Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (634) | 24 июля 2017г.
 

Французские ребята

Не платят «дочкам» Ростеха за услуги

Сейдамет Абреков

6 июля состоялась череда судебных процессов между ООО «АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ» (АВК) и ПАО «АВТОВАЗ». АВК пытается взыскать с родственной организации около 684 млн р. Параллельно с АВТОВАЗа долги за электроэнергию в размере около 698 млн р. взыскивает еще одна «дочка» Ростеха — ООО «РТ-Энерготрейдинг» (РТ-ЭТ). Т.е. на круг размер озвученных требований к АВТОВАЗу со стороны компаний, подконтрольных генеральному директору Ростеха Сергею ЧЕМЕЗОВУ, уже составляет почти 1,4 млрд р. Похоже, президент ПАО «АВТОВАЗ» Николя МОР собирается и дальше повышать градус напряженности во взаимоотношениях с Ростехом.

Компания АВК, генеральным директором которой является Сергей Спицын, занимается водоснабжением и водоотведением на территории Автозаводского р-на г. Тольятти. АВК подал в Арбитражный суд Самарской обл. как минимум четыре иска к ПАО «АВТОВАЗ». Размер претензий АВК к АВТОВАЗу по этим искам составил -174,7 млн р., 5,7 млн р., 21,2 млн р. и 482,5 млн р. соответственно. В общем сумма получается весьма солидная — около 684,1 млн р. Характерно, что в первом случае представитель АВК описал претензии компании следующим образом: «ООО «АВК» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к ПАО «АВТОВАЗ» о взыскании задолженности в размере 108,7 млн р., пени в размере 66 млн р., начисленной на сумму 108,7 млн р. начиная со 2 апреля 2017 г. по день фактической оплаты суммы долга». Стоит обратить внимание на значительный размер пени по отношению к основному долгу. Аналогичные расчеты можно увидеть и в других подобных процессах. Как видно в АВК, а точнее в Ростехе, умеют оперировать цифрами в надежде на то, что суд примет удобное решение. Другое дело, что АВТОВАЗ в судах может упираться до последнего и оспаривать расчеты АВК, называя их сомнительными.

АВК на 100% принадлежит Госкорпорации «Ростех». Генеральным директором Ростеха является Сергей Чемезов. Свои действия руководство АВК совершает четко в соответствии с интересами Ростеха. При этом АВК и АВТОВАЗ — родственные организации. АВТОВАЗ также принадлежит Ростеху, но в гораздо меньшей степени, чем АВК. Так, основной акционер АВТОВАЗа — компания из Нидерландов Alliance Rostec Auto В. V. — владеет пакетом в 66,3% обыкновенных акций АВТОВАЗа. В самом Alliance Rostec Auto В. V. Ростеху принадлежит 32,87%. Т.е. под контролем у Ростеха находится примерно 21% обыкновенных акций АВТОВАЗа. Плюс еще 26,4% у Renaissance Securities Limited — компании известного бизнесмена Михаила Прохорова, который предпочитает прислушиваться к мнению Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №2 (612) от 30.01.17).

После состоявшегося 30 июня очередного годового собрания акционеров ПАО «АВТОВАЗ» и избрания нового совета директоров компании стало окончательно понятно, что Прохоров на АВТОВАЗе представляет интересы Ростеха или даже лично Сергея Чемезова. Дело в том, что все 7 представителей Ростеха, входившие в предыдущий совет директоров АВТОВАЗа (т.е. еще до того, как Renaissance Securities Limited приобрела столь крупный пакет акций АВТОВАЗ), после 30 июня 2017 г. сохранили свои места в совете директоров (см. «Хронограф» №22 (632) от 10.07.17). Таким образом, Ростех в тандеме с Renaissance Securities Limited Прохорова контролирует примерно 47,4% обыкновенных акций АВТОВАЗа, или примерно 46% от акционерного капитала компании (у АВТОВАЗа есть еще и привилегированные акции). Примерно такой же пакет (хотя, может быть, совсем немного меньший) — у альянса Renauit-Nissan.

При этом оперативное управление АВТОВАЗом в должности президента компании осуществляет ставленник альянса Renault-Nissan Николя Мор. А значит, именно он решает, кому из поставщиков и в каком объеме платить или не платить. То, как настроен Николя Мор, четко видно по спорам АВТОВАЗа с поставщиками электроэнергии и воды — РТ-ЭТ и АВК.

РТ-ЭТ, также как и АВК, на 100% контролируется Ростехом. Судя по материалам, появившимся в ходе судебного спора АВТОВАЗа и РТ-ЭТ, с автопроизводителя за электроэнергию требуют около 698 млн р. (см. «Хронограф» №17 (627) от 5.06.17). Т.е. если сложить размер уже озвученных претензий к АВТОВАЗу со стороны подконтрольных Ростеху организаций — АВК и РТ-ЭТ, то можно увидеть сумму, почти достигшую 1,4 млрд р. Причем это далеко не все претензии к АВТОВАЗу со стороны дочерних компаний Ростеха. Вполне возможно, АВТОВАЗ принципиально не спешит с оплатой требований компаний, связанных с Ростехом.

Альянс в лице Николя Мора, так же как в случае с РТ-ЭТ, имеет собственные взгляды на цену закупаемой у АВК воды и услуги ее подачи и отведения, а также на их количество. Не стоит исключать, что в ходе судебных процессов с участием АВК и АВТОВАЗа может выясниться, что в АВК могли завышать показатели поставок, пользуясь лояльностью отдельных руководителей АВТОВАЗа.

Напряженные взаимоотношения АВТОВАЗа с АВК и РТ-ЭТ могут быть следствием конфликта интересов на уровне Ростех — альянс. И пока завершения этого конфликта не видно.