Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (661) | 26 марта 2018г.
 

В федеральном тренде

Газпром реализует программу внедрения газомоторного топлива

Илья Ширтанов

22 марта прошло совещание на тему реализации мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на территории Самарской и Ульяновской обл., организованное ООО «Газпром трансгаз Самара» (ГТС). Данную задачу перед регионами еще в 2013 г. поставил президент России Владимир ПУТИН. Выступая перед слушателями, генеральный директор ГТС Владимир СУББОТИН (на фото) подчеркнул, что реализуя посыл президента, структуры ПАО «Газпром» не только поддерживают федеральный тренд, но и тем самым помогают автовладельцам уменьшить затраты на топливо, значительно снизить нагрузку на экологическую среду. Однако для того, чтобы добиться нужного результата, необходимо синхронизировать процессы развития инфраструктуры с процессом выпуска автомобилей и техники на газомоторном топливе (ГМТ).

По указу президента

Задел, для реализации программ Газпрома на территории Самарской обл. был заложен 14 мая 2013 г. Тогда на совещании правительства РФ в Сочи о перспективах использования ГМТ президент РФ обозначил три основных фактора для работы в этом направлении. Первое — подготовка нормативной базы, второе -повышение интереса покупателей к газомоторным автомобилям, третье — создание условий для расширения газозаправочной инфраструктуры и специальных пунктов технического обслуживания.

«Газ в качестве моторного топлива используется уже более чем в 80 странах мира. И надо отметить, что с каждым годом мировой парк автомобилей на газе неуклонно растет. Россия, несмотря на наши запасы, а они у нас большие, я сейчас об этом еще скажу, это 20% всех мировых запасов природного газа, но Россия занимает, к сожалению, только 20-е место по использованию автомобилей на газовом топливе. Безусловно, у нас есть все возможности — и ресурсные, и технологические — для того, чтобы занять здесь лидирующие позиции», — такие слова Владимира Путина приводил официальный портал президента РФ kremlin.ru. В мае того же 2013 г. правительством РФ издается распоряжение №767-р «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива».

В соответствии с инициативой Владимира Путина в Самарской обл. была разработана и утверждена госпрограмма развития ГМТ в регионе на 2014-2020 гг. В соответствии с разработанным планом к 2020 г. в городах с численностью населения более 1 млн человек количество подвижного состава на компримированном природном газе (КПГ) должно быть доведено до уровня в 50% от общего количества единиц техники. В городах с численностью населения более 300 тыс. не менее 30% транспорта должно быть переведено на КПГ.

В городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. этот показатель должен составлять 10%. На эти цифры обратил внимание присутствовавших представитель Департамента 308 ПАО «Газпром» Александр Шевчук.

Динамика роста

Владимир Субботин в приветственном слове к прибывшим на совещание автопроизводителям и представителям транспортных организаций подчеркнул, что Самарская обл. демонстрирует положительную динамику в реализации данной программы. В частности, для Самары было закуплено 125 автобусов и транспортных средств, используемых в сфере ЖКХ. Тольяттинский пассажирский автопарк пополнился 60 автобусами. Сызрани оказали поддержку в приобретении 40 автобусов. «Потребление газа на транспорте в Самарской обл. росло в среднем на25%вгод, и по итогам 2017 г. этот показатель достиг 14 млн куб. м», -сообщил участникам заедания Владимир Субботин.

Данный факт не вызывает удивления. Отпускная цена КПГ в 2,5 раза ниже предложений по традиционным видам топлива. К примеру, на сегодняшний день 1 куб. м КПГ реализуется на автомобильных газовых заправочных станциях (АГНКС) за 14 р. При этом цена 1 л дизельного топлива в среднем составляет около 39 р., бензина марки АИ-92 — порядка 37,5 р. Выгода очевидна.

Для того чтобы даже упорные скептики могли изменить свое мнение по отношению к использованию ГМТ, осенью 2017 г. ГТС провело экологический автопробег под названием «Сердце России». На старт в Тольятти вышли автомобили как переоборудованные на ГМТ, так и работающие на традиционных видах топлива. «Итоги пробега, завершившегося в Казани, полностью подтвердили выкладки об экологическом и экономическом преимуществе КПГ перед традиционными видами топлива», — сообщил результаты эксперимента Владимир Субботин.

Цели определены

С экологическими аспектами использования КПГ в качестве ГМТ, присутствовавших на заседании ознакомил представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл. Андрей Ардаков:

«По данным Приволжского УГМС, основным источником загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться автомобильный транспорт, который формирует около 60% в общей массе выбросов». В то же время Андрей Ардаков раскрыл сравнительные данные по составу выхлопа от автомобилей на бензине и на КПГ: «По данным Минэнерго России, если взять за эталон бензин класса ЕВРО-4, то получиться, что по выбросам оксида азота КПГ экологичнее почти в 3 раза. По углеводородам автомобиль, использующий в качестве топлива КПГ, выигрывает по экологичности в 14 раз. По бензопирену более чем в 16 раз. По саже в 3 раза. Но если сравнивать с дизельным двигателем, то почти в 100 раз».

Казалось бы, выгода продвижения КПГ очевидна. Тем не менее, как заверил Владимир Субботин, сегодня средняя загрузка АГНКС по Самарской и Ульяновской обл. не превышает 25%. Показатель некритичный, но в то же время предоставляющий почву для анализа выстраиваемой схемы с целью повышения эффективности и отдачи от инфраструктурных объектов.

Владимир Субботин весьма точно сформулировал концепцию, в рамках которой необходимо продолжить реализацию программы по продвижению ГМТ. Генеральный директор ГТС подчеркнул, что необходимо добиться логистического равновесия всех процессов, от введения в оборот автомобилей на КПГ до выделения земельных участков под организацию АГЗС и сервисных центров. В этом случае тренд, заложенный президентом РФ Владимиром Путиным, будет реализован без перекосов и с максимальной отдачей для всех сторон.

Комментарии

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»

- Политика государства направлена на расширение использования газомоторного топлива. Наше сегодняшнее совещание ставило целью найти пути синхронизации всех действий в этом направлении, тогда мы без труда сможем загрузить существующие АГНКС, и по тому, как будет расти спрос на КПГ, будет развиваться другая инфраструктура — АГЗС, сервисы. В планах — строительство двух АГЗС на трассе М5 (в районе Зеленовки и в районе Сергиевска), двух новых в Самаре и одной в Новкуйбышевке. Сейчас ведутся переговоры с собственниками земли. Это делается для того, чтобы автовладельцы не испытывали сложностей в поисках АГНКС, а когда перед потенциальным покупателем ставился вопрос, какому автомобилю отдать предпочтение, он делал выбор в пользу автомобиля на КПГ.