Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (633) | 17 июля 2017г.
 

Рабочая гордость

Водители ТП АТП-3 в очередной раз подтвердили профессиональное лидерство в регионе

Борис Кротов

6-7 июля в Тольятти прошел XVI областной конкурс профессионального мастерства водителей автобусов. Площадкой для конкурса стал Комсомольский р-н Тольятти — район, в котором территориально находится МП ТП АТП-3 — одно из старейших и крупнейших транспортных предприятий региона. Из года в год оно выставляет на конкурсы профмастерства самую многочисленную и, судя по достигаемым из года в год результатам, профессиональную команду. Для руководства АТП-3 представительное участие в конкурсах профмастерства — это вовсе не повод для амбициозной самопрезентации. В первую очередь речь идет о популяризации профессии водителя и привлечении молодых кадров, а также о безопасности дорожного движения.

Закрепили результат

Участниками конкурса стали водители муниципальных предприятий «Пассажиравтотранс» (г.о. Самара), МП ТП АТП №3, МУП г.о. Сызрань «Сызранское ПАТП», МУП г.о. Чапаевск «Чапаевсктранссервис». Также в соревнованиях приняли участие представители коммерческих предприятий ООО «Шоссе», ООО «Рейс», ООО «ЖД-ТРАНССЕРВИС», филиал ООО «Пивоваренная компания «Балтика» — «Балтика — Самара», ООО «РУС-АВТО».

В личном зачете лидерами по количеству победителей в скоростном маневрировании и знании правил дорожного движения стали водители из Тольятти. Также первые места в личном зачете завоевали водители из г. о. Чапаевск и Сызрань.

Из 24 человек, принявших участие в конкурсе, 8 оказались представителями МП ТП АТП-3. Но объяснить лидирующие позиции предприятия только лишь численным перевесом тольяттинцев невозможно — слишком показательна разница в результатах. Помимо впечатляющего владения навыками виртуозной езды на автобусах разной вместимости, работники транспортной отрасли продемонстрировали отличные знания ПДД. К примеру, тольяттинец Павел Лябаев решил 20 теоретических задач за 28 секунд. Его коллега по МП ТП АТП-3 Александр Суржин — за 38 сек., а водитель Денис Карих — за 36 сек. Кроме того, водители-конкурсанты прошли серию тестов на культуру обслуживания пассажиров. В день финала состязаний в качестве оценки практического мастерства использовались фигуры скоростного маневрирования -«змейки», заезды в «бокс» и другие элементы. Фигурное вождение и скоростное маневрирование на 12-метровых автобусах, каждый из которых вмещает по 120 чел., стало особенно впечатляющим — как для самих участников профсоревнований, так и для гостей.

Команды, сформированные из водителей Тольятти, стали победителями конкурса в командном зачете на автобусах ЛИАЗ-529370 (автобусы на компримированном природном газе. – Прим. авт.) и МАЗ-103.

Павел Лябаев, многократно признанный лучшим водителем Тольятти, Самарской обл. и всей России, сохранил за собой этот титул. Профессионал из МП ТП АТП-3 набрал наибольшее количество баллов в личном зачете. Он сейчас является одним из наиболее титулованных специалистов-транспортников. Кроме того, Лябаев трижды становился лучшим водителем автобуса России, а в мае 2017 г. в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса» он занял второе место, уступив сопернику из Санкт-Петербурга несколько секунд в последнем заезде.

По словам министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Ивана Пивкина, за выдающиеся профессионализм и трудолюбие Павел Лябаев будет представлен к награждению губернатором Самарской обл. в номинации «Лучший водитель автобуса» в рамках отраслевой трудовой премии «Профессионал года».

Ставка на молодежь

Помимо титулованного профессионала Лябаева в конкурсе отлично себя зарекомендовали молодые представители коллектива АТП-3. Средний возраст команды — 34 года, но большая часть участников моложе -26-30 лет.

Хотя в целом сам коллектив муниципального предприятия много старше. «Собирательный образ нашего водителя выглядит так — это человек среднего возраста или чуть старше, у которого дети выпускники или первокурсники — их нужно учить дальше и помогать им создавать их семьи. Его задача – выучить детей, женить их и дать им путевку в жизнь. На этих людях у нас держатся самые ответственные участки работы. Перед предприятием стоит задача активно привлекать молодежь. Мы надеемся, что наши победители останутся с нами и составят в дальнейшем костяк коллектива», — говорит заместитель директора по перевозкам МП ТП АТП-3 Евгений Матвеев.

Держатся на энтузиазме

За словами о привлечении молодежи кроется важная проблема отрасли — низкие зарплаты. Сейчас средняя заработная плата водителя МП ТП АТП-3 — 25 тыс. р. Этого дохода водителю удается достигать за счет более высокого класса и за переработки, в т.ч. за счет выхода на работу в выходные и праздничные дни. Водитель 3-го класса без переработок может рассчитывать на 15-16 тыс. р. По подсчетам руководства АТП-3, низкая заработная плата стала причиной увольнения порядка 10 водителей, ранее успешно прошедших конкурсы профмастерства. И на новых местах все эти люди нашли себя — и в плане карьеры, и в плане дохода.

А в АТП-3 убеждены, что отрасль должна вернуться к постепенному повышению заработной платы, и оптимальная сумма, при которой уже можно говорить об относительной конкурентоспособности оплаты труда, это хотя бы 35 тыс. р. в месяц. Вложения обещают окупиться, ведь профессионалы бережнее относятся и к транспортным средствам, и к топливу, и к запасным частям. Безопасность движения тоже от этого выигрывает. Им не нужны надсмотрщики — такие профи достаточно уважают и себя, и свой труд, и пассажиров, и участников дорожного движения.

Пока резервов для увеличения зарплаты нет. Для покрытия затрат предприятия на перевозку пассажиров на нерентабельных рейсах в 2017 г. было необходимо субсидирование в размере порядка 109,8 млн р. При принятии бюджета Тольятти на 2017 г. субсидии для АТП-3 были заложены на уровне 95,6 млн р. Таким образом, только по субсидиям в АТП-3 образуется кассовый разрыв в размере 13 млн р. Если к этому числу добавить выпадающие доходы предприятия за 2017 г., то получится, что только в 2017 г. недофинансирование составит порядка 30 млн р. (см. «Хронограф» №8 (618) от 20.03.2017 г.). При таких обстоятельствах профессиональные достижения пока остаются уделом энтузиастов. А на одном энтузиазме отрасль будет сохранить сложно.

Комментарии

Иван ПИВКИН, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.

- Приветствуя участников соревнований, отмечу, что труд водителя автобуса благородный и уважаемый. Ежегодно общественный автомобильный транспорт нашей губернии перевозит сотни миллионов пассажиров. Хочу также обратить внимание: ответственность за жизнь и здоровье каждого из этих людей несет именно водитель, поэтому в транспортной отрасли должны работать исключительно профессионалы.

Александр АБРАМОВ, директор МП ТП АТП-3

- Конечно, нам приятно, что наши водители в очередной раз продемонстрировали высокий профессионализм и лидерские качества. Но каждый конкурс — это не просто эффектная самопрезентация, это еще и обмен опытом с коллегами. Мы с удовольствием учимся всему дельному, что видим у наших соперников, и надеемся, для них наш опыт тоже полезен. Очень важно, что в процессе таких соревнований водители начинают по-другому осознавать себя — не просто как винтик, а как часть команды, коллектива, как профессионал высокого класса. Организация транспортных перевозок, выстраивание логистических потоков в городах с населением в несколько сотен тысяч человек — это сложная и очень ответственная работа. Случайных людей здесь нет и быть не может.