Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (642) | 16 октября 2017г.
 

Кто стоит за Эриком Бриссе?

Нестабильность подшефного ему самарского предприятия может носить политическую подоплеку

Егор Кошеров

6 октября руководство ГУ МВД России по Самарской обл. предупредило о недопустимости проведения несогласованного митинга. Именно в этот день сторонники оппозиционера Алексея НАВАЛЬНОГО проводили акцию в Кировском р-не Самары. Источники Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» склоняются к весьма загадочной версии, что интересы Навального в регионе могут быть тесно переплетены с линией бенефициаров французского холдинга Schneider Electric, с 2013 г. владеющего ЗАО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара» (ЭТМ). В числе тех, кто может поддерживать контакт с зарубежными кураторами оппозиции, называют президента ЭТМ Эрика БРИССЕ (на фото справа). Его след тянется из Уральского региона, давно ставшего неформальным оплотом оппозиции.

Питомец Лормеля

В течение 2017 г. деятельность топ-менеджеров ЭТМ в Самаре обострила массу вопросов, возникших ранее. Это, к примеру, постоянный рост убытков предприятия, которое при прежних владельцах показывало весомую прибыль, пополнявшую региональную казну налогами. По последним данным, численность сотрудников ЭТМ сократилась как минимум вдвое — с 12 тыс. человек до 6 тыс. Французы эти урезания тщательно маскируют до сих пор, а любую попытку запросить информацию со стороны контролирующих органов способны посчитать вмешательством в дела компании.

Возможно, что отрицательная рентабельность, повальные сокращения, замена профессиональных инженеров на лиц, занимавшихся ранее, к примеру, производством краски, — часть долгосрочного плана по подготовке к президентским выборам в России, которые пройдут весной 2018 г. Цель, похоже, банальная: добиться напряженности в обществе и увеличения оппозиционных настроений среди электората.

Эрик Бернар Бриссе, как известно, в Россию приехал не вчера. Его тернистый путь в Самарский регион проходил через Урал. В 2006 г. Бриссе возглавил производство дрожжей в г. Кургане. Дрожжами он, кстати, начал заниматься еще в 2000 г. в Италии. Но только в России его ждал резкий карьерный скачок. В 2009 г. Бриссе получил предложение поработать в Екатеринбургском филиале французского концерна «AREVA». Завод специализируется на производстве оборудования среднего и низкого напряжения для передачи электроэнергии.

На Урале Бриссе имел контакт со своим земляком, тридцатилетним сотрудником генконсульства Франции в Екатеринбурге Кристофом Лормелем. Генконсульство в Екатеринбурге, открытое в 2008 г., стало третьим после Москвы и Санкт-Петербурга. Источники «Хронографа» полагают, что именно Лормель помог Бриссе с карьерным трамплином.

После переезда в Самару Бриссе не выпал из поля зрения Лормеля. Любопытный факт: Эрик Бриссе стал президентом ЭТМ 29 марта 2013 г., а 4 июля того же года Лормель в составе французской делегации посетил ФБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. СП. Королева» (СГАУ). Заочно Лормель с Самарским регионом был знаком и раньше. К примеру, в 2012 г. он выразил благодарность Сергею Андрееву, являвшемуся в тот период мэром Тольятти.

Кстати, именно в то время был создан альянс «Рено-Ниссан-АВТОВАЗ». Учитывая возросшую депрессивность Тольятти и протестные настроения местного населения, не исключено, что альянс действует по аналогии с предприятием, возглавляемым Бриссе. АВТОВАЗ, так же как и ЭТМ, свалился в убытки.

Лормель в дальнейшем побывал с официальным визитом в Самаре еще как минимум один раз — в мае 2015г., когда в составе французской делегации принял участие в закладке капсулы на месте, где ЭТМ намеревался построить завод по производству сухих трансформаторов.

От слов к пустоте

Интереса заслуживает еще один земляк и хороший знакомый Эрика Бриссе — директор агентства по подбору персонала Brainpower Ural Николя Фреал. Этот гражданин средних лет, успевший поработать даже в странах с военным положением, как и многие иностранцы, начинал свою миссию в России с Москвы и Санкт-Петербурга. Позже каким-то случайным (или неслучайным) образом судьба занесла его именно в Екатеринбург. И едва ли не в одно время с Эриком Бриссе. «Руководители российских компаний зачастую деспотичны. Не хотят делить власть и, увы, считают сотрудников потенциальными врагами. Стиль руководства в основном жесткий. Социальная ответственность близка к нулевой», — говорил Фреал в 2009 г. в интервью екатеринбургскому изданию Hrmnenie.

