Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (659) | 5 марта 2018г.
 

Шаткость Попова

АВТОВАЗ взыскивает неустойку с ЗАО «Полад»

Сейдамет Абреков

13 февраля ПАО «АВТОВАЗ» продолжило взыскивать с ЗАО «Полад» неустойку в размере чуть более 3,6 млн р. «Полад», бенефициаром которого является бывший депутат Самарской губернской думы (СГД) от ЛДПР (2011-2016 гг.) Виктор ПОПОВ, является поставщиком и дилером АВТОВАЗа. Поэтому высока вероятность, что «Полад» с легкостью согласится оплатить неустойку — судебная тяжба не более чем попытка оттянуть срок. В случае же реальных обострений отношений с АВТОВАЗом «Полад» может потерять все отношения с этим предприятием.

Сегодня ЗАО «Полад» занимается производством штампованных и полимерных изделий, материалов на основе ПВХ. Также «Полад» производит изделия интерьера и экстерьера автомобилей, детали рулевого управления, электрооборудования, компоненты систем выпуска, сцепления и т.д. Бенефициаром компании «Полад» являлся бывший депутат СГД от ЛДПР Виктор Попов. С мая 2017 г. генеральным директором ЗАО «Полад» является бывший депутат Думы г.о. Сызрань от ЛДПР Павел Зелюков.

ЗАО «Полад», а также другие предприятия одноименной Группы компаний, находятся в плотной зависимости от АВТОВАЗа. Ведь помимо поставок на автозавод Группа компаний «Полад» занимается реализацией товарных автомобилей производства ПАО «АВТОВАЗ». На своем сайте «Полад» указывает 6 городов, где находятся дилерские центры: Тольятти, Пенза, Сибай, Соль-Илецк, Октябрьский и Нефтекамск. Таким образом, не в интересах Группы компаний «Полад» портить отношения с руководством АВТОВАЗа.

Однако, руководители и собственники «Полада» вряд ли в силах изменить тренд, заданный руководством АВТОВАЗа. Оно сегодня придерживается двух тенденций — это снижение объемов производства автомобилей модельного ряда марки LADA и рост доли импортных комплектующих.

Согласно отчету АВТОВАЗа за III кв. 2017 г., доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих изделий за 9 месяцев 2017 г. составил 30%. Т.е. уже почти треть. На деле этот показатель может быть еще выше. Известны случаи, когда фактически та или иная деталь автомобиля, полностью изготовленная за рубежом, прибывает в Россию разобранной. На территории РФ ее лишь собирают (фактически отверточная сборка), но по документам она формально считается произведенной в России. Подобные схемы позволяют преодолевать некоторые таможенные барьеры. В проигрыше не только бюджет РФ, но и российские производители комплектующих. ЗАО «Полад» в этом случае не исключение. В последние годы выручка у «Полада» стабильно падает. Если по итогам 2011 г. она составила более 2,8 млрд р., то по итогам 2016 г. уже всего 809,5 млн р. Снижение в 3,5 раза!

С другой стороны, ситуация может измениться. Так, в Госкорпорации «Ростех» — мажоритарном акционере ПАО «АВТОВАЗ» -наверняка питают надежды относительно того, что назначение президента ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мора еще и операционным директором региона Евразия и старшим вице-президентом Renault должно повлечь за собой последствия. А именно — якобы вскоре стоит ожидать отставки Николя Мора с должности президента АВТОВАЗа. О новом назначении Николя Мора стало известно 6 февраля. И в этот же день генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов уже начал прогнозировать отставку Мора с должности президента АВТОВАЗа. Информационное агентство «Интерфакс» привело его высказывание на этот счет: «Решение есть: Мор уже назначен руководителем регионального подразделения Renault, поэтому пока совмещает. Сейчас подбирают они (Renault. — Интерфакс). Как дадут кандидатуру — мы уже будем знать. Они (Renault. — Интерфакс) с нами должны согласовать эту кандидатуру».

Похоже, в Ростехе в очередной раз надеются, что новый президент АВТОВАЗа будет более лоялен к российским производителям комплектующих. Примерно то же самое происходило, когда лично Сергей Чемезов предрекал отставку предшественнику Николя Мора Бу Андерссону. Тогда почему-то считалось, что после того, как Бу Андрессон уедет из Тольятти, все так называемые «традиционные» вазовские поставщики смогут вернуть утрачиваемые позиции. Однако этого не произошло. Прекрасный пример тому — ситуация с одним из крупнейших поставщиков АВТОВАЗа ОАО «АвтоВАЗагрегат», который именно при Андерссоне лишился возможности поставлять свою продукцию на АВТОВАЗ (см. «Хронограф» №3 (573) от 1.02.16). На сегодня АвтоВАЗагрегат — банкрот, многотысячный коллектив предприятия уволен. После того как президентом АВТОВАЗа стал Николя Mop, Renault ничего не было сделало для того, чтобы реанимировать отношения с Авто-ВАЗагрегатом. Таким образом, вряд ли от личности будущего руководителя АВТОВАЗа зависит смена тренда. Этот человек, если верить словам Сергея Чемезова, будет очередным представителем Renault, а значит, человеком корпоративным, действующим по указке из Парижа.

С пониманием этого таким поставщикам, как Группа компаний «Полад», следует готовиться к худшему — к тому, что условия взаимоотношений с АВТОВАЗом будут еще жестче. Иски со стороны АВТОВАЗа, подобные тем, что сегодня рассматривает Арбитражный суд Самарской обл. (о выплате неустойки), могут быть поставлены на конвейер. В Renault прекрасно понимают, что «Полад» никуда не денется, поскольку его производство исторически было организовано исключительно под нужды АВТОВАЗа. А значит, есть резон и дальше давить на «Полад» и подобные ему организации, выжимая из них последнее.