Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (630) | 26 июня 2017г.
 

В огне конкуренции

Сгорели автомобили замглавы Куйбышевского района и депутата райсовета

ИА «Центр-Инфо»

В Самаре передел рынка пассажирских перевозок вошел в крайне острую фазу. Конфликт между перевозчиками ознаменовался серией поджогов автотранспортных средств в Куйбышевском р-не. В огне конкуренции заполыхали автомобили первого заместителя главы администрации Куйбышевского р-на Вячеслава РЫЧЕНКО и депутата Куйбышевского райсовета, директора по общим вопросам ООО «Менеджмент Прожект» Ирины БАРСУКОВОЙ. До недавних событий ее фирма контролировала большинство городских пассажирских маршрутов в Куйбышевском р-не. Однако по итогам озвученных событий «Менеджмент Прожект» полностью был выдавлен с рынка пассажирских перевозок.

Набрали вес

Последние годы компания «Менеджмент Прожект» была одним из лидеров среди коммерческих перевозчиков по городским пассажирским маршрутам Самары. В 2013-2015 гг. между МП «Пассажиравтотранс» (ПАТ) и «Менеджмент Прожект» заключались договоры перевозок, на основании которых компания Ирины Барсуковой получила на обслуживание ряд муниципальных маршрутов (№5д, 17, 26, 32, 36, 66, 76, 77). В августе 2014 г. ПАТ заключил еще один договор перевозок, по которому муниципальный маршрут №32д был передан на обслуживание ООО «Экспресс-Авто». Данная компания также была близка Ирине Барсуковой. Как и «Менеджмент Прожект», «Экспресс-Авто» зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 143/28. При этом МП «ПАТ» с 2012 г. начинает демонстрировать стремительную динамику роста убытков. С 26 млн р. по итогам 2012 г. до 594 млн р. по итогам 2015 г. При этом годовая выручка МП «ПАТ» за период с 2012 г. до 1 января 2016 г. изменилась с 871 млн р. до 963 млн р.

В тот период «Менеджмент Прожект» также сумел прибрать к рукам и ряд городских коммерческих маршрутов. Компания организовала перевозки по маршрутам №48д, 48к, 77д и 92. Все вышеперечисленные муниципальные и коммерческие маршруты (за исключением 26-го маршрута) связывают Куйбышевский р-н с остальными районами Самары. Таким образом, на данной территории под контролем перевозчика оказалась значительная часть пассажиропотока. После этого вышеназванные бизнес-структуры стали набирать политический вес. В сентябре 2015 г. Ирина Барсукова избралась в Совет депутатов Куйбышевского р-на Самары. Понятно, что с приходом во власть лоббистские возможности ООО «Менеджмент Прожект» могли значительно усилиться.

Стрельба на поражение

Похоже, не все коммерческие перевозчики Самары смогли спокойно наблюдать за тем, как один из конкурентов укрепляет свои позиции на рынке. Минувшей весной произошли события, которые потрясли весь Куйбышевский р-н. Самарское заречье накрыла волна криминальных разборок.

В ночь на 30 марта на ул. Пугачевский тракт загорелся автомобиль. «На тушение пожара выдвинулись пожарные подразделения в составе 9 человек личного состава и 2 единиц техники», — говорится в официальном сообщении ГУ МЧС России по Самарской обл. Позднее появилась информация о том, что именно этой ночью был сожжен автомобиль заместителя главы администрации Куйбышевского р-на. Как полагают источники, хорошо знакомые с ситуацией, злоумышленники подожгли автомобиль первого заместителя главы администрации Куйбышевского р-на Вячеслава Рыченко. Однако это было лишь начало. Следующей ночью, 31 марта, загорелось очередное транспортное средство. По данным ГУ МЧС России по Самарской обл., пожар произошел на ул. Грозненской. Источники считают, что этим автомобилем могла пользоваться депутат райсовета Ирина Барсукова.

Как оказалось, в Куйбышевском р-не развернулась полномасштабная криминальная война с настоящими боевыми действиями на улицах. Наиболее эпическим событием этой войны стала перестрелка, которая произошла 1 апреля на ул. Бакинской. В ходе перестрелки были расстреляны легковые автомобили марок Lada PRIORA и Chevrolet. По неофициальной информации, перестрелка могла быть следствием конфликта бизнесменов, которые занимаются перевозками пассажиров общественным транспортом.

На официальном сайте ГУ МВД России по Самарской обл. информация об этом подается следующим образом: «Днем 1 апреля в Куйбышевском р-не Самары в рамках проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий сотрудники полиции задержали троих подозреваемых в серии поджогов автотранспорта. Во время задержания один из предполагаемых злоумышленников — мужчина 1990 г. р. — оказал стражам правопорядка сопротивление и