Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (659) | 5 марта 2018г.
 

Подарок к мундиалю

Друзья Ушамирского готовятся монополизировать пассажирские перевозки в Самаре

ИА «Центр-Инфо»

На 12 марта намечено очередное разбирательство по делу о банкротстве МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс». Похоже, муниципалам осталось недолго работать на рынке пассажирских перевозок Самары. По неофициальной информации, МП «Пассажиравтотранс» уже в апреле может оказаться вынуждено уступить свои маршруты частным перевозчикам. Предполагается, что контроль над самарским рынком получат структуры, за которыми просматриваются интересы лиц из окружения создателя ГК «ВИД» Алексея УШАМИРСКОГО. Формально глобальный процесс передела рынка начат под лозунгом подготовки Самары к Чемпионату мира по футболу 2018 г.

Столкнули на обочину

Судьба МП «Пассажиравтотранс», по всей видимости, уже решена. Поступающая информация позволяет сделать вывод о том, что Самара совсем скоро останется без муниципального предприятия по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Его место на рынке планируют занять коммерческие перевозчики. «С 1 апреля 2018 г. МП «Пассажиравтотранс» полностью прекращает свою деятельность. Все имущество муниципального предприятия, включающее в себя территорию автобусного парка №5; диспетчерские станции «Аврора», «Хлебная площадь» и «14 микрорайон»; автобусы и маршруты, а также долговые обязательства, переходит к ООО «Самара Авто Газ». Персоналу МП «Пассажиравтотранс» предложено 2 варианта: либо написать заявления о переводе в «Самара Авто Газ» и получить при этом компенсации за отпуск и 2 месячных оклада, либо уволиться по собственному желанию», — сообщает частный информационный портал «Транспорт города Самара». Это сообщение появилось 10 февраля (https://transportsamara.word-press.com/2018/02/10/что-в-ско-ром-времени-ожидает-автобусн/).

Неофициальная информация о реорганизации рынка пассажирских перевозок в пользу ООО «Самара Авто Газ» (ИНН 6318142216) вскоре получила косвенное подтверждение из официальных источников. 13 февраля Самарскую обл. с рабочим визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в РФ Игорь Петришенко. В присутствии врио губернатора Самарской обл. Дмитрии Азарова и главы Самары Елены Лапушкиной белорусские делегаты приняли участие в торжественной передаче автобусов МАЗ для использования на транспортных маршрутах Самары. Выяснилось, что машины поступят на службу в ООО «Самара Авто Газ», директором которого является Леонид Шихарев. «Договоренность о закупке 100 новых автобусов региональным коммерческим перевозчиком ООО «Самара Авто Газ» была достигнута в мае прошлого года, во время визита делегации Самарской обл. в Белоруссию», — говорилось об этом в официальном сообщении администрации Самары. Очевидно, что «Самара Авто Газ» массовой покупкой новых автобусов озаботилось не случайно. Видимо, уже год группа заинтересованных лиц понимала, что МП «Пассажиравтотранс» пойдет по пути банкротства, а его место на рынке займет ООО «Самара Авто Газ».

Формально закупка новых автобусов осуществлялась в рамках подготовки Самары к мундиалю. «Автобусы вместимостью 72 чел. начнут курсировать по городским маршрутам в дни Чемпионата мира по футболу FIFA 2018», — пояснялось в официальном сообщении.

«Пассажиравтотрансу» жить осталось недолго
«Пассажиравтотрансу» жить осталось недолго

Правда, события вокруг МП «Пассажиравтотранс» позволяют сделать вывод о том, что после чемпионата мира сотня автобусов никуда не уедет и останется на маршрутах у коммерческого перевозчика.

Задачи для Сычева

В начале года в Самарской обл. был создан орган, который будет заниматься координацией пассажирских перевозок во время проведения мундиаля. Учреждение получило наименование «Региональный центр управления пассажирскими перевозками» (РЦУПП). Соответствующее распоряжение 30 января подписал врио первого вице-губернатора -председателя правительства Самарской обл. Александр Нефедов. Согласно документу, «центр будет отвечать за организацию и координацию мероприятий, связанных с осуществлением мониторинга и управления пассажирскими перевозками, а также реагировать на нештатные ситуации». Руководителем РЦУПП был назначен врио министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин. Всего в составе РЦУПП 27 чел. В их числе руководитель департамента транспорта г.о. Самара Юрий Тапилин, директор МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов, директор МП «Самарский метрополитен» Сергей Шамин, директор МП г.о. Самара «Центр организации дорожного движения» Олег Шперлинг. Также в совет РЦУПП вошел и директор терпящего бедствие МП «Пассажиравтотранс» Дмитрий Сычев.

