Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (654) | 29 января 2018г.
 

Реванш неизбежен

Новый совет директоров КРСО способен привлечь Меркушкина к ответу

Андрей Неретин, Павел Соколов

23 января генеральным директором АО «Корпорация развития Самарской обл.» (КРСО) назначен Максим СОЙФЕР. Месяцем ранее, 21 декабря 2017 г., в ходе внеочередного общего собрания акционеров КРСО был избран новый состав совета директоров. Вполне ожидаемая смена руководства КРСО показала, что крупнейшим инвестпроектам корпорации предстоит серьезный аудит со всеми вытекающими последствиями. Вплоть до уголовных. Причем вопросы должны быть заданы в т. ч. и бывшему председателю совета директоров КРСО Николаю МЕРКУШКИНУ (на фото).

Внешне формальная ротация

Контрольным пакетом акций АО «КРСО» владеет правительство Самарской обл. (98,15%), остальные ценные бумаги принадлежат государственной корпорации «Внешэкономбанк» (1,85%). На состоявшемся 21 декабря собрании акционеров КРСО в повестке дня стоял лишь один вопрос: досрочное прекращение полномочий совета директоров и избрание в его состав новых членов. Переизбрание совета директоров связано с изменениями в составе правительства Самарской обл., начавшимися после произошедшей 25 сентября 2017 г. досрочной отставки губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина.

Информация о принятых решениях была отображена на официальном сайте КРСО. Состав совета директоров КРСО претерпел кардинальные изменения. На первый взгляд это вполне логично. Вместо Николая Меркушкина в совет директоров КРСО был избран врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров. Также в совете директоров КРСО больше не значатся министр строительства Самарской обл. (2012-2016 гг.) Алексей Гришин, министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. (2010-2016 гг.) Виктор Альтергот и министр управления финансами Самарской обл. (2012-2017 г.) Сергей Кандеев. Гришин и Кандеев (см. «Хронограф» №24 (423) от 2.07.12) были прямыми креатурами Меркушкина, прибывшими в регион сразу после него. Альтергот местный кадр, но в отличие от своих многих коллег со времен губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова ему удалось вписаться в команду Меркушкина.

Следует отметить, что Виктор Альтергот выбыл из состава совета директоров КРСО еще 21 июня 2017 г. (см. «Хронограф» №37 (647) от 20.11.17). Вместо Альтергота туда оперативно был внедрен Алексей Попов, назначенный 20 февраля 2016 г. вместо него на должность министра сельского хозяйства Самарской обл. (см. «Хронограф» №8 (578) от 21.03.16). Отметим, что 21 декабря 2017 г. Попов был переизбран в совет директоров КРСО.

Судя по всему, задолго до прошедшего 21 декабря собрания акционеров КРСО из совета директоров вышел и Алексей Гришин. По логике вещей, его место должен был занять назначенный сразу после его отставки в декабре 2016 г. (см. «Хронограф» №39 (609) от 19.12.16) и до сих пор действующий министр строительства Самарской обл. Александр Баландин. Однако в обновленном 21 декабря 2017 г. совете директоров КРСО Баландина не оказалось. Вместо него туда был избран врио министра имущественных отношений Самарской обл. Михаил Солынин.

Исключения на общем фоне

Также из совета директоров выбыл врио министра энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергей Крайнев. Вместо него был избран врио первого заместителя председателя правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов. Место Кандеева в совете директоров КРСО занял врио министра управления финансами Самарской обл. Андрей Прямилов. Кудряшов и Прямилов хорошо знакомы Азарову по работе в подведомственных холдингу «Волгопромгаз» компаниях (см. «Хронограф» №35 (250) от 22.07.08), а затем в администрации Самары в разные периоды: сначала в 2006-2008 гг., затем с 2010 по 2014 г. (см. «Хронограф» №5 (533) от 16.02.15). Отметим, что Кудряшову доверили занять место в совете директоров КРСО, которое до этого было закреплено за Сергеем Крайневым (с июня 2012 г. по приглашению Меркушкина и до сих пор в статусе врио министра энергетики и ЖКХ Самарской обл.). Прямилову отдали позицию его предшественника на посту главы облминфина Кандеева. В отличие от Кандеева выбывший из состава совета директоров Крайнев пока все еще входит в состав правительства Самарской обл. (см. «Хронограф» №24 (423) от 2.07.12). Этот фрагмент рокировки в совете директоров КРСО лишь подчеркивает особо высокий статус Кудряшова в команде Азарова. Развивая эту мысль, можно дойти до вывода о том, что Сергею Крайневу нет места в команде Азарова, но его вынуждены терпеть ввиду наличия у главы регионального Минэнерго покровителей из числа бенефициаров одного из крупнейших экономических кланов страны. Таковым почему-то считают ГК «Ренова» Виктора Вексельберга и Евгения Ольховика.

