Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (647) | 20 ноября 2017г.
 

Двигатель не завели

Еще один резидент ОЭЗ «Тольятти» отказывается от своего проекта

Сейдамет Абреков

20 октября ООО «A3 Пауэртрэйн» продолжило судебный процесс, смысл которого в расторжении соглашения о реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне «Тольятти» (ОЭЗ «Тольятти»). Похоже, нежелание ООО «A3 Пауэртрэйн» строить завод по производству двигателей на территории ОЭЗ «Тольятти» стало следствием так и не построенного там же завода по производству автомобилей ООО «Джей Ви Системз» — дочернего предприятия ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Вполне возможно, что проблемы якорных резидентов стали катализатором отставки теперь уже бывшего генерального директора АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» (2010-2017 гг.) Алексея ПАХОМЕНКО.

До того, как компания «A3 Пауэртрэйн» обратилась в Арбитражный суд Самарской обл., Министерство экономического развития РФ также в судебном порядке само пыталось разорвать соглашение с этой организацией. Кроме того, министерство пыталось взыскать штраф с ООО «A3 Пауэртрэйн» в размере 5 млн р. Но этот процесс не получил развития, поэтому, видимо, ООО «A3 Пауэртрэйн» решило самостоятельно проявить инициативу в виде нового судебного процесса, в котором компания выступила истцом.

По поводу такого резидента, как ООО «A3 Пауэртрэйн», официальный сайт ОЭЗ «Тольятти» сообщал: «Проект будет реализован компаниями ЗАО «Завод Высокоточных Деталей» (действующий поставщик ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ») совместно с AVTEC Ltd. — одним из крупнейших производителей силовых агрегатов в Индии. AVTEC входит в конгломерат СК Birla Group, который имеет диверсифицированный бизнес в различных странах». Описывается и цель «A3 Пауэртрэйн». «Создание и эксплуатация производства двигателей внутреннего сгорания для легковых автомобилей», — говорится на сайте ОЭЗ «Тольятти».

Не сложно догадаться, кто стал бы основным покупателем этих двигателей. ООО «Джей Ви Системз» — дочернее предприятие ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» — планировало построить на территории ОЭЗ «Тольятти» завод по производству автомобилей Chevrolet Niva.

Но этого не произошло. Причин масса. Это и введение в отношении России со стороны США, стран ЕС и Канады экономических санкций, и последствия экономического кризиса, выразившиеся в падении покупательского спроса, в т.ч. и на автомобили. Это и проблемы с генподрядной организацией. Дело в том, что подрядившаяся построить завод для «Джей Ви Системз» Группа компаний «Автозаводстрой» Игоря Кадырова испытала серьезные финансовые сложности. Часть компаний этой группы пошла под банкротство, а сам Кадыров даже попал под уголовное преследование (см. «Хронограф» №17 (627) от 5.06.17). Так или иначе, но пока проект по строительству нового завода по производству автомобилей Chevrolet Niva не завершен.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, с 11 апреля 2017 г. единственным учредителем ООО «A3 Пауэртрэйн» является Денис Щуровский. Он же — генеральный директор компании. Так что на данный момент говорить о неких «иностранных инвесторах» проекта по строительству завода по производству двигателей внутреннего сгорания на территории ОЭЗ «Тольятти» не приходится. Вместе с тем в открытых источниках можно найти упоминание о Денисе Щуровском как о менеджере по развитию поставщиков ЗАО «Джи Эм -АВТОВАЗ». Эти сведения были актуальными на 1 июня 2008 г.

ООО «A3 Пауэртрэйн» было создано 16 мая 2013 г. С тех пор компания не блистала объемами выручки. Максимальные обороты были показаны по итогам 2016 г. — чуть более 9 млн р. Хотя чистая прибыль за этот же период составила более 42,6 млн р. Видимо, это стало следствием того, что компания по итогам 2016 г. получила 62,96 млн р. «прочих доходов». Более внушительные показатели у ЗАО «Завод Высокоточных Деталей» — некогда прародителя «A3 Пауэртрэйн». Эта компания, генеральным директором которой является Алексей Бухалов, по итогам 2016 г. отчиталась о выручке в 61,3 млн р. и чистой прибыли 45,888 млн р.

В любом случае очевиден факт, что сразу два крупных производства так и не появились на территории ОЭЗ «Тольятти».

По сути, такие ситуации, как в случае с «A3 Пауэртрэйн» и «Джей Ви Системз», могли стать катализатором отставки на сегодняшний момент уже бывшего генерального директора ОЭЗ «Тольятти» Алексея Пахоменко. Он был уволен 17 октября 2017 г., ауже 19 октября Алексей Пахоменко трудоустроился заместителем генерального директора по программам и стратегии АО «Вертолеты России» (см. «Хронограф» №34 (644) от 30.10.17). Т.е. как минимум в статусе Пахоменко потерял.

Судя по всему, особенно настойчиво вопросы к Алексею Пахоменко зазвучали после смены в Самарской обл. губернатора. Если в недавнем прошлом губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин относился лично к Пахоменко весьма лояльно, а к ОЭЗ «Тольятти» и вовсе питал особую любовь, то врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров, похоже, настроен иначе.

В любом случае разбираться с тяжелым наследием предшественников придется новому руководителю ОЭЗ «Тольятти» Сергею Федорову. А также вникать в тонкости взаимоотношений с такой компанией, как «A3 Пауэртрэйн», и ей подобными.

”Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ФЕДОРОВ, генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»

- Расторжение соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности проводится на основании существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Это связано с изменением концепции по реализации проекта Chevrolet NIVA нового поколения со стороны ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», для которого ООО «A3 Пауэртрэйн» планировало организовать в ОЭЗ «Тольятти» производство двигателей внутреннего сгорания. 8 апреля 2016 г. в ООО «A3 Пауэртрэйн» был направлен акт, составленный по итогам внеплановой проверки по выполнению условий соглашения резидентом, проводимой Минэкономразвития России. В ходе проверки установлены существенные нарушения по выполнению резидентом условий соглашения, что является обязательным условием для предъявления требований о расторжении соглашения.