Между тем у РЦУПП есть еще одна миссия, которая в широкой среде не афишируется. По данным источников Областного аналитического еженедельника «Хронограф», после ЧМ-2018 на базе РЦУПП планируется создать единую региональную структуру с участием правительства Самарской обл., в которую будет интегрирована деятельность муниципальных предприятий, специализирующихся на перевозках пассажиров по городским маршрутам. Компетентные лица отмечают, что РЦУПП якобы как раз и создается для того, чтобы протестировать данную модель управления пассажирскими перевозками и обкатать ее технологию. Правда, банкротство МП «Пассажиравтотранс» внушает определенного рода тревогу в отношении будущей организации пассажирских перевозок на территории г.о. Самара. Как указывалось выше, руководитель МП «Пассажиравтотранс» Дмитрий Сычев входит в состав РЦУПП. Поэтому совершенно непонятно, чем он будет заниматься там в случае банкротства предприятия и прекращения его деятельности.

Кроме того, есть риск, что Сычев в силу малоопытности может провалить свой фронт работ, связанный с реорганизацией пассажирских перевозок. По крайней мере вызывает вопросы процесс вывода имущества, активов и маршрутов из МП «Пассажиравтотранс» в «Самара Авто Газ». По логике вещей, имущество в случае банкротства должно реализовываться в ходе конкурсных процедур, а права на эксплуатацию муниципальных маршрутов необходимо выставлять на торги.

Однако почему-то уже сейчас фигурирует наименование организации, которой предстоит унаследовать имущество и маршруты МП «Пассажиравтотранс». Складывается впечатление, что все было предрешено заранее.

Монополия им. Ушамирского

Спланированная подготовка к переделу рынка пассажирских перевозок в пользу «Самара Авто Газа» способна вызвать недовольство со стороны других коммерческих перевозчиков. Альтернативные игроки вполне могли бы претендовать на наследство МП «Пассажиравтотранс», что порождает потенциальную перспективу обращений в УФАС. Однако все может оказаться намного прозаичнее. По данным другого информационного портала -«Транспортный оператор Самары», на территории города помимо ООО «Самара Авто Газ» работают такие коммерческие перевозчики, как ООО «Рейс» и ООО «Шоссе» из ГК «Рейс» Германа Скрицкого. Еще совсем недавно жителей Самары перевозило ООО «Менеджмент Прожект» Ирины Барсуковой. «Менеджмент Прожект», пожалуй, является единственной организацией, которая действительно заинтересована в том, чтобы опротестовать «сговор» перевозчиков. Однако вряд ли Ирина Барсукова отважится на это. Судя по всему, она все еще под впечатлением серии поджогов автотранспортных средств, которая произошла на территории Куйбышевского р-на весной прошлого года. Как известно, после этих событий «Менеджмент Прожект» ушло с самарского рынка пассажирских перевозок (см. «Хронограф» №20 (630) от 26.06.17).

ООО «Самара Авто Газ» Леонида Шихарева и ГК «Рейс» Германа Скрицкого враждовать явно не будут. Хотя бы потому, что имеют общего учредителя в лице Андрея Софронова (в ООО «Самара Авто Газ» у него 50%, в ООО «Рейс» -60%). Герман Скрицкий получил определенную известность в 2013 г., когда у ГК «Рейс» возник конфликт с операторами междугородних маршрутов. Именно тогда о нем и о заместителе министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Сергее Калинине заговорили как о людях, которые действуют «при всесторонней поддержке» Алексея Ушамирского. ООО «Самара Авто Газ» во главе с Шихаревым, как оказалось, заработало аналогичную репутацию. «По неподтвержденной пока информации... за «Самара Авто Газом» и другими причастными к краху МП лицами стоит Алексей Ушамирский», — сообщал ранее портал «ФедералПресс».

На этом фоне становятся понятными события, которые происходили на протяжении целого года. Вытеснение «Менеджмент Прожект» Ирины Барсуковой и подведение к банкротству МП «Пассажиравтотранс» выглядит как «зачистка» рынка от чуждых «друзьям» Ушамирского элементов. Подготовка к ЧМ-2018 стала хорошим поводом для усиления позиций «Самара Авто Газа». Реализация этого сценария приведет к тотальной монополизации рынка коммерческими перевозчиками, которых увязывают с интересами Алексея Ушамирского. По всей видимости, каждый из них будет выполнять свою роль. «Самара Авто Газ» сконцентрируется на перевозках в Самаре, а ГК «Рейс» Германа Скрицкого, вероятно, будет интегрирована в проект по созданию нового автовокзала в Самаре, к которому уже тянутся руки Ушамирского.