Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (158) | 20 ноября 2006г.
 

Абоненты почувствовали эффект

От передачи его ИнфоЛаде

Татьяна Никонорова

На прошлой неделе «Хронографу» стало известно, что история с переходом ООО ПКФ «Эффект» в собственность ООО «ИнфоЛада» имеет не совсем приятное для некоторых абонентов продолжение. Клиенты оказались перед дилеммой: либо заключать договор с новым собственником, либо доплачивать ему за обслуживание сетей. Ряд признаков свидетельствует о том, что и прежний владелец «Эффекта», и руководство ОАО «Волгателеком» знали о целом ряде проблем, накопившихся с момента создания компании. По оценке специалистов, абоненты ООО ПКФ «Эффект» получали услуги связи по не вполне законной схеме. В результате урегулирование отношений между абонентами и новым собственником «Эффекта» приобретает конфликтный оттенок.

Странная покупка

В конце лета ООО ПКФ «Эффект» перешло в собственность ООО «ИнфоЛада». Несмотря на то что ООО «ИнфоЛада» считалось одним из наиболее вероятных покупателей ООО «Атака высоких технологий», эту компанию купило ОАО СФ «Волгателеком». ООО «ИнфоЛада» приобрело ООО ПКФ «Эффект», тем самым пополнив свою клиентскую базу 1200 абонентами. Вместе с абонентами к ООО «ИнфоЛада» перешел и долг бывшего оператора, который образовался в результате покупки оборудования (см. «Хронограф» №27 (146) от 4.09.06). Однако самым большим камнем преткновения стала форма взаимоотношений с абонентами.

Основателем «Эффекта» был нынешний главный руководитель ОАО СФ «Волгателеком» Рахим Гизатов. Созданная им в 1994 г., компания стала первым частным оператором телекоммуникационной связи в Тольятти. Становясь на свою последнюю должность 2002 г., Гизатов продал свой бизнес. По некоторым сведениям бизнес Гизатова отошел к близкому ему лицу — Андрею Лисовскому, из чего можно сделать вывод что Рахим Гизатов не до конца утратил влияние на ООО ПКФ «Эффект». Вместе с тем у абонентов «Эффекта» был заключен договор об оказании услуг телефонной связи с ОАО «Связьинформ» — компанией, правопреемником которой впоследствии выступило ОАО СФ «Волгателеком». После ликвидации Связьинформа услуги связи абонентам «Эффекта» стал предоставлять Волгателеком. Начальник юридического отдела ООО «ИнфоЛада» Виктор Ткаченко прокомментировал эту ситуацию: «Сделка, при которой абонент получил услугу связи, вообще ни в какие ворота не лезла. Он непонятно чей абонент. Одни услугу ему предоставляют, другие подключают чисто физически. Третьи обслуживают каналы, которые идут по улицам и чердакам домов. Та схема, которая ранее существовала, была неверная. Не вязалась четко с законом. Сейчас мы занимаемся упорядочиванием отношений.

Я не знаю, как это будет выглядеть в итоге, знает только руководитель, может быть, еще финансовый директор».

Таким образом, вместе с «Эффектом» ИнфоЛада помимо долгов приобрела целый клубок неразрешенных технических, юридических и организационных проблем. В настоящий момент ИнфоЛада обслуживает порядка 50 тыс. абонентов, и приобретение «Эффекта», даже при самой приблизительной оценке, представляется невыгодным. По словам начальника юридического отдела ООО «ИнфоЛада» Виктора Ткаченко, приобретение «Эффекта» нельзя назвать покупкой. Отсюда можно сделать вывод, что передача «Эффекта» происходила в рамках неких иных договоренностей с Гизатовым.

Судя по всему, схема изначально была выстроена так, что услуги абонентам поставлялись Связьинформом, а «Эффект» лишь брал плату за эксплуатацию принадлежавшей ему части оборудования. Экономический смысл данной сделки понять несложно. Также можно догадаться и о причине срочной передачи странной компании более крупному оператору, но не подконтрольному Волгателекому.

Упорядочивание отношений

«Хронографу» стали известны сведения, касающиеся взаимоотношений некоторых абонентов ООО ПКФ «Эффект» и ООО «ИнфоЛада». Они оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, услуги связи они по-прежнему получают от ОАО СФ «Волгателеком», но ИнфоЛада заявляет о своих намерениях взимать плату за техническое обслуживание тех сетей, которыми пользуются абоненты ООО «Эффект».

Наталье Галяминской, одной из клиентов «Эффекта», в абонентском отделе ООО «ИнфоЛада» в присутствии корреспондента «Хронографа» предложили два варианта урегулирования отношений: либо расторжение договора с ОАО «Связьинформ» с дальнейшим заключением договора об оказании услуг телефонной связи с ООО «ИнфоЛада», либо заключение «договора аренды прямых проводов, образованных из сети телефонных пар в магистральном кабеле». Как пояснили в абонентском отделе, за этой формулировкой скрывается техническое обслуживание куска кабеля, который принадлежит ООО «ИнфоЛада».

Первый вариант подразумевает инсталляционные расходы в размере 1950 р. и ежемесячный платеж в размере 190 р., кроме того, у абонента изменится номер. Во втором случае абонент будет ежемесячно вносить в кассу ОАО СФ «Волгателеком» 190 р. абонентской платы и 152 р. платить ИнфоЛаде за техническое обслуживание. В случае незаключения договора аренды абонент рискует остаться без телефонной связи вообще. На вопрос, есть ли возможность переадресовать технические расходы на счет ОАО СФ «Волгателеком», в абонентском отделе ответили, что такой возможности нет. На вопрос, насколько можно доверять информации, которую предоставляют в абонентском отделе, Виктор Ткаченко ответил: «Мы (руководство. — Прим. авт.) хоть занимались договорами, регулировали сделку в правовом смысле, в абонентском же отделе менеджеры выполняют только часть какой-то работы, им сказано: переоформлять договоры. Они даже не знают, откуда ноги растут, в связи с чем и почему».

Клиент клиенту рознь

Главный специалист отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Наталья Щеканова также являлась абонентом ООО ПКФ «Эффект». Однако в разговоре с корреспондентом «Хронографа» она рассказала о том, что ситуация с ней сложилась более приемлемо с финансовой точки зрения. От нее не потребовалось инсталляционных платежей. В случае с ней ООО «ИнфоЛада» ограничилось перезаключением договора на оказание услуг связи. В настоящий момент Наталья Щеканова является абонентом 000 «ИнфоЛада» со своим прежним абонентским номером и ежемесячной абонентской платой в размере 190 р.

Такую разницу в итоге упорядочивания отношений в приведенных примерах можно объяснить совокупностью технических, юридических и административных особенностей, с которыми были заключены эти сделки. Но, как правило, смена собственника не влечет необходимости перезаключения договора и изменения его условий. Это общегражданские нормы. С переходом ООО ПКФ «Эффект» в собственность ООО «ИнфоЛады» для клиентов ничего не должно было измениться. Остается только гадать, почему для одних абонентов на самом деле ничего не изменилось, а для других — изменилось. В разговоре с корреспондентом «Хронографа» клиентка "Эффекта" сообщила, что при первом посещении абонентского отдела ООО «ИнфоЛада» ей не удалось взять договор домой для ознакомления. При вторичном посещении ей также отказали в этой просьбе. Подобное поведение со стороны сотрудников абонентского отдела не является нарушением закона. Просто компания, видимо, считает, что отпугивание клиента своеобразным сервисом является нормой для тольяттинских предприятий связи.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.