Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (654) | 29 января 2018г.
 

Коматовский — Дурова:

Завхозаппаратчики

Егор Кошеров

Раскрыт очередной реестр расходных обязательств департамента управления делами губернатора Самарской обл. и правительства Самарской обл. (ДУД) на ближайшие три года. ДУД возглавляет Владимир КОМАТОВСКИЙ, однако в скором времени он может утратить свой пост. Схожая угроза маячит перед руководителем аппарата Самарской губернской думы (СГД) Людмилой ДУРОВОЙ. Ожидается, что настоящая борьба за ресурсы обеих административных надстроек при двух ветвях власти Самарской обл. развернется между самарскими и федеральными группами влияния сразу после подведения итогов выборов президента РФ.

Факты

Владимир Коматовский стал руководителем ДУД осенью 2012 г., вскоре после появления в регионе губернатора (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. До этого в течение нескольких месяцев он поработал главным федеральным инспектором (ГФИ) по Самарской обл. Его сразу восприняли как креатуру губернатора Меркушкина. Это подтверждалось репликами самого Меркушкина, заявлявшего, что Коматовскому у руля ДУД предстоит серьезная работа по реализации задач, стоящих перед исполнительной властью региона, в т.ч. и по подготовке Самарской обл. к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Особо губернатор отмечал, что статус руководителя ДУД после прихода Коматовского будет повышен в связи с новыми задачами.

И действительно, при Коматовском ДУД превратился в своеобразную бюджетную «кладовую», откуда черпала денежные средства для нужд реализации внутренней политики администрация губернатора во главе с ее руководителем (2012-2017 гг.) Дмитрием Овчинниковым. Ежегодные расходы этой «кладовой» были установлены на уровне 3 млрд р., что в условиях курса на жесткую экономию бюджетных средств, провозглашенного тем же Меркушкиным, выглядело весьма гротескно.

К оптимизационным «достижениям» времен Коматовского можно отнести, к примеру, расширение штата самого ДУД и подведомственных ему учреждений вместе с ростом благосостояния сотрудников. Из сведений о доходах государственных гражданских служащих ДУД за 2016 г. следует, что около четырех десятков чиновников под началом Коматовского содержат себя очень хорошо, а кое-где даже с претензией на роскошь. В декларациях встречаются такие транспортные средства, как Toyota Land Cruiser Prado и MERSEDES-BENZ G 63 AMG. У многих аппаратчиков во владении по несколько квартир и земельных участков. Не жалуются и директора госструктур, учредителем которых выступает ДУД. Если взять директора ГБУ «Телерадиокомпания «Губерния» Юрия Проничева, то за 2016 г. он заработал почти 3,5 млн р., обладая при этом земельным участком, жилым домом, несколькими квартирами и нежилыми помещениями.

Людмила Дурова главенствует в аппарате СГД почти в три раза дольше, чем Коматовский управляет деятельностью ДУД. Дурову можно считать долгожителем административно-хозяйственной части регионального заксобрания — она стала играть там первую скрипку еще в начале 2004 г., на экваторе срока полномочий III созыва СГД. Наблюдатели во многом склонны объяснять подобный карт-бланш тем, что еще весной 2005 г. неустановленным должностным лицом в текст регламентирующих документов СГД были внесены странные изменения. Суть их заключалась в том, что должность руководителя аппарата СГД была перенесена из перечня должностей, занимаемых на ограниченный срок, в перечень должностей, занимаемых на неограниченный срок. По этому поводу даже возбуждали уголовное дело по статье «Превышение служебных полномочий», которое впоследствии было прекращено (см. «Хронограф» №40 (255) от 27.10.08). Какое участие в фабуле дела принимала Дурова, история умалчивает, однако и так понятно, что неограниченный срок полномочий руководителя аппарата выгоден прежде всего ей.

Мифы

Мифотворцы, говоря об экономической привлекательности такого образования, как аппарат СГД, в первую очередь отзываются не о его бюджете и доходах его сотрудников. Дело в том, что бюджет аппарата законодательного органа власти региона намного скромнее, чем бюджет аппарата власти исполнительной. Доходы Дуровой и ее подчиненных, как правило, не сильно превышают уровень доходов обычных чиновников, уступая доходам многих депутатов СГД. Так, сама Дурова за 2016 г. заработала 2,2 млн р., ее заместитель Андрей Калакутский -1,49 млн р., начальник правового управления Андрей Саусин -1,28 млн р., начальник управления делами Дмитрий Котмышев -1,325 млн р.

Как поясняют мифотворцы, профит от контроля над аппаратом СГД Дурова и ее покровители могут извлекать по-другому. Через аппарат начинают свое движение к принятию на пленарных заседаниях почти все законодательные инициативы. Поступая туда в сыром виде, после юридической и экономической обработки они становятся неким полуфабрикатом, доведением которого до готовности занимаются уже депутаты со своими помощниками. Но так выглядит скорее идеальный случай. Учитывая, что в последние десять лет функционал депутатов СГД многими оценивается исключительно по готовности проголосовать в нужный момент так, как требуют лоббисты того или иного законопроекта, все основные качественные характеристики будущих законов могут закладываться именно в аппарате и именно теми специалистами, которые служат при Дуровой. Если это так, то различные группы влияния должны быть заинтересованы в наличии своих людей в аппарате, чтобы «продукт» готовился, что называется, под их непосредственной опекой. Отсюда вполне логично, что Дуровой было бы удобно предлагать места в штатной структуре аппарата СГД тем, кто не прочь за них и поторговаться.

