Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (638) | 18 сентября 2017г.
 

Упорство МАК

Может навредить карьере самарского губернатора

Илья Ширтанов

В сентябре продолжатся судебные разбирательства между АО «Международный аэропорт «Курумоч» (МАК), исполнительным директором которого является Константин БЫЛИНИН, и Ространснадзором. Отдельные моменты во взаимодействии надзорного органа с МАК позволяют сделать вывод, что либо госслужащие могут предвзято оценивать ситуацию, либо руководство аэропорта не способно мирно решать возникающие вопросы. Особой остроты в этом противостоянии добавляет опасение за возможный срыв приема гостей чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018).

23 августа Арбитражный суд Самарской обл. возбудил производство по заявлению МАК об оспаривании действий Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Детали оспариваемого акта Ространснадзора пока не раскрыты, известно лишь то, что МАК намеревается признать незаконным предписание надзорного ведомства.

Тем не менее внимание приковывает не сам факт появления в суде данного разбирательства, а тенденциозность подобных прецедентов. Только в 2017 г. было возбуждено 4 арбитражных дела по инициативе МАК, где в качестве ответчика фигурирует Ространснадзор. Можно было предположить, что такие взаимоотношения характерны и для других аэропортов. Однако изучение судебной практики показывает, что это далеко не так. Похоже, у Ространснадзора либо лиц, имеющих возможность направлять представителей надзорного органа, существуют веские причины уделять особое внимание деятельности именно МАК.

Показателен процесс, зарегистрированный в арбитраже под № А55-29027/2016. Решение по делу было вынесено 17 января 2017 г., причем не в пользу МАК. Попытка оспорить судебный акт оказалась безуспешной, и 20 марта 2017 г. апелляционный суд признал правомерным действия Ространснадзора по привлечению МАК к административной ответственности.

Ворота к ЧМ-2018 могут оказаться закрытыми
Ворота к ЧМ-2018 могут оказаться закрытыми

В данном случае будет уместно пристально рассмотреть сам факт нарушения, после чего соответствующие выводы напрашиваются сами собой.

Как отмечается в материалах дела, административный орган действовал на основании письма УФСБ России по Самарской обл. Само же нарушение заключалось в следующем. «В ходе проверки административный орган выявил факт допуска 7 сентября 2016 г. в зону транспортной безопасности АО «МАК» участников практических занятий ведомств и организаций Приволжской зоны АКПС (авиационно-космического поиска и спасания. – Прим. авт.) без оформления разовых пропусков (41 человек)», — говорится в судебном акте.

МАК так и не смог доказать свою невиновность. Не помогла и ссылка на то, что указанные лица «сопровождались сотрудником АО «МАК», имевшим соответствующий пропуск». Иными словами, в аэропорт прибыла официальная делегация спецслужб, деятельности которой сотрудники МАК не могли воспрепятствовать. Более того, насколько можно понять, представители аэропорта должны были содействовать проведению практических занятий, о которых говорится в решении суда. А в итоге оказанное содействие обернулось для МАК привлечением к ответственности. В некоторых кругах подобные действия называют «подставой». И есть основания полагать, что большинство, а может быть, и все выявление нарушения в деятельности МАК, формировались так же, как в приведенном выше примере.

Если это действительно так, тогда логичной выглядит версия, о том, что в действиях отдельных представителей силовых или надзорных органов мог закрасться некий меркантильный интерес.

Хотя в России ведется активная борьба с коррупционными проявлениями, проблема до сих пор не искоренена.

Имеет место и другая версия. Проблемы, которые преследуют МАК, могут формироваться в ходе масштабных процессов, направленных на дискредитацию губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. Известно, что у главы региона сложились весьма непростые отношения с представителями Госкорпорации «Ростех», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. А болевые точки, на которые можно надавить в случае необходимости, в Ростехе находить умеют.

В 2018 г. Самара готовится принимать гостей ЧМ-2018. Аэропорт «Курумоч», по сути, является воздушными воротами Самары, куда будут прибывать болельщики из различных уголков планеты. Если по инициативе Ространснадзора аэропорт будет признан не отвечающим требованиям безопасности, то возникнет реальная угроза срыва проведения игр ЧМ-2018 в Самаре. Такие обстоятельства могут не только поставить крест на карьере нынешнего губернатора Самарской обл., но и обернуться более серьезными последствиями, например уголовным преследованием. Как показывает практика последних лет, такое вполне возможно.

На этом фоне руководству МАК, наверное, стоило бы искать пути урегулирования возникающих проблем, причем без привлечения излишнего внимания. Однако представители аэропорта предпочитают доказывать свою позицию на открытых судебных заседаниях. При этом, как уже показала практика, проигрывая своему оппоненту в лице Ространснадзора.