Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (651) | 18 декабря 2017г.
 

Взялись за Сечина

Ростехнадзор выявил аномалии в промысловых трубах Роснефти

Андрей Неретин

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (СПУ Ростехнадзора) обнародовало годовой отчет за 2016 г. Надзорное ведомство в очередной раз обратило внимание на странную аномалию в промысловых нефтепроводах АО «Самаранефтегаз» (дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть»). Объекты поразила внутренняя коррозия. По данным СПУ Ростехнадзора, в Самарской обл. такого не наблюдается больше ни у одной нефтедобывающей компании. Выводы ведомства могут иметь политические последствия. Это напоминает начало кампании по ослаблению позиций председателя правления ПАО «НК «Роснефть» Игоря СЕЧИНА (на фото).

Согласно годовому отчету СПУ Ростехнадзора за 2016 г., все нефтяные компании в соответствии с действующим законодательством проинформировали ведомство о произошедших инцидентах на опасных производственных объектах. «На основании анализа представленной информации о произошедших инцидентах на опасных производственных объектах можно сделать вывод, что все инциденты произошли на внутрипромысловых трубопроводах АО «Самаранефтегаз», — говорится в отчете СПУ Ростехнадзора. По данным ведомства, было зафиксировано 1474 инцидента на нефтепроводах, газопроводах и водоводах. Там же называется одна из основных причин выхода из строя оборудования. В отчете сообщается: «Как видно из анализа, основная причина инцидентов произошла по причине внутренней коррозии, что составило 482 инцидента — 32,7% от общего числа отказов. Основной причиной является то, что транспортируемая жидкость является очень агрессивной — содержит большой процент воды, механические примеси, сероводород».

СПУ Ростехнадзора в отчете о своей деятельности за предыдущий период отмечал аналогичную проблему. По официальным данным, в 2015 г. на трубопроводах «дочки» Роснефти по причине внутренней коррозии было зафиксировано 852 инцидента — 52,3% от общего числа. Наблюдалась она также исключительно на трубопроводах компании «Самаранефтегаз», где генеральным директором является Гани Гилаев. Такая аномалия может иметь несколько объяснений. Вполне возможно, что «Самаранефтегаз» является единственной порядочной нефтедобывающей организацией, которая честно и безбоязненно уведомляет СПУ Ростехнадзора обо всех авариях и инцидентах на опасных промышленных объектах.

Остальные же компании предпочитают скрывать информацию о происходящем.

Впрочем, у «аномалии» Гилаева может быть совсем иное объяснение. Не исключено, что Самаранефтегаз является единственной нефтедобывающей компанией в Самарской обл., на промысловых трубопроводах которой в массовом порядке происходят аварии и инциденты. В т.ч. и по причине внутренней коррозии. Если это действительно так, то тут есть над чем задуматься. Внутренняя коррозия труб по причине повышенного содержания воды, механических примесей и сероводорода ставит вопрос о низком качестве сырья. Возможно, добываемая нефть не проходит должным образом очистку от воды и примесей. Не исключено, что Самаранефтегаз делает это осознанно, чтобы искусственным образом раздуть показатели по объему добычи нефти для формирования отчетности в центральный аппарат Роснефти.

Между тем повышенное содержание воды в промысловых нефтепроводах самарской «дочки» Роснефти может быть наследием производственной практики, которая сложилась во времена пребывания предприятия в составе ОАО «НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского. Следует напомнить, что в 2004-2005 гг. прокуратура Самарской обл. возбудила уголовное дело, заподозрив Самаранефтегаз в уклонении от уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Как установило следствие, компания недоплатила в бюджет 3,6 млрд р. за 1999-2000 гг. Схема уклонения от налогов строилась вокруг понятия «скважинная жидкость». Считается, что изобретателем этого термина был сам Михаил Ходорковский. Добываемое углеводородное сырье учитывалось именно как «скважинная жидкость», а не как нефть и поэтому под налогообложение не попадало. Затем сырье в подставных фирмах якобы проходило через технологическую очистку, после чего реализовывалось уже как настоящая нефть. Эксперты отмечали, что схемы со «скважинной жидкостью» применялись только в НК «ЮКОС». При этом руководителями компании постоянно утверждалось, что применяемые схемы абсолютно законны.

Вот что по этому вопросу в своем интервью от 21 августа 2003 г. говорил Михаил Ходорковский: «Что касается «скважинной жидкости» — это такой уже более специальный вопрос, и он неоднократно рассматривался. Но что же поделаешь, если в России мы действительно добываем не чистую нефть, а жидкость, в которой нефти всего 3 или 10%. Или в среднем по компании, если взять ЮКОС, 30% нефти, остальное — вода, соль, металл и т.д. Это специфика наших месторождений. Вот то, что мы добываем, называется «скважинная жидкость», а потом, после различных технологических переделок, достаточно непростых, в рамках которых работают тысячи людей, огромные установки, уже получается чистая стандартная нефть, соответствующая требованиям ГОСТа, которую мы и сдаем в систему Транснефти». Вполне возможно, что внутренняя коррозия, которая поражает почему-то исключительно внутрипромысловые нефтепроводы Самаранефтегаза, представляет собой след той самой схемы, автором которой является Михаил Ходорковский. Не исключено, что менеджеры компании до сих пор работают по тем лекалам, которые оставил после себя опальный олигарх.

Следует обратить внимание еще на один примечательный факт. В отчете СПУ Ростехнадзора появились шокирующие сведения о гигантском износе промысловых трубопроводов. «Протяженность эксплуатируемых внутрипромысловых трубопроводов в АО «Самаранефтегаз» -7 485,78 км, в т.ч. с истекшим сроком эксплуатации — 5 894,70 км», -говорится в отчете СПУ Ростехнадзора. Получается, в компании под руководством Гани Гилаева почти у 80% промысловых трубопроводов истек срок эксплуатации. Подобная претензия со стороны надзорного органа может свидетельствовать об одном: глава Роснефти Сечин больше не является неприкосновенной фигурой, в интересах которого еще совсем недавно могли смещаться министры и главы регионов. Выводы СПУ Ростехнадзора — барометр, который показывает, что атакам на Роснефть дали зеленый свет.