Плюс ко всему присутствие доверенных лиц в аппарате СГД для региональных ФПГ — ключ к новостной ленте о том, что могут замышлять в политической плоскости конкуренты. Все кулуарные обсуждения, предложения, споры, затеваемые лоббистами и их представителями в лице тех же помощников депутатов, рядовых и не очень сотрудников аппарата, крутятся именно здесь. Недаром сведения об этих людях, их доходах, их должностных инструкциях Дурова предпочитает держать под замком, хотя в теории это абсолютно открытая информация. Сложно найти также сводку о расходах, которые аппарат пускает не только на осуществление своей деятельности, но и на решение прочих вопросов. Дурова, наверное, как никто другой могла бы прогнозировать размер улова, который можно было бы получить в этой мутной воде.

Владимир Коматовский в приведенном ракурсе с подачи Николая Меркушкина выглядит более традиционным «завхозом». Он волею губернатора не решает задач внутренней политики, а просто финансирует их выполнение. Причем направление расходов ДУД при Коматовском условно можно поделить на три статьи: первая предусматривает расходы на обеспечение деятельности объектов, сопровождающих деятельность губернатора, и его администрации; вторая — расходы на проведение информационной политики губернатора в подконтрольных региону СМИ; третья — расходы на создание т.н. электоральных аномалий. Во второй статье присутствуют сотни миллионов субсидий для ГБУ «Телерадиокомпания «Губерния» и ГАУ «Редакция газеты «Волжская коммуна» (до полумиллиарда на оба учреждения в год). Третью статью мифотворцы сравнивают с подкупом избирателей или членов избирательных участков и комиссий. В третьей статье в бытность Меркушкина губернатором встречались как банальные закупки водки и подарочных наборов для ублажения избирателей, так и проведение различных социологических исследований.

Отдельные из них при проверке оказались фикцией, как было выяснено в ходе расследования ставшего знаменитым уголовного дела «социолога» Николая Явкина и бывшего заместителя Дмитрия Овчинникова Дениса Подсеваткина (см. «Хронограф» №33 (643) от 23.10.17).

Особняком в череде мало обоснованных с точки зрения здравого смысла расходов ДУД стоят субсидии юридическим лицам в счет возмещения их затрат на оказание социально значимых услуг. Т.е. «подкупали» избирателей как бы коммерческие структуры, а бюджет был готов компенсировать им потери. Естественно, «завхозу» Коматовскому приходилось ставить свою визу под всеми «прожектами». А кое-где он даже давал добро поставкам пива в подведомственное ДУД учреждение своей близкой родственницы (см. «Хронограф» №26 (636) от 04.09.17).

Прогнозы

Назначение врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова породило дискуссии о необходимости реформирования возглавляемого Коматовский ДУД, а также сокращения принятых этим департаментом расходных обязательств. Ситуация, когда должностные лица администрации губернатора за любыми деньгами вынуждены ходить к «завхозу», вряд ли устраивает новоявленных аппаратчиков из управленческой команды технократа Азарова, среди которых можно выделить, к примеру, еще одного бывшего ГФИ Андрея Когтева (с 11 октября 2017 г. он врио вице-губернатора — полномочного представителя губернатора Самарской обл. при президенте и правительстве РФ) (см. «Хронограф» №32 (642) от 16.10.17). Соответственно, после мартовских президентских выборов можно ожидать чего угодно, вплоть до упразднения ДУД с передачей его расходных обязательств в пользу альтернативной надстройки.

С другой стороны, как видно из утвержденного депутатами СГД перед Новым годом очередного реестра расходных обязательств ДУД, сокращениями здесь пока не пахнет. В 2018 г. ДУД предписано потратить 2,386 млрд р., в 2019 г. — 2,452 млрд р., в 2020 г. -уже 2,515 млрд р. С Коматовский или без него будет происходить освоение этих средств, выяснится уже совсем скоро. Однако существует опасение, что и с новым руководителем ДУД не станет полезнее для рядовых налогоплательщиков.

Перспективы Людмилы Дуровой во главе аппарата СГД также не слишком оптимистичны. В следующем году ей исполняется 65 лет, что по закону является предельным возрастом пребывания на государственной гражданской службе. И это только один из поводов для удаления Дуровой и назначения на ее место нового аппаратчика в лице представителя какого-нибудь федерального клана. Другим поводом перетряхнуть весь аппарат должно стать грядущее смещение с поста председателя СГД Виктора Сазонова. Сегодня уже разработан сценарий бесконфликтного удаления Сазонова с должности спикера путем предложения ему места в Совете Федерации РФ от исполнительной власти региона по итогам выборов губернатора Самарской обл. 9 сентября 2018 г. (см. «Хронограф» №40 (650) от 11.12.17). Тот, кто придет на смену Сазонову, очевидно, не будет миндальничать: в аппарате спикеру всегда нужны только свои, проверенные люди.

Цитата:

- Все расходные обязательства департамента утверждены законом Самарской обл. от 6 декабря 2017 г. № 116-ГД «Об областном бюджете на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг.». (Владимир Коматовский в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф»)

- Начиная с 2013 г. в рамках оптимизации расходов на деятельность неоднократно проводились мероприятия по сокращению штатной численности Самарской губернской думы. (Пресс-служба СГД на вопрос ОАЕ «Хронограф» по поводу Людмилы Дуровой)