Любопытно, что г-н Фреал сказал бы о «социальной ответственности» Бриссе, который пачками сокращает сотрудников ЭТМ. Кстати, президента ЭТМ зачастую можно подловить на несоответствии заявлений и действий. Так, в июле 2013 г. на пресс-конференции Бриссе сделал заявление о готовности Schneider Electric открыть в Самаре финансовый центр, а также приступить к строительству завода на площадке в районе Заводского шоссе.

В дальнейшем Бриссе от своих слов отказался, а вместо финансового центра в 2015 г. был открыт бизнес-центр на ул. Демократической, куда переехали отдел генерального конструктора ЭТМ, отдел маркетинга, отдел управления рисками и т.д. Сейчас на офисе красуется бан-нер с надписью «сдается в аренду», из чего можно сделать вывод, что на самом ЭТМ новые площади и мощности не востребованы. В частности, буксует проект строительства вышеупомянутого завода сухих трансформаторов. Бриссе торжественно обещал, что предприятие начнет работать осенью 2016 г. Но кроме памятного камня, который уже потрескался, на месте обещанного производства можно наблюдать пустырь.

Особая миссия

Отдельного внимания во французской теме заслуживает культурно-лингвистическая региональная общественная организация «Альянс Франсез Самара» (АФС). А именно в той части, что может курировать Бриссе. Официально АФС должен продвигать французский язык и французскую культуру в регионе.

Концерн Schneider Electric в лице ЭТМ — генеральный спонсор АФС и проводимых им мероприятий. Между тем под видом указанных целей ЭТМ может прокачивать через АФС средства, конечными претендентами на которые являются оппозиционно настроенные общественники. От директора АФС здесь может требоваться просто не мешать прохождению денег по отлаженному каналу. В этой связи может найтись логическое объяснение недавнему решению французского руководства Альянса поменять в АФС директора. Вместо отработавшего четыре года в Самаре Тибо Айуна в регион в ноябре пришлют некоего Пьера Мансини, до этого являвшегося топ-менеджером не менее влиятельной международной организации — Французского института. Наблюдатели объясняют этот ход возможным конфликтом, возникшим между Бриссе и Айуном на почве освоения спонсорских средств. С другой стороны, смена рулевого в АФС может демонстрировать, что французы намерены усилить теневое влияние на оппозицию в преддверии президентских выборов.

Странно, но ранее представители Schneider Electric декларировали, что в 2016 г. намерены вложить в развитие электротехнической отрасли и создание новых рабочих мест в Самаре 3 млрд р. Возможно, эти деньги в итоге были вложены, но только не совсем туда, куда предполагалось. Существует версия, что часть инвестиций холдинг может тратить на скупку активов конкурентных предприятий в сфере электротехники, а часть — на решение политических задач. Как вариант -возможно на финансирование представителей оппозиции. Ведь, похоже, неслучайно с перерывом чуть больше полугода открылись штабы Алексея Навального в Тольятти, а затем и в Самаре.

В этой связи тоже неслучайным выглядит визит Навального в июле этого года во Францию. Сам оппозиционер оправдывался, что ездил туда отдыхать. Но не исключено, что отдых он мог совместить со встречей со своими кураторами. Кстати, ряд интернет-изданий опубликовали сведения о том, что у Навального во Франции якобы имеется свой дом и винное производство.

Возникает предположение, что французские эмиссары, рассредоточенные по регионам России, пришли на смену представителям многочисленных американских центров, клубов и ассоциаций, которые в середине 2000-х гг. себя полностью дискредитировали. Важно, что организации, поддерживаемые из США, практически не открывали никаких производств, предпочитая заниматься «обучающей» деятельностью. К примеру, по подготовке т.н. юристов «третьего сектора» для проникновения в органы муниципальной и государственной власти. Достаточно вспомнить самарский «Клуб выпускников американских программ», членство в котором до сих пор многие считают своеобразным клеймом.

С французами, которые, по крайней мере, с момента своего вхождения в Самарский регион развивают бурную деятельность в производственном секторе, ситуация выглядит несколько иначе. Возможно, их миссия уже близка к завершению, учитывая тот факт, что в ряде субъектов представительства начинают резко сокращаться, а производства показывают большие убытки.