Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (659) | 5 марта 2018г.
 

ТОA3 опроверг

Сведения, распространенные «Уралхимом»

Борис Кротов

2 марта представители ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) дали исчерпывающие пояснения по поводу информации, распространяемой миноритарным акционером компании — АО «ОХК «Уралхим». Согласно официальной позиции ТОАЗа , «Уралхим» преподнес на суд общественности искаженные данные о производственных показателях предприятия. Исходя из этого инициативу «Уралхима» можно расценивать как очередной враждебный шаг по отношению к ТОАЗу.

Как отмечается в обращении ТОАЗа, опубликованном на интернет-портале общества, «Уралхим» распространил «официальное заявление, основанное на искаженных и ложных сведениях. В т.ч. в нем содержатся ложные утверждения, касающиеся производственной деятельности ПАО «ТОАЗ».

Двумя днями ранее на сайте «Уралхима» действительно появилась информация о том, что якобы «на «Тольяттиазоте» в течение многих лет действует система управления, которая не только ущемляет права миноритарных акционеров, но и ставит под угрозу безопасность производства и логистическую деятельность предприятия. Значительная часть основных фондов «Тольяттиазота» простаивает, производственный комплекс работает крайне неэффективно».

Данное заявление «Уралхима» легко опровергается данными из отчетности ТОАЗа, основанной на фактах и подтвержденной реальными цифрами. В частности, в 2012 г. ТОАЗ произвел 2,28 млн т аммиака. По итогам 2017 г. этот показатель превысил 2,64 млн т, а годом ранее — 2,85 млн т. «Следовательно, рост производства аммиака за 6 лет составил от 15 до 25%», — подчеркнули специалисты ТОАЗа.

При этом на ТОАЗе не скрывают, что в 2017 г. предприятие было вынуждено несколько снизить объемы выпуска аммиака «из-за невозможности транспортировки продукции по украинской части магистрального аммиакопровода «Тольятти -Одесса». Не исключая возможности возникновения подобных инцидентов в будущем, на ТОАЗе сделали ставку на производство карбамида.

В итоге в 2017 г. ТОАЗ побил собственный рекорд по выпуску карбамида. Данного продукта за указанный период было произведено 720 тыс. т (в 2016 г. — 552 тыс. т). Если же рассматривать динамику с 2012 г. (349 тыс. т), то рост показателя по данной номенклатуре составил 205%.

По утверждению представителей ТОАЗа: «Начиная с 2012 г. советом директоров ПАО «ТОАЗ» инициирована, а руководством Общества реализуется стратегическая программа модернизации. На текущий момент объем инвестиций в обновление производственных мощностей, повышение их эффективности и безопасности составил более 28 млрд р. За время действия программы были проведены капитальные ремонты и модернизация обоих агрегатов производства карбамида, агрегатов производства аммиака №№ 2,3,4,5 и 6, двух изотермических хранилищ продукции».

Приведенная информация может свидетельствовать о недостоверности сведений, распространяемых «Уралхимом»» в отношении эффективности производственной деятельности ПАО «ТОАЗ» и менеджмента предприятия. Кроме того, представители ТОАЗа отмечают, что «Уралхим» неоднократно предпринимал недружественные действия в отношении предприятия.

Корпоративный конфликт на ТОАЗе возник после того, как в 2008 г. «Уралхим» объявил о приобретении 7,5% акций общества у ООО «РЕНОВА Оргсинтез». Уже в тот момент отдельные эксперты прогнозировали, что покупкой небольшого пакета акций ТОАЗа «Уралхим» не ограничится. Прогноз оказался пророческим.

За почти 10-летнюю историю участия «Уралхима» в акционерном капитале ТОАЗа было инициировано множество арбитражных разбирательств, а также организовано уголовное преследование руководителей тольяттинского химпредприятия. По мнению специалистов, действия «Уралхима» ассоциируются с понятием гринмейла.

Несмотря на попытки дестабилизировать ситуацию на предприятии, ТОАЗ сохраняет лидерские позиции по многим показателям. Предприятие входит в число крупнейших налогоплательщиков Самарской обл. — сумма налогов, уплаченных предприятием в бюджеты всех уровней в период с 2012 по 2017 гг., составила 27,9 млрд р. На ТОАЗе продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, в т.ч. имеющих стратегическое значение, как, например, строительство нового агрегата по производству карбамида.