Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (646) | 13 ноября 2017г.
 

Лихой рулевой

От самарского МП «Пассажиравтотранс» потребовали вернуть выгодные маршруты

Андрей Неретин

На прошлой неделе прокуратура начала проверку в отношении директора МП г.о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» (МП «Пассажиравтотранс») Олега ДРИГИ по подозрению в нарушении норм Закона РФ «О средствах массовой информации». Он на протяжении нескольких месяцев пытался умолчать информацию о перераспределении наиболее выгодных городских маршрутов. И это притом, что 19 октября врио губернатора Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ на заседании рабочей группы по оказанию мер социальной поддержки населению обратил внимание на ситуацию с перераспределением в Самаре прибыльных маршрутов в пользу частных перевозчиков. Частично изменить ситуацию удалось в Куйбышевском р-не, где только после вмешательства «Хронографа» и прокуратуры муниципалы были вынуждены вернуться на большинство пролегающих здесь маршрутов.

Путь на правый берег

Департамент транспорта администрации г.о. Самара в августе т.г. все же нашел в себе административную волю, чтобы закрепить за подведомственным ему МП «Пассажиравтотранс» муниципальные автобусные маршруты, которые связывают Куйбышевский р-н с основной частью города. Такой вывод можно сделать исходя из официальной информации, которая в начале октября была представлена в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» этом сообщении говорится: «23 августа 2017 г. с МП «Пассажиравтотранс» были заключены договоры на обслуживание семи автобусных муниципальных маршрутов, пролегающих через Куйбышевский р-н. Договоры были заключены по следующим маршрутам: №5д (Сухая Самарка — Губернский рынок), №17 (Хлебная пл. — 113 км), №26 (Автостанция (АС) «Аврора» — Сухая Самарка), №32 (Совхоз «Кряж» — Троицкий рынок), №36 (Хлебная пл. — совхоз «Рубежное»), №66 (Центральный автовокзал (ЦАВ) — Сухая Самарка), №76 (113 км — Военный городок)». Помимо этого МП «Пассажиравтотранс» по договору от 20 января 2013 г. продолжает обслуживать еще и 77-й автобусный маршрут (Пригородный автовокзал (ПАВ) — Стромилово).

МП «Пассажиравтотранс» было записано в качестве оператора по вышеназванным маршрутам в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории г.о. Самара. Он был утвержден постановлением администрации г.о. Самара от 28 апреля 2016 г. №519. Принятый документ подразумевал, что у МП «Пассажиравтотранс» на маршрутах №5д, 17, 26, 32, 36, 66, 76 и 77 должны были работать 47 автобусов «среднего класса транспортных средств» и 22 автобуса «малого класса транспортных средств». Совсем недавно, 21 сентября 2017 г., были внесены изменения в реестр муниципальных перевозчиков Самары. Согласно внесенным изменениям почти на всех вышеназванных муниципальных маршрутах теперь допускается использование автобусов не только среднего, но и большого класса. МП «Пассажиравтотранс» стало ведущим перевозчиком, осуществляющим пассажирские перевозки по автобусным муниципальным маршрутам в Куйбышевском р-не.

Следует признать, что рынок здесь достаточно емкий. В Куйбышевском р-не Самары проживает почти 87 тыс. человек. Район также активно прирастает новостройками от ГК «Амонд» и новыми пассажирами из мкрн Южный город. Многим из них требуется ездить на работу в «город», расположенный на правом берегу р. Самары. Статус анклава сделал Куйбышевский р-н наиболее привлекательным для операторов автомобильных пассажирских перевозок. Для них здесь масса преимуществ — нет трамваев и метро. При этом количество проживающих в Куйбышевском р-не Самары людей сопоставимо с самыми густонаселенными правобережными районами Самары (по отношению к р. Самаре), где имеются и трамвайные линии, и доступ к метрополитену. С учетом сказанного коммерческие перевозчики всегда пытались сохранить и приумножить свое присутствие в Куйбышевском р-не. Но сделать это можно было исключительно за счет муниципальных маршрутов.

Согласно муниципальному реестру коммерсантами здесь обслуживается автобусный маршрут №63 (АС «Аврора» — совхоз «Рубежное»), где перевозкой пассажиров должны заниматься три автобуса среднего класса ООО «Самара Авто Газ», директором которого является Леонид Шихарев. Также следует отметить, что в День Победы и в дни религиозных праздников (Пасха, Красная горка, Радоница, Троицкая родительская суббота) на 63-й маршрут дополнительно выходят 50 автобусов большого и особо большого класса МП «Пассажиравтотранс». До недавнего времени по этому маршруту должны были ходить еще два автобуса малого класса ООО «Рейс», где должность директора занимает Герман Скрицкий. Однако внесенные 21 сентября изменения в реестр исключили «Рейс» из числа организаций, обслуживающих 63-й маршрут. «Исключение автобусного маршрута №63, работающего без предоставления льгот, из реестра маршрутов обусловлено поступлением заявления перевозчика, работающего на маршруте (ООО «Рейс») в связи с отсутствием устойчивого пассажиропотока и полным дублированием льготным автобусным маршрутом №63», — пояснили ОАЕ «Хронограф» в департаменте транспорта.