Из прежнего состава совета директоров КРСО остались врио министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко и бывший генеральный директор КРСО (ноябрь 2008 г. — сентябрь 2015 г.) Ольга Серова. Ее считают лицом из ближайшего круга доверенных лиц создателей холдинга ВПГ. Одновременно с этим ее коллеги и многочисленные ученики отзываются о ней как о гуру управленческой мысли, как о менеджере, способном вывести любой глобальный проект из самого провального положения.

Любопытно, что в совете директоров КРСО больше нет представителя ВЭБ. До недавнего времени там пребывала директор департамента региональной политики ВЭБ Наталия Ибрагимова. На ее место пришел врио полномочного представителя губернатора Самарской обл. при президенте РФ и правительстве РФ Андрей Когтев.

Упущенное время

Одним из первых вопросов для обновленного совета директоров КРСО должна стать проблема проекта Сергиевской птицефабрики.

При Меркушкине начиная с 2013 г. в этот проект было вложено несколько миллиардов бюджетных рублей, но уже в 2016 г. он оказался на грани банкротства. Одновременно с этим в адрес руководства Госфинконтроля Самарской обл., выявившего это обстоятельство, в том же 2016 г. начали поступать угрозы физической расправы (см. «Хронограф» №31 (601) от 17.10.16). В тот период Госфинконтроль Самарской обл. действовал под руководством Ольги Михеевой. О ней сегодня говорят как о человеке из окружения влиятельных лиц Госкорпорации «Ростех» (см. «Хронограф» №40 (650) от 11.12.17). После назначения 25 сентября 2017 г. Дмитрия Азарова главой Самарской обл. стало понятно, что Ростех начинает восстанавливать в регионе позиции, утраченные в период правления Меркушкина.

Одним из приоритетных направлений для этой группы лиц в плане освоения бюджетных потоков могут стать темы, связанные с сельским хозяйством. В отличие от многих перспективных в этом плане регионов страны Самарская обл. до последнего времени оставалась в стороне от взглядов главных олигархических кланов сектора АПК федерального уровня. Похоже, было кому отбивать на протяжении почти 5 лет у них аппетит к самарским ресурсам. Если это так, то вновь следовало бы обратить внимание на тех, кто до прихода в 2012 г. Меркушкина в Самарскую обл. прорабатывал проект Сергиевской птицефабрики: это команда губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова, прямого ставленника Ростеха.

Небольшая, но важная деталь. При проектировании, анализе и расчете экономических показателей проекта Сергиевской птицефабрики в основу всех изысканий ставили то, что на тот момент это могло бы стать крупнейшим производством мяса птицы в стране. Однако в мае 2012 г. Ростех отодвинули от Самарской обл. У нового главы региона могли быть иные взгляды на развитие птицеводческой отрасли АПК. В итоге признанными лидерами в стране в сфере производства курятины считаются агрохолдинги Белгородской обл. и Краснодарского края. Хотя для Самарской обл. еще не все позиции утрачены. В плане логистики Самарская обл. в отличие от двух названных регионов намного ближе к основным центрам потребления продуктов питания, а это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Уральский федеральный округ, Западная и Восточная Сибирь.

Дело осталось за малым — вывести проект Сергиевской птицефабрики из руин. Однако, похоже, это вряд ли удастся сделать быстро и безболезненно, если не начать уголовно-процессуальную работу в отношении всех тех, кто при губернаторе Меркушкине довел ситуацию в этом мега-проекте до ручки. Причем ограничиваться только лишь уровнем менеджмента самого проекта — это будет явный путь в тупик. Смотреть надо в комплексе, вместе с теми, кто с позиции совета директоров КРСО осуществлял стратегическое управление проектом при Меркушкине. Как, впрочем, вопросы должны возникнуть и к нему лично как к председателю совета директоров КРСО.