Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (156) | 7 ноября 2006г.
 

Дмитрий Шаньков:

Необходимо формировать новое поколение фермеров

Георгий Кизельгур

Продовольственная независимость России все чаще обозначается как одна из приоритетных задач. Однако, создавая все условия для производства сельскохозяйственной продукции, не следует забывать, что ее розничная реализация является не менее важным звеном в цепочке от производителя к потребителю. О ситуации, сложившейся в розничной торговле, и о способах влиять на ситуацию «Хронографу» рассказал депутат Думы городского округа Тольятти, председатель совета директоров ОАО «Центральный рынок» Дмитрий ШАНЬКОВ.

- Дмитрий Павлович, как вы знаете, реализация приоритетных национальных проектов призвана обеспечить в том числе потребности населения в доступной и качественной сельскохозяйственной продукции. Насколько выполнима задача?

- Пока еще рано говорить о результатах. Дело в том, что реализация национального проекта в сельском хозяйстве началась только на страницах газет и телеэкранах. Реально доступ к деньгам, предусмотренным данным проектом, сельхозпроизводитель получит только в 2007 г. Кроме того, нет четкого понимания, каким образом и на каких условиях можно получить необходимые ресурсы. При этом стоит учитывать специфику данной отрасли: срок окупаемости проектов в сельском хозяйстве составляет минимум 5 лет. И рассчитывать на то, что фермер, взявший кредит пусть даже под минимальный процент, начнет опускать цены до того как расплатится по своим обязательствам, я бы не стал. По моей оценке, мы только через 5-7 лет сможем увидеть реальные результаты и понять, насколько эффективным оказался национальный проект.

Однако выделение денег не решит сложившиеся за десятилетия проблемы. На селе практически не осталось крепких мужиков, способных управлять своим хозяйством, способных считать каждую копейку и эффективно работать на земле, применяя передовые технологии и оборудование. Нужно, условно говоря, выращивать не картошку, а грамотных специалистов, которые бы потом эту картошку выращивали. Необходимо научить людей думать по-другому, относиться к крестьянскому труду как к любому другому бизнесу — вот одна из приоритетных задач, которая должна учитываться в нацпроекте. Необходимо формировать новое поколение фермеров, а для этого можно обратиться к опыту Канады. Там, прежде чем получить гордое имя «фермер» и, соответственно, все государственные преференции, необходимо два года проработать помощником фермера в существующем хозяйстве. Полученные практика и знания становятся гарантией того, что и государство, и фермер останутся довольны. Такие правила игры, с одной стороны, гарантируют государству выполнение задач по расширению фермерского сектора, по повышению продовольственной безопасности, росту налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, а с другой — оберегают самого фермера от неудачи и долговой ямы.

- Сегодня активно формируется мнение, что местным производителям сельхозпродукции нет прямой дороги к покупателю. Однако очевиден тот факт, что сегодня торговые места на рынке преимущественно заняты непродовольственными товарами. О чем свидетельствует сложившаяся ситуация?

- Спрос рождает предложение. В течение последних 4-5 лет мы наблюдаем спад спроса на торговые места для торговли овощами и фруктами на фоне подъема спроса на места под непродовольственную группу товаров. Происходит это только по одной причине: сегодня магазины стоят практически в каждом дворе. Также давайте вспомним, сколько за последние 3-4 года в город пришло сетевиков: это и супермаркеты эконом- класса, и гипермаркеты. И под влиянием данного фактора произошло перераспределение покупательского потока, усилилась роль географического фактора: какая необходимость идти за продуктами на рынки, если все необходимое можно купить рядом с домом? Однако не стоит забывать, что система поставки продуктов у сетевиков, как правило, централизованная, и частнику напрямую туда попасть практически невозможно.

- Дмитрий Павлович, почему именно в отношении к сельскохозяйственной продукции через федеральные СМИ создается стереотип, что система посредников-перекупщиков не дает развиваться самому производителю и, кроме того, последним якобы невозможно попасть и на рынок?

- В сельском хозяйстве, как и в других отраслях экономики, действует система разделения труда. Почему-то дилеров автомобилей никто не называет перекупщиками. Кто такие перекупщики? Если следовать этой логике, в разряд спекулянтов и так называемых перекупщиков попадают абсолютно все торговые организации, не имеющие своего производства. Однако такая позиция позволяет завуалировать истинную причину стагнации в сельскохозяйственной отрасли. Нельзя заставить всех производителей, не только крестьян, иметь свои торговые сети, через которые реализовывалась бы продукция. Это просто невозможно.

Разговоры о том, что кому-то дорога на ОАО «Центральный рынок» закрыта, абсолютно беспочвенны, поскольку основным видом деятельности рынка является сдача в аренду торговых мест. На сегодня есть свободные места, и я приглашаю всех заинтересованных.

- В таком случае в чем именно заключаются проблемы, связанные с ситуацией вокруг местых производителей сельхозпродукции» ?

- В том, что нет производителя как такового. Сегодня можно инициировать эксперимент, результат которого известен заранее. Для этого необходимо создать бесплатный рынок в черте города, разумеется, для местного производителя. Это не станет большим бременем для бюджета. Но мы увидим реальное положение дел: сколько у нас этих самых местных производителей и какие цены были бы установлены с учетом бесплатного торгового места. Думаю, что продукты там были бы не дешевле, чем в любом другом месте. Еще раз повторюсь, снизить цены на любой продукт можно только за счет преобладания предложения над спросом, а значит, — формирования фермерского класса.

- Понятно, что данный процесс достаточно длителен. Как сегодня можно стабилизировать ситуацию?

- Во-первых, не надо ни на что влиять, надо создавать условия для нормальной работы тех и других. Совершенствовать налоговою базу, давать кредиты, в конце концов, стимулировать развитие других отраслей, создавать новые рабочие места, чтобы людям было с чем ходить по магазинам. А государство вместо этого пытается, как обычно, свои проблемы переложить на наши с вами плечи.

Сегодня нам говорят, что высокие цены на продовольствие формируют рынки. Это абсолютно не соответствует действительности. Доля продажи продуктов питания с рынков не превышает 5% и не может никаким образом влиять на ценовую политику ни города, ни тем более региона. Так, сегодня цена на капусту в одном из сетевых супермаркетов — 7,3 р., а на Центральном рынке -8 р., однако качество кардинально отличается. Но Центральное телевидение недавно распространило информацию, что существуют рынки с «правильными ценами». В одном из сюжетов общественное внимание было сфокусировано на ценнике, на котором была указана стоимость мяса — 75 р. Но при этом журналист по каким-то причинам «забыл» уточнить, что эта цена за килограмм несортового мяса.

Далее звучат совершенно нелепые предложения, такие как обозначение возможной доли присутствия конкретной нации в рыночной торговле. Что это означает? Расписать, сколько русских, армян, азербайджанцев и чукчей имеют право торговать на рынке? Данные манипуляции формируют в обществе негативное отношение к существующим рядом с ними рынкам.

Нужно не будоражить общественное мнение, а заниматься обеспечением законности. У меня есть другое предложение — проверить законность нахождения каждого иностранца на территории России, и незаконно попавших, не имеющих необходимых документов и разрешения на право работы выслать из страны. Тех же, кто имеет все необходимые документы и занимается предпринимательством, заставить платить налоги, и пусть трудятся на благо нашего государства.