Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (642) | 16 октября 2017г.
 

Комфорт превыше экологии

Специалисты природоохраны назвали причины загрязнения воздуха

Борис Кротов

30 сентября в Тольятти начался пуск тепла в жилые дома и объекты соцкульбыта. Одновременно спала волна негодования на атомсферные выбросы химпредприятий, начавшаяся в августе 2017 г. Хотя и работа предприятий химпрома, и работа ТЭЦ, как утверждают профессионалы, дает антропогенную нагрузку на атмосферу. При этом специалисты экологи и представители надзорных ведомств в один голос говорят, что наиболее чувствительно на качество воздуха влияет вовсе не промышленность, а транспорт и ТЭЦ. По сути, развитие событий лишний раз доказывает, что, имея развитый химпром и значительный автопарк, Тольятти не является самым загрязненным городом региона.

Главный загрязнитель

Каждый город Самарской обл. имеет собственный профиль загрязнений атмосферного воздуха. Максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в разных городах выглядели по-разному. К примеру, в Тольятти в 2016 г. отмечалось превышение предельных концентраций по аммиаку (1,8 ПДК м.р.) и фториду водорода (1,5 ПДКм.р.) В Новокуйбышевске свои загрязнители — это диоксид азота (2,8 ПДК м.р.), бензол (0,8 ПДКм.р.), ксилол (3,5 ПДК м.р.), фенол (1,9 ПДКм.р.), формальдегид 3,3 (ПДКм.р.), этилбензол (4,0 ПДКм.р). В Сызрани в 2016 г. метеорологи фиксировали разовые превышения сажи (1 ПДКм.р.) и сероводорода (3,1 ПДКм.р.). В Жигулевске в воздухе фиксировалось превышение по пыли (1,4 ПДКм.р.).

В целом за 2016 г. метеорологами региона в рамках наблюдения по всей области было зафиксировано 234 случая превышения максимально разовых предельно допустимых концентраций. Полученные данные свидетельствуют о том, что у Тольятти далеко не самая худшая экологическая обстановка. Количество превышений ПДК по области распределено так: 30 — в Самаре, 34 — в Тольятти, 43 — в Сызрани, 3 — в Отрадном, 2 — в Чапаевске, 3 — Жигулевске.

Приоритетными примесями, определяющими степень загрязнения воздушной среды городов области, были оксиды азота, углеводороды, формальдегид, основным источником выбросов которых является автотранспорт. Что касается Тольятти, то здесь доля выбросов от личного автотранспорта достигает 70%. «Говорить о какой-то статичной цифре нельзя, в разные периоды уровень загрязнения разный. Но в целом городской транспорт, включая личные авто, дает в Тольятти от 70% и выше загрязнений атмосферного воздуха. Мы исследовали этот вопрос — в 2015 г. по заданию мэрии Тольятти проводили специальные замеры — и в очередной раз убедились, что основную нагрузку на атмосферу дают именно автомобили. Помимо автомобилей и химпрома значительную нагрузку на атмосферу дают ТЭЦ и предприятия ЖКХ», — сообщил начальник отдела Самарского НЦ РАН, заведующий кафедрой химической технологии и промышленной экологии Самарского государственного технического университета, д.т.н., профессор Андрей Васильев.

По словам профессора Васильева, Тольятти «требуется масштабный мониторинг предприятий Северного промузла. Связано это с близостью к жилью. Но здесь, конечно, винить химиков нельзя. В конце концов, это не они двигались в сторону города, это город расширялся в сторону промзоны», — считает Васильев.

«Предприятия, конечно, стараются организовать производственные процессы с соблюдением норм промышленной безопасности. Есть и очень удачные примеры, свидетельствующие о том, что, что организация производства может быть безопасной. К примеру, после пожара на ПАО «КуйбышавАзот» сразу несколько лабораторий, в т.ч. наша, проводили исследования влияния ЧП на атмосферу.

Нашли очень незначительное превышение только по одному компоненту, во всем остальном последствий для города не было никаких. У СИБУРа, я знаю, также есть собственная лаборатория, и они достаточно щепетильно относятся к вопросам промышленной безопасности, постоянно корректируют влияние на атмосферу с учетом НМУ. Вообще, забота об экологии должна быть общим делом, и предприятия с этим в целом согласны», -рассказал профессор СамГТУ.

Десятки тысяч проб

Экологический контроль осуществляется сразу несколькими независимыми друг от друга структурами: Росгидрометом, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, а также рядом частных лабораторий — заводских и индивидуальных. Причем объем проводимых исследований впечатляет. К примеру, в прошлом году ФГБУ «Приволжское УГМС» в Тольятти отобрало и проанализировало 51 тыс. проб атмосферного воздуха. Наблюдения проводились на восьми стационарных постах в разных районах города. Финансовую поддержку этой работы оказывала мэрия г.о. Тольятти.

Воздух анализировался на содержание в нем 23 ингредиентов: аммиака, ароматических углеводородов (бензола, ксилола, толуола, этилбензола), бензапирена, взвешенных веществ (пыль), фторида водорода, диоксида азота, диоксида серы, оксида азота, оксида углерода, углеводородов, формальдегида и тяжелых металлов (железо, кадмий, магний, марганец, медь, никель, свинец, хром, цинк). «Среднегодовое содержание всех определяемых примесей как в целом по городу, так и в каждом из районов г.о. Тольятти находилось в пределах гигиенических нормативов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение уровня загрязнения атмосферы диоксидом азота и фторидом водорода, рост — бензапиреном и аммиаком; содержание формальдегида было стабильным», -отмечают в своем ежегодном бюллетене специалисты ФГБУ «Приволжское УГМС».

