Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (642) | 16 октября 2017г.
 

Миллиардеры тоже плачут

Агропромышленный союз «Алев» заподозрили в неуплате налогов на 60 миллионов

Андрей Неретин

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (Межрайонная ИФНС) предъявила серьезные претензии к АО «Алев». От производителя молочной продукции требуют уплатить недоимки по налогу на добавленную стоимость (НДС). По подсчетам фискалов, бюджет недосчитался более 60 млн р. Предприятию были начислены пени и штрафы, которые превышают 28 млн р. Однако Алев, будучи одним из региональных лидеров пищевой промышленности, предпочел не выполнять принятые решения, а оспорить их в суде. Судебные разбирательства стартовали в октябре текущего года.

АО «Алев» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. к Межрайонной ИФНС. Предприятие требует признать недействительными четыре решения о привлечении к ответственности за свершение налогового правонарушения. По каждому из них ведется отдельное судебное разбирательство (дело №А55-24267/2017, дело №А55-24268/2017, дело №А55-24897/2017 и дело №А55-24898/2017).

Как следует из материалов арбитражного суда, нарушения были выявлены в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций АО «Алев». Руководитель Межрайонной ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля в мае текущего года издал четыре решения. Согласно принятым решениям, АО «Алев» было предложено уплатить недоимки по НДС свыше 60 млн р. Штрафы за неуплату НДС составили более 20 млн р. Также были начислены пени. Их сумма превысила 8 млн р. Таким образом, общая сумма претензий фискалов к АО «Алев» составляет без малого 90 млн р.

Следует отметить, что АО «Алев», оспаривая решения налоговых органов, заявило ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решений Межрайонной ИФНС.

Якобы уплата штрафов и недоимок в бюджет приведет к значительному ущербу для предприятия. АО «Алев» в ходатайствах указывало на то, что не сможет осуществлять расчеты с продавцами товаров и услуг. «Таким образом, возникнет риск осуществления поставок сырья, упаковки, запасных частей, что приведет к прекращению производства и хозяйственной деятельности в целом», — говорится в материалах дела. Также АО «Алев» в обоснование своих требований указывало на то, что якобы окажется не в состоянии исполнять долговые обязательства по кредитным договорам. Было отмечено, что кредитный портфель АО «Алев» по состоянию на 1 сентября 2017г. составляет 1,899 млрд р., а размер ежемесячных расходов по уплате процентов банкам составляет 19,9 млн р. Тем не менее арбитражный суд по всем ходатайствам в принятии обеспечительных мер отказал. Предварительные судебные заседания по возбужденным делам были намечены на 4, 12 и 24 октября.

Крайне удивительными выглядят заявления о том, что выплата недоимок штрафов и пеней, которые суммарно составляют около 90 млн р., способна нанести колоссальный ущерб предприятию вплоть до «прекращения производства». По итогам 2016 г. АО «Алев» вошло в пятерку крупнейших предприятий пищевой промышленности Самарской обл. Помимо этого, в числе крупнейших предприятий Самарской обл. фигурируют дочерние организации холдинга. Таковыми являются ООО «Торговый Дом «Алев» (ТД «Алев») и АО «Маслосырзавод «Кошкинский» (МСЗ «Кошкинский»). По итогам 2016 г. выручка АО «Алев» составила 4,983 млрд р., выручка ТД «Алев» превысила 7 млрд р., а выручка МСЗ «Кошкинский» достигла 1,982 млрд р. На троих почти 14 млрд р.! Только на ульяновской производственной площадке годовой объем переработки молока составляет 75,3 тыс. т. Помимо этого, на заводе в с. Кошки Самарской обл. ежегодно перерабатывается свыше 62 тыс. т молока. При таких оборотах заявления о неспособности выплатить 90 млн р. выглядят неубедительно.

Между тем есть основания полагать, что претензии фискальных органов могут проистекать из взаиморасчетов АО «Алев» не только со своими поставщиками, но и со своей дочерней компанией ТД «Алев». Не исключено, что созданный ТД «Алев» мог способствовать оптимизации налогооблагаемой базы. Следует обратить внимание, что годовая выручка ТД «Алев» (7 млрд р.) сопоставима с суммарной выручкой АО «Алев» и МСЗ «Кошкинский» (почти 6,965 млрд р.). Похоже, ТД «Алев» аккумулирует на своих счетах доходы от реализации молочной продукции, которая изготавливается на заводских площадках в Ульяновской и Самарской обл. При этом ТД «Алев», не обладая какими бы то ни было существенными издержками, присущими промышленному предприятию, связанными с реальным производством, по итогам 2016 г. умудрился сработать в убыток. Как следует из финансовой отчетности ТД «Алев», организация получила убыток в размере 13,3 млн р. Причем за предыдущий отчетный период (2015 г.) ТД «Алев» показывал хоть и символическую, но прибыль, которая составила всего 3,9 млн р. Таким образом, несмотря на увеличение оборотов, ТД «Алев» парадоксальным образом уходит в убытки. Такая ситуация выглядит более чем странной для компании, которая выполняет буферные функции между производителем продукции и предприятиями сферы ритейла.

По оценкам наблюдателей, налоговые правонарушения, которые допускает агросоюз «Алев», могут иметь крайне опасные последствия для руководства холдинга. Видимо, по этой причине один из основных акционеров АО «Алев» Александр Ивлев (33,4%) покинул свою должность генерального директора компании. С марта текущего года этот пост занимает Максим Бырдин. Следует обратить внимание, что произошло этого буквально сразу же после того, как налоговый орган уличил организацию в совершении массовых налоговых правонарушений.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.