Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (643) | 23 октября 2017г.
 

Виктор Шпилевой:

Информатизация медицины требует особого внимания

Алиса Кирсанова

Сегодня одним из ключевых векторов развития здравоохранения в России следует считать повышение уровня информатизации отрасли. Именно на этом президент России Владимир ПУТИН остановился особым образом в ходе своего ежегодного послания в декабре 2016 г. За текущий год были сделаны серьезные шаги по созданию модели бережливой поликлиники и развитию телемедицины. Каким образом в Самарской обл. развивается информатизация медицины, в интервью «Хронографу» рассказал председатель совета директоров ОАО «КОМСОФТ» Виктор ШПИЛЕВОЙ.

- Виктор Дмитриевич, Вы с начала 80-х занимаетесь разработкой и внедрением программного обеспечения для предприятий различных отраслей. С начала 2010-х возглавляемый Вами «КОМСОФТ» погрузился в работу, связанную с разработкой программного продукта, ориентированного на медицинскую деятельность. Можно сказать, что с Вашим непосредственным участием на -чиналась активная фаза информатизации здравоохранения. В декабре 2016 г. в ежегодном послании президента России Владимира Путина прозвучала установка продолжить активную работу в данном направлении. Каким образом Самарская обл. следует обозначенному курсу?

- У данной задачи есть ключевые цели. Повысить уровень доступности помощи для населения, уровень удобства ее получения. И освободить самих врачей от бумажной рутины, дать им возможность свое рабочее время посвятить заботе о пациенте. Как мы видим, и та, и другая задача ориентирует работу по информатизации медицины на реализацию потребностей пациента. Мы все знаем о четких намерениях первых лиц страны развивать в медицине информационную составляющую. Значит, сегодня данная поставленная задача касается каждого лично. И важно, что к этому этапу развития мы подошли с определенными наработками и существенным опытом.

Самарская обл. одна из первых в России начала внедрять практику информационных технологий. Первый опыт внедрения в нашем регионе увязывается с деятельностью Самарского областного медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ). Под его эгидой шло формирование защищенных каналов связи отрасли здравоохранения и автоматизации отчетности и сбора статистических данных. В 2010 г. минздравсоцразвития Самарской обл. издало приказ, согласно которому единая информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам должна быть внедрена во всех ЛПУ. В дальнейшем все ЛПУ должны были быть объединены в единую сеть. У нас была запущена реализация областной целевой программы «Информатизация здравоохранения Самарской обл. на 2009-2012 гг.». Таким образом, началось создание и внедрение нашей семантически интероперабельной медицинской информационной системы. Она ориентирована на интеграцию с единой информационной системой в сфере здравоохранения, т. е. на создание взаимодействия всех учреждений в рамках ведомства Минздрава. Ее внедрение начинали с системы управления документооборотом и обращениями граждан еще в 2010 г. Дальнейшему развитию процессов информатизации в медучреждениях региона способствовала программа модернизации здравоохранения в 2011-2015 гг.

На текущий момент в целом ряде лечебных учреждений Тольятти в той или иной мере реализованы данные проекты. Мы были задействованы прежде всего в построении информационных систем для многопрофильных крупных стационаров в тольяттинских городских больницах № 2 и 5. Они касались административного , лечебно-диагностического и финансово-экономического функционала. Были созданы единые механизмы управления, контроля учета и планирования деятельности всего учреждения. Обеспечена автоматизация деятельности ЛПУ, связанная с оперативным управлением консультативно-поликлиническим, лечебно-диагностическим, статистическим и финансово-экономическим процессами в деятельности медицинского учреждения.

Другим направлением информатизации медучреждений является информатизация бизнес-процессов, в частности, внутреннего документооборота и на этой базе обмена документами между медучреждениями — внутриведомственное взаимодействие.

Такая работа проделана не только в городских больницах № 2 и 5, но и в тольяттинской детской больнице № 1, в самарской больнице им. Середавина, а также в городских поликлиниках № 1, 3 и 4.

- На данный момент в каком ключе ведется работа?

- Уже проделана колоссальная работа по информатизации медицинской отрасли, но существующая государственная политика позволяет говорить, что это только начало. Будет дальнейшее расширение коммуникаций учреждений внутри ведомства министерства здравоохранения. И главное — выстраиваться межведомственное взаимодействие ЛПУ с госорганами.

В этом плане тольяттинский опыт можно считать показательным. Так, на базе ГБУЗ СО ТГКБ № 2 им. Баныкина в этом году удалось запустить и отладить новую для нашего региона информсистему — систему межведомственного взаимодействия.

По инициативе ТГКБ № 2 мы обеспечили их системе возможность взаимодействовать со структурами министерства внутренних дел (ГИБДД, ГУФСИН, полицией) в части деятельности учреждения. Был выстроен электронный документооборот, позволяющий осуществлять уведомления о криминальных травмах, травмах, полученных в результате ДТП, и пр. событиях, о которых ЛПУ обязано информировать правоохранительные органы. Кроме того, автоматизирован процесс ответа медицинского учреждения на запросы из структурных подразделений МВД.