После информационной компании о якобы имевших место массовых выбросах загрязняющих веществ данные о проведенных в 2017 г. проверках раскрыл Роспотребнадзор. По данным ведомства, за 9 месяцев текущего года было отобрано 1308 проб атмосферного воздуха. Нарушений ПДК, которые свидетельствовали бы о масштабных нарушениях, ведомством зафиксировано не было. В 3 точках в 8 пробах воздуха, отобранных 21 августа 2017 г., выявлено несоответствие гигиеническим нормам по ряду показателей, но криминала, по словам контролирующего ведомства, нет. «В исследованных пробах атмосферного воздуха превышение ПДК специфических загрязняющих веществ, характерных для предприятий химической промышленности, расположенных на территории Северного промузла Центрального р-на г.о. Тольятти не обнаружено. Оксиды азота, по которым отмечено несоответствие требованиям нормативных документов, являются общими загрязняющими веществами для атмосферного воздуха крупного города», — подчеркнул Роспотребнадзор.

«Последовавшие исследования воздуха на территории жилой застройки критических отклонений не выявили. Воздух города находится в пределах гигиенических норм», -заверили в региональном Роспотребнадзоре.

Секреты чистого воздуха

Профессионалы — экологи и метеорологи — уже давно знают о том, какие факторы оказывают влияние на экологический облик территорий. Антропогенное воздействие на атмосферу является одной из глобальных проблем человечества.

В этом смысле автомобильная столица России не является исключением из числа других крупных городов со схожими условиями. В Тольятти, к примеру, основными источниками загрязнения атмосферы служат предприятия автомобилестроения, нефтехимии, по производству химических удобрений и стойматериалов, ТЭЦ и котельные, а также автомобильный и железнодорожный транспорт, речной порт. Это следует из официального экологического бюллетеня Самарской обл. за 2016 г., подготовленного ФГБУ «Приволжское УГМС». Перечень загрязнителей характерен для крупного индустриального города с развитой коммунальной и дорожной инфраструктурой. Собственно, таким городом Тольятти и является. Учитывая это, агрессивные стихийные кампании за чистоту воздуха представляются явлением как минимум странным. Мировой опыт борьбы с загрязнением атмосферы — это не только зеленая энергетика, эковетряки и уникальные разработки Tesla. В первую очередь это существенные ограничения для простых граждан. Для современных россиян — почти немыслимые.

К примеру, КНР, как лидер государств Юго-Восточной Азии, в последние несколько лет демонстрировала внушительные темпы социально-экономического развития. Как результат — Пекин стал одним из наиболее крупных и густонаселенных городов региона. Пекинский смог стал общеизвестным явлением. О нем слышали даже те, кто о Китае не знает почти ничего. В случае неблагоприятных метеорологических условий жители Пекина в массовом порядке надевают респираторы. Есть и ограничения на использование личного транспорта. Его достаточно сложно приобрести, а стоимость владения в столице Поднебесной впечатляет. В некотором смысле это мягкие ограничительные меры, не связанные с прямым запретом. Кстати, в случае наступления неблагоприятных метеорологических условий власти города просто запрещают использование половины личного транспорта. Интересно, как много тольяттинцев отказалось бы от своих автомобилей во время августовского смога? Готовы ли они это делать в дальнейшем, если понадобится?

Не следует думать, что смог — характерный признак крупных городов развивающихся стран. 29 сентября 2017 г. мэр Лондона Садик Хан, запросил у парламента страны дополнительные полномочия для того, чтобы решить проблему загрязнения воздуха в мегаполисе. Со своей стороны, Хан предложил ввести полный запрет на использование жителями Лондона дровяного отопления. Его имеют около 16% лондонских семей, и, по данным влиятельной британской газеты The Guardian, ценители печного уюта производят до 33% «тонкодисперсных загрязнений» атмосферного воздуха Лондона. Достаточно сравнить с данными по Тольятти, где весь химпром, по оценкам профессиональных экологов, дает в районе 7% загрязнений атмосферного воздуха. Кстати, альтернативы печам в виде централизованного отопления в Лондоне нет, но Хана это не останавливает. Жители Тольятти в этом смысле находятся в более привилегированном положении: центральное отопление включают по графику, причем задержки в несколько дней вызывают неизменное массовое негодование. При этом тольяттинские ТЭЦ, работающие на газе, угле и мазуте, в совокупности могут давать до 20% загрязнений атмосферного воздуха.

Есть в Тольятти еще один специфический момент. Значительную часть экологической нагрузки на атмосферу всегда снимал лес. О том, что лес — «легкие города», знает любой тольяттинец. В 2010 г. лес сгорел. Очередей из желающих присоединиться к высадке сгоревшего тольяттинского леса до сих пор в городе не наблюдается. Финансовое и организационное бремя, как обычно, несут крупнейшие предприятия Тольятти, включая предприятия химпрома.