Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (646) | 13 ноября 2017г.
 

Не свое — не жалко

ФКР тянет деньги и с населения, и из бюджета

Илья Ширтанов

На сегодня, 13 ноября, назначено проведение аукциона на право предоставления кредита в размере 300 млн р. для нужд НО Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ФКР). Таким образом врио генерального директора ФКР Михаил АРХИПОВ (на фото) решил доказать, что учрежденный региональным правительством оператор не намерен отказываться от планов по наращиванию кредитной нагрузки. Даже в ущерб бюджету Самарской обл. Заемные деньги ФКР под руководством Архипова планирует пустить на ремонт фасадов домов в Самаре, которые в соответствии с программой реновации подлежат сносу.

Согласно раскрытой на сайте госзакупок zakupki.gov.ru информации, на эти деньги ФКР собирается отремонтировать фасады многоквартирных домов (МКД), «расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов в рамках реализации мероприятий по подготовке г. Самары к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу». Здесь же следует подчеркнуть, что ФКР готов заплатить за пользование кредитными средствами 62,4 млн р. При этом никого не смущает то, что отремонтировать собираются дома, которые еще решением Думы г.о. Самара №540 от 20 марта 2008 г. были включены в программу реновации Самары — т.е. должны пойти под снос (см. «Хронограф» №31 (641) от 9.10.17).

Ранее ФКР уже пытался привлечь кредитные средства, но в гораздо большем размере (см. «Хронограф» №20 (630) от 26.06.17). В июне т.г. искали тех, кто согласился бы предоставить ФКР кредит в 1,8 млрд р. сроком на 3 года. В аукционной документации сообщалось, что фонд готов был заплатить за пользование кредитом 438,75 млн р. Но даже на таких условиях не нашлось желающих сотрудничать с ФКР. Более того, инициатива ФКР вызвала бурную реакцию общественности. Ведь ФКР существует за счет денег, собираемых с граждан на оплату капремонта. Таким образом, получается, что и оплата процентов за пользованием кредитом будет производиться из кармана жителей МКД.

В правительстве, сформированном губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николаем Меркушкиным, тогда поспешили согнать волну возмущений. «Возмещение процента по кредиту будет осуществляться в форме субсидий за счет средств областного бюджета», — сообщили чиновники регионального уровня. Т.е., по мнению представителей правительства, бюджет области может нести такую нагрузку.

При этом чиновники умолчали, что любая казна формируется за счет налогоплательщиков, которых к тому же обязали платить за капремонт. Иными словами, прямо или косвенно, но проценты будут возмещаться за счет налогоплательщиков.

Кроме того, в правительстве сделали заявление о том, что «погашение основной части кредита планируется за счет средств, полученных в рамках претензионно-исковой работы, проводимой региональным оператором по взысканию задолженности с собственников в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт».

Таким образом, предполагалось, что те же налогоплательщики Самарской обл., которые не проживают в г. Самаре и не имеют отношения к тем домам, которые якобы планируется отремонтировать в рамках подготовки Самары к ЧМ-2018, на протяжении ряда лет будут оплачивать последствия решений руководства ФКР.

Как уже отмечалось выше, ни одна финансово-кредитная организация не решилась на такое сотрудничество. Однако в ФКР не отказались от своих замыслов. 25 июля размещается извещение о проведении еще одного аукциона на привлечение кредита, но на более скромную сумму — «всего» 150 млн р. Проценты по кредиту рассчитаны в размере 22,6 млн р.

На этот раз нашелся желающий прокредитовать ФКР. Правда, по максимальной цене, но поскольку суммы уже не так бросались в глаза, процедура прошла успешно и без лишнего шума. 21 августа на электронной площадке был заключен соответствующий контракт. Получив положительный опыт, в ФКР продолжили процесс по наращиванию кредитной нагрузки.

12 октября был объявлен следующий аукцион, провести который планируется 13 ноября. Размер запрашиваемого кредита увеличен в 2 раза, со 150 млн р. до 300 млн р. Сумма процентов выросла почти в 3 раза с 22,6 млн до 62,4 млн р. Вполне возможно, что Архипов планирует до конца 2017 г. успеть провести и другие аукционы по привлечению кредитов для ФКР.

Поскольку общественность не поднимает шума, молчит и правительство Самарской обл. Между тем необходимо обратить внимание на инициативу депутатов Самарской губернской думы (СГД), которые озаботились проблемой реновации Самары. Депутаты подготовили соответствующее обращение в адрес министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня. Предлагается единовременное поквартальное расселение граждан из ветхого и аварийного жилья с целью высвобождения территории для последующей застройки.

В данном случае как раз будет уместно вести речь о тех домах, фасады которых берется ремонтировать ФКР. Тогда получается, что отремонтированные МКД пойдут под снос. Безусловно, ФКР не имеет отношения к реновации, поскольку фонд был образован для освоения средств на ремонте МКД. Но именно ФКР продолжит выплачивать кредиты и проценты по ним, тратя на это деньги налогоплательщиков и нагружая бюджет Самарской обл.

Не исключено, что Архипова целенаправленно подобрали для проведения финансовых манипуляций. Он стал врио генерального директора ФКР в феврале 2017 г. И именно при Архипове ФКР развернул деятельность по привлечению кредитов. Примечательно, что в середине октября анонсировалась информация о назначении нового гендиректора фонда. Но этого не произошло. Получается, что Архипову придется заканчивать эту миссию. И нести ответственность в случае возникновения вопросов, к примеру, у надзорных или правоохранительных органов.

Комментарии

Андрей ПАНКОВ, заместитель генерального директора — руководитель аппарата НО Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта»

- Финансирование по возмещению процентной ставки будет осуществляться за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству энергетики и ЖКХ Самарской обл. на соответствующий финансовый год в установленном порядке, а также за счет средств, полученных в рамках претензионно-исковой работы, проводимой региональным оператором.