У ООО «Рейс» Германа Скрицкого в Куйбышевском р-не остались муниципальные автобусные маршруты 48к, 48д (Грозненская — ПАВ), 77д (ПАВ — Стромилово) и 215 (ЦАВ — ИЗ км). По реестру их должны были обслуживать 60 автобусов малого класса. Все они в основном представлены автобусами марки ПАЗ. Фактически Герман Скрицкий оказался вторым по значимости игроком на рынке пассажирских перевозок в Куйбышевском р-не Самары.

Проделки Войнича

Формально по результатам прошедших недавно торгов МП «Пассажиравтотранс» лишь подтвердил свое право на обслуживание муниципальных маршрутов, которые сконцентрировал в своих руках. По информации ОАЕ «Хронограф», городской департамент транспорта по результатам предыдущего конкурса от 14 августа 2012 г. заключил ряд договоров с МП «Пассажиравтотранс» (сроком на 5 лет), в соответствии с которыми муниципальному предприятию были переданы на обслуживание девять автобусных муниципальных маршрутов, пролегающих по территории Куйбышевского р-на. Это были как раз те самые маршруты: №5д, 17, 26, 32, 32д, 36, 66, 76 и 77. Договоры заключались со сроком действия до 14 августа 2017 г. Понятно, что коммерческие перевозчики в тот момент не были в восторге от того, что на ближайшие 5 лет в Куйбышевском р-не закреплялась монополия муниципалов на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.

Однако руководитель департамента транспорта Самары (февраль 2013 г. — июнь 2017 г.) Дмитрий Войнич, похоже, решил проявить договороспособность. В итоге с октября 2013 г. по сентябрь 2015 г. МП «Пассажиравтотранс» по договорам перевозок с ООО «Менеджмент Прожект» Ирины Барсуковой передало на обслуживание восемь муниципальных маршрутов в Куйбышевском р-не (№17, 26, 32, 36, 66, 76 и 77). Еще один маршрут (№32д) по договору от 4 августа 2014 г. был передан в ООО «Экспресс-Авто», близкое той же Ирине Барсуковой.

Следует отметить, что с августа 2013 г. по ноябрь 2014 г. директором МП «Пассажиравтотранс» был Алексей Попов. Видимо, его роль сводилась к послушному выполнению распоряжений, которые исходили от Дмитрия Войнича, поставившего его на этот пост.

С ноября 2014 г. директором МП «Пассажиравтотранс» является Олег Дрига. Именно в период пребывания Дриги на этом посту развернулась нешуточная борьба за передел рынка автобусных пассажирских перевозок в Куйбышевском р-не.

Ярким эпизодом разгоревшегося конфликта называют серию поджогов автотранспортных средств весной текущего года. В ходе них заполыхали автомобили замглавы администрации Куйбышевского р-на Вячеслава Рыченко и директора «Менеджмент Прожект» Ирины Барсуковой, которая в сентябре 2015 г. стала депутатом Совета депутатов Куйбышевского р-на. Апогеем же стала перестрелка 1 апреля на ул. Бакинской (см. «Хронограф» №20 (630) от 20.06.17).

Необходимо отметить, что именно в этот период ООО «Рейс» Германа Скрицкого удалось перехватить у «Менеджмент Прожект» контроль над муниципальными автобусными маршрутами №48к и №48д. Однако вмешалась прокуратура г. Самара, которая вдруг выяснила, что МП «Пассажиравтотранс» в 2013-2015 гг. передавало муниципальные маршруты на обслуживание в «Менеджмент Прожект» и «Экспресс-Авто» без конкурсных процедур. Олегу Дриге выявленные нарушения пришлось устранять. В мае т.г. автобусы МП «Пассажиравтотранс» вернулись на свои муниципальные маршруты (№5д, 17, 26, 32, 32д 36, 66, 76, 77). В результате «Менеджмент Прожект» вместе с дружественным «Экспресс-Авто» полностью было выброшено с рынка городских пассажирских перевозок.

У Азарова на контроле

1 июня 2017 г. Дмитрий Войнич после всех весенне-летних перипетий был вынужден покинуть пост руководителя департамента транспорта Самары. Отметим, что случилось это незадолго до 14 августа, даты окончания срока 5-летних договоров на обслуживание муниципальных маршрутов в Самаре. Вместо него на эту должность был назначен его заместитель Юрий Тапилин.

Новому руководителю департамента пришлось учитывать, что события вокруг дележа муниципальных маршрутов попали на контроль правоохранительных органов. Более того, произошедшие «разборки» оказались в центре внимания СМИ, и в первую очередь ОАЕ «Хронограф». Видимо, поэтому политика разбазаривания самых доходных муниципальных автобусных маршрутов в рамках Куйбышевского р-на была несколько приостановлена. Простым жителям Куйбышевского р-на остается надеяться, что возвращенные в МП «Пассажиравтотранс» маршруты впоследствии не разойдутся по-тихому частным перевозчикам, как это происходило на протяжении предыдущих лет.