Об острой необходимости создания электронного взаимодействия между ТГКБ № 2 и подразделениями МВД свидетельствовала ранее существующая структура документооборота. Как показала практика, 60% общего объема исходящей документации ТГКБ №2 было адресовано в МВД. По факту, лечебное учреждение с МВД обменивается информацией интенсивнее, чем с ТФОМС или Минздравом. Мониторинг входящей документации учреждения также показал, что 72% запросов поступают от правоохранителей. Ранее обслуживание данных потоков требовало ведения специальных журналов, множества телефонных сообщений в дежурную часть полиции, регистрацию входящей и исходящей документации, курьерской доставки по отделениям и многого другого. Подобные специальные действия, по сути, забирали врача у пациента. Как впоследствии было подсчитано, «общение» с полицией занимало порядка 3 час. у дежурной смены врачей. Половину своего дежурства врачи вынуждены были тратить на оформление и выполнение оповещений! Работа учреждения с запросами, поступающими из органов внутренних дел, суммарно в месяц занимала около 3 дней.

Избавить врачей от непрофильной рутины мы смогли благодаря следующим моментам. В ТГКБ № 2 уже давно было отлажено функционирование распределенной сети документооборота. Мы предоставили МВД доступ к существующей сети, но только в части их компетенции. Информсистему в МВД оснастили даже звуковым оповещением о поступлении пациентов с травмами и пр., разработали шаблонные формы запросов, журналы-извещения запросов, регламенты и прочие атрибуты, необходимые для коммуникаций между МВД и медицинским учреждением. Новая система автоматически генерирует из электронных карт пациентов извещения. Регистрация запросов из МВД и формирование ответов также стало происходить в автоматическом режиме. Сотрудникам канцелярии ЛПУ остается лишь проверять на полноту сведения, сгенерированные системой, а для передачи документов на бумажном носителе, заверенных печатью, раз в неделю отправлять курьером.

- Ваш проект существенно изменил деятельность одного учреждения, а насколько он будет востребован отраслью здравоохранения в целом?

- Полученный опыт был продемонстрирован министерству здравоохранения. На его базе обсудили необходимость развития данного направления и нюансы, которые требуется урегулировать для реализации системы межведомственного взаимодействия. Интеграция информпотоков требует защиты от изменений исходной информации и защищенные каналы передачи данных. И такие каналы в нашем регионе есть. По сути, есть все возможности транслировать опыт ТГКБ № 2 на всю областную отрасль медицины в целом. Пока в качестве эксперимента нам министерство разрешило продолжать данную работу. Используя защищенные каналы передачи данных, мы приступили к внедрению этой системы в ТГКБ № 5.

И к нам уже поступили обращения от других ЛПУ. Приглашают посмотреть, как принципы межведомственного взаимодействия можно реализовать не только между лечебными учреждениями и МВД, но и с органами ювенальной юстиции при детском травматизме; с образовательными учреждениями при инфекционных заболеваниях и пр. Есть множество контрагентов, с кем ЛПУ необходимо обмениваться в рабочем режиме информацией. По сути, такая технология обмена между организациями давно отлажена в бизнесе. У нас есть серьезные внедренные наработки в энергетическом комплексе. Нам удалось стать партнерами одной из крупнейших сетевых компаний МРСК Урала и МРСК Волги. Наша система управления бизнес-процессами данных электросетевых компаний имеет во многом рекордные показатели. Одновременно в системе находится 8000 пользователей, обрабатывается 50000 документов в месяц и исполняется более 3 млн поручений.

Логично, что и в социальном секторе требуется строительство современной системы коммуникаций. Единый документооборот безопасно строить, используя набирающую темпы развития блокчейнтехнологию. Технология распределенных децентрализованных баз позволяет очень многие вещи делать без посредников. При этом зарегистрированную ранее информацию можно только дополнять, переписать ее нельзя. Такая технология не только упрощает взаимодействие, но и повышает уровень прозрачности и достоверности информации, содержащейся в документах. Однажды созданный в системе документ навсегда сохраняется в ней. А все последующие с ним действия привязаны к тому времени, в которое они производятся.

Однако есть традиционные проблемы, которые сдерживают процесс информатизации отрасли здравоохранения. Это недофинансирование, разобщенность некоторых программных продуктов, низкая готовность медперсонала использовать в работе информационные технологии, недостаточная укомплектованность компьютерной техникой и пр. Но как мы все видим, государство ставит все новые и новые задачи перед отраслью. Осенью был утвержден приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», подписан закон о внедрении телемедицины. Эти шаги свидетельствуют, что дальнейший приоритет в информатизации системы здравоохранения будет сохраняться. И надо искать возможности, каким образом в существующей экономической ситуации отрасли мы здесь на местах будем выполнять данные задачи. Ведь информатизация медицины требует особого внимания.

На мой взгляд, приход в здравоохранение современных блокчейнтехнологий возможен, если он будет массовым. Именно при массовом внедрении не потребуется больших ресурсов на включение в систему каждого субъекта отрасли. Наш же опыт в ТГКБ № 2 показал, что по срокам это не долго. Мы произвели надстройку уже функционировавшей информационной системы в учреждении, расширили функционал и набор выполняемых задач. И сегодня такой подход не только экономит время и ресурсы, но и не вынуждает учреждение уводить свою деятельность с уже отработанной системы на новую.