Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (646) | 13 ноября 2017г.
 

По заказу элит

Нашелся повод для переноса мундиаля из Самары в Краснодар

Егор Кошеров

8 ноября ООО «Производственно-строительное объединение «Казань» (ПСО «Казань») сообщило о хищении более 2,5 млрд р. в ходе строительства стадиона «Самара-Арена». Субподрядчик в лице ООО «СК «Татдорстрой» обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора ООО «Стальмонтаж-Электросталь» Сергея УЛАСЕВИЧА. Похоже, продолжает набирать обороты спланированная работа по запуску механизма исключения Самары из числа городов, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018), с целью скорейшего старта освоения многомиллиардных средств на реновации города. После смены руководства в регионе для самарских элит это самая актуальная задача.

Нашли крайнего

«Стальмонтаж-Электросталь» была привлечена в качестве субподрядной организации на выполнение работ по монтажу металлоконструкций купола строящегося стадиона. Выполнение указанного вида работ осуществлялось на основании субподрядного договора с СК «Татдорстрой» от 5 июня 2015 г. №31/15-ПД. Теперь в адрес исполнителя звучат серьезные претензии. Пресс-служба ПСО «Казань» оповестила одновременно сразу несколько информационных агентств о том, что субподрядчик строительства стадиона «Самара-Арена» подал заявление в полицию, в котором сообщил о хищении более 2,5 млрд р. «СК «Татдорстрой» (г. Казань) подала в правоохранительные органы Татарстана заявление об уголовном преследовании гендиректора ООО «Стальмонтаж-Электросталь» Сергея Уласевича за хищение средств при строительстве стадиона к ЧМ-2018 в Самаре. «Стальмонтаж-Электросталь» получила от основного субподрядчика строительства стадиона — компании «Татдорстрой» — свыше 2,6 млрд р., а отчиталась актами о выполненных работах только за 87,8 млн р.», — сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ПСО «Казань».

Другому информационному порталу представители ПСО «Казань» пояснили, что компания «Стальмонтаж-Электросталь» якобы могла специально инициировать свое банкротство, чтобы снять с себя ответственность за срыв сроков по монтажу металлоконструкций на стадионе «Самара-Арена», уйти от гарантийных обязательств и не расплатиться по долгам перед подрядчиками, поставщиками и своими сотрудниками. «В комментарии агентству «Р-Спорт» ПСО «Казань» пояснило, что компания «Стальмонтаж» могла специально инициировать собственное банкротство, чтобы «снять с себя ответственность за срыв сроков» работ», -тиражировал тему информационный холдинг РБК.

Вопреки имиджу

Получившая распространение информация выглядит крайне странной. Компании «Стальмонтаж-Электросталь» приписываются действия, которые более характерны для фирм-однодневок. Однако на деле « Стальмонтаж-Электросталь» вряд ли можно считать таковой. Компания является правопреемником Электростальского СМУ ордена Трудового Красного Знамени треста «Стальмонтаж», входившего в состав знаменитой Главстальконструкции Минмонтажспецстроя СССР. «Стальмонтаж-Электросталь» принимала участие в возведении знаковых объектов не только в России, но и за ее пределами. Главной гордостью трудового коллектива организации является его активное участие в создании уникальных спортивных объектов для исторически важных событий страны, таких как Универсиада-2013 (г. Казань), Зимние олимпийские игры 2014 г. (г. Сочи) и ЧМ-2018. «Стальмонтаж-Электросталь» выполняла монтаж металлоконструкций в г. Саранске, Самаре, Казани, Москве и Сочи. Стадионы «Фишт» в Сочи и «Зенит-Арена» — важная веха в истории компании «Стальмонтаж-Электросталь». Трудно поверить, что руководство организации решило закончить славную 75-летнюю летопись трудовых подвигов предприятия на стадионе в Самаре и пойти по пути банкротства.

Также следует обратить внимание еще на один факт, который совершенно не характеризует «Сталь-монтаж-Электросталь» как недобросовестного партнера. В монтаже металлоконструкций купола стадиона «Самара-Арена» принимало участие ООО «Волгопродмонтаж» (г. Самара), которое контролирует депутат Думы г.о. Самара Ривгат Хузин. В работах были задействованы спецтехника и специалисты самарского предприятия. Об этом заявлялось на официальном сайте организации. При этом «Волгопродмонтаж» с претензиями к «Стальмонтаж-Электростали» в арбитражные суды не обращался. По всей видимости, Ривгат Хузин вполне доволен сотрудничеством с компанией Сергея Уласевича.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблемы с финансированием строительства стадиона «Самара-Арена» вряд ли возникли только по вине руководителей «Стальмонтаж-Электростали». Вполне возможно, что компания, как и сам стадион, стали жертвами вполне определенных обстоятельств. Вброс информации в медиасреду мог быть организован с совершенно конкретными целями.

Проект отыгран

Было бы наивно полагать, что идея проведения ЧМ-2018 в Самаре поддерживалась местными элитами сугубо из спортивных соображений. Мундиаль рассматривался как средство капитализации бизнес-активов. Драйвером этого процесса должно было стать возведение стадиона на стрелке р. Волги и Самары. Строительство главной спортивной арены увязывалось в едином комплексе с масштабной программой реновации Самары, которую предполагалось начать с исторического центра города (см. «Хронограф» №31 (641) от 9.10.17). Под эти же цели началась проработка проекта возведения мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару. У губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова уже был на примете пул инвесторов под реализацию этого грандиозного проекта.

Однако все поменялось, после того как губернатором Самарской обл. (2012-2017 гг.) был назначен Николай Меркушкин. У нового главы региона такого инвестора явно не было, как не было и времени на его поиски. Зато, судя по хронологии событий, было желание (возможно, лоббистская установка) отыграться на прежних стокхолдерах мундиаля. В результате Николай Меркушкин ограничился переносом стадиона в район радиоцентра, испортив планы своего предшественника и его инвесторов. Это стало главной причиной противостояния Меркушкина и Госкорпорации «Ростех».

На сегодняшний день идея проведения мундиаля в Самаре, вероятно, исчерпала себя в плане капитализации. Основные проекты с бюджетным финансированием уже завершены. А главная «социальная» нагрузка в виде незавершенного строительства стадиона «Самара-Арена» может уже не особо вдохновлять местные элиты. Ведь основной объем средств на главной стройке региона был освоен еще при Меркушкине. Врио губернатора Самарской обл. Дмитрию Азарову досталось лишь неблагодарное бремя завершения строительства проблемного объекта в сжатые сроки. Задача сложная. Не следует забывать и то, что сегодня исключение Самары из числа принимающих чемпионат городов если произойдет, то произойдет по вине команды Меркушкина.

Если же процесс строительства затянется до лета 2018 г., а сроки сдачи будут сорваны, то ответственность ляжет уже на действующего губернатора. В принципе можно было бы мобилизовать резервы самарских элит, но такое торжество патриотического альтруизма относится совсем уже к области ненаучной фантастики.

Здесь следует напомнить, что в октябре министр спорта РФ Павел Колобков в своем официальном докладе сообщил, что готовность стадиона «Самара-Арена» составляет всего лишь 65%. При таких обстоятельствах самарским элитам удобнее вообще убрать из повестки дня вопрос о срочной достройке стадиона к мундиалю. Гораздо выгоднее, найдя крайнего, добиться исключения Самары из числа городов, принимающих чемпионат, а затем, получив карт-бланш на достройку и дополнительные средства на устранение выявленных Ростехнадзором в конструкции стадиона недостатков, спокойно доводить его до ума еще лет 5-6. Таким образом, в строительство «Самара-Арены» может быть закопана сумма, соразмерная с уже потраченной. Если реализовать этот замысел, то прикоснуться к освоению смогут те, кто не успел сделать этого при предыдущем губернаторе. Причем генподрядчик стройки, скорее всего, будет оставлен тот же. Претензии Ростехнадзора к нему должны исчезнуть, и все останутся довольны. Этим, в принципе, может объясняться, почему «слив» о хищении 2,5 млрд р. случился от лица ПСО «Казань».

К тому же строительство стадиона стахановскими темпами ради того, чтобы успеть к мундиалю, да и сам мундиаль не дают местным элитам возможности приступить к полноценной реализации комплексной программы по реновации Самары. На этом фоне совершенно неудивительными выглядят участившиеся публикации по ситуации вокруг строительства стадиона «Самара-Арена». Вбросы в СМИ все больше напоминают целенаправленную кампанию, нацеленную на отстранение Самары от приема матчей ЧМ-2018. В этом плане нагнетание происходит весьма последовательно: сначала в центре внимания находилась проблема отставания от графика строительства, потом была запущена тема о якобы наличии дефектов в металлоконструкциях купола стадиона. Видимо, венцом этой пропаганды должна стать история с уголовным делом. Все это может использоваться в качестве железных аргументов для экстренного переноса ЧМ-2018 г. в другой город. А резервный вариант всем уже хорошо известен.

В 2011 г. бенефициар сети супермаркетов «Магнит» Сергей Галицкий приступил к реализации проекта по строительству ультрасовременного стадиона в г. Краснодаре. В то время столица Кубани фигурировала в списке городов, претендующих на проведение ЧМ-2018. Однако в сентябре 2012 г., когда был утвержден перечень городов-организаторов, главной сенсацией стало то, что Краснодара в их числе не оказалось. Тем не менее стадион «Краснодар» был достроен. Официальное открытие состоялось в октябре 2016 г. Строительство стадиона обошлось Галицкому в 20 млрд р. Вряд ли возведение столь дорогостоящего объекта задумывалось исключительно для того, чтобы обеспечить ареной любимое детище олигарха- ФК «Краснодар». Сергей Галицкий, как опытный стратег, явно рассчитывал на большее. После того как президент РФ Владимир Путин побывал на стадионе «Краснодар» в мае 2017 г., стало понятно, что именно этот объект, скорее всего, рассматривается в качестве запасного варианта на случай форс-мажора по одному из других стадионов (см. «Хронограф» №16 (426) от 29.05.17). Не исключено, что Сергей Галицкий еще до визита президента неформально получил гарантию, что мундиаль все же придет на поле стадиона «Краснодар». К тому же, в отличие от самарских и дружественных Самаре элит, Галицкий может извлечь реальную выгоду от проведения ЧМ-2018. Выгода может выражаться как в рекламе стадиона, так и в последующих бюджетных вливаниях в этот монумент.

По сути, главное сейчас — вычленить «слабое звено» из всех городов-организаторов. Сегодня таким весьма агрессивно пытаются представить Самару. И пораженческие настроения активно подогреваются местными элитами. Их главным рупором выступают лояльные им медиа.