Проведенный экспертами ОАЕ «Хронограф» анализ рынка пассажирских перевозок в Самаре показывает, что проблемой вывода наиболее доходных маршрутов из-под контроля муниципалов заинтересовалось высшее руководство Самарской обл. Эта тема 19 октября обсуждалась на заседании рабочей группы по вопросу оказания мер социальной поддержки населению Самарской обл., в котором принимал участие врио губернатора Дмитрий Азаров. Советник губернатора Виктор Кудряшов обратил внимание на вполне закономерную особенность: «В текущем году наши муниципальные предприятия получат меньше на 82 млн р. за перевозку льготников, а коммерческие — больше на 96 млн р. Причины этого тоже надо проанализировать». В сообщении пресс-службы губернатора Самарской обл. по этому поводу говорится: «О сложившейся ситуации с перераспределением более прибыльных маршрутов в пользу частников, а не муниципальных пассажирских предприятий глава региона задал вопрос руководителю департамента транспорта Самары Юрию Тапилину. Ответ чиновника главу региона не удовлетворил, и он поручил немедленно включиться в ситуацию и проработать возможные варианты решения этого острого вопроса» (http://www.samregion.ru/press_center/ne ws/25.10.2017/skip/2/89537/#sel=). Т.е. то, о чем ОАЕ «Хронограф» при предыдущем губернаторе Самарской обл. Николае Меркушкине на протяжении нескольких месяцев неустанно информировал широкую общественность, при новом главе региона Дмитрии Азарове буквально с первых же дней было принято в работу, сделаны соответствующие выводы и даны поручения.

Проблема, которая была поднята несколько месяцев назад «Хронографом» и уже 19 октября обсуждалась на совещании при Азарове, заслуживает самого пристального внимания со стороны властей всех уровней. Муниципальный перевозчик не будет эффективен, а значит, не будет приносить доход в бюджет до тех пор, пока все прибыльные маршруты раздаются частным организациям. Особенно актуален этот вопрос на фоне разбирательства по делу о банкротстве МП «Пассажиравтотранс», которое стартовало 30 августа в Арбитражном суде Самарской обл. по заявлению от ООО «Волгатрансавто» (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17). Следующее заседание по делу о банкротстве МП «Пассажиравтотранс» намечено на 30 ноября. Такая перспектива вполне реальна, если ситуация коренным образом не изменится.

Напомним, что в Самаре наиболее массовые городские муниципальные маршруты уже давно прибрали частные перевозчики. Так, в ноябре 2014 г. популярный среди студентов автобусный маршрут №24 был отдан на откуп коммерсантам. С января 2016 г. частники вышли на 34-й маршрут, а в июне 2016 г. — на 41-й. Все упомянутые маршруты отданы на обслуживание в ООО «Самара Авто Газ» Леонида Шихарева. Даже в том же Куйбышевском р-не, несмотря на «муниципализацию» большинства маршрутов, есть о чем задуматься. По оценкам экспертов, наиболее прибыльными автобусными маршрутами здесь являются 48к и 48д, а они, как указывалось выше, эксплуатируются ООО «Рейс» Германа Скрицкого.

Возможно, принципиальная позиция обновленной областной власти по вопросу распределения прибыльных муниципальных маршрутов заставит руководство МП «Пассажиравтотранс» действовать в рамках курса, который был озвучен 19 октября на рабочей группе при Азарове.

Важная деталь. Даже несмотря на то, что деятельность МП «Пассажиравтотранс» оказалась в поле зрения Азарова, Олег Дрига продолжал демонстративно игнорировать запросы от ОАЕ «Хронограф». Начиная с лета «Хронограф» направил в его адрес четыре запроса на актуальные для жителей Самары темы. И ни одного ответа. После чего ОАЕ «Хронограф» был вынужден обратиться в прокуратуру Самарской обл. Реакция последовала незамедлительно. 3 ноября сотрудники прокуратуры помогли Олегу Дриге найти время, чтобы подготовить и направить в «Хронограф» сразу четыре ответа. В ближайшее время должно появиться решение прокуратуры о мерах воздействия на Олега Дригу, допустившего грубое нарушение норм Закона РФ «О средствах массовой информации».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Олег ДРИГА, директор МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс»

- Регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам №5д, 17, 32, 36, 66 и 76 МП «Пассажиравтотранс» осуществляет на транспортных средствах, класс и количество которых установлены муниципальным контрактом №18-17 от 23 августа 2017 г., заключенным с департаментом администрации г.о. Самара по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок. МП «Пассажиравтотранс» не вправе передавать свои права и обязанности третьей стороне по муниципальному контракту №18-17 от 23 августа 2017 г.