОВАЗа. Чтобы избежать проблем с загрузкой мощностей ОАТ, Чемезов в начале 2015 г. вроде бы убедил Бу Андерссона (президент ПАО «АВТОВАЗ» (2014-2016 гг.)) выкупить автокомпонентный холдинг на АВТОВАЗ. Актив был оценен в $165 млн, сделку планировали закрыть к 1 сентября 2015 г. Но против оказался Renault-Nissan, и Андерссон не стал спорить с контрольным акционером».

Renault не только отказалось от покупки ОАТ, но и постепенно наращивало долю импортных комплектующих в автомобилях, производимых АВТОВАЗом. Согласно отчету АВТОВАЗа за III кв. 2017 г., доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих изделий за 9 месяцев 2017 г. составила 30%. В результате заводы, управляемые ОАТ, отчитывались о падении оборотов. Так, если по итогам 2015 г. «Мотор-Супер» отчитался о выручке чуть более 1,5 млрд р., то в 2016 г. выручка составила всего около 1 млрд р. Примерно то же самое и у ВАЗИНТЕРСЕРВИСа. По итогам 2015 г. выручка -2,2 млрд р., по итогам 2016 г. выручка — 1,37 млрд р. Данные 2017 г. пока не раскрыты, но тенденция очевидна.

На фоне подобных показателей приобретение КАМАЗом акций АО «ОАТ» стоит рассматривать как некую нагрузку. Особенно в решении вопросов трудоустройства многотысячных коллективов предприятий ОАТ. Теперь этими проблемами придется заниматься не Сергею Чемезову, а Сергею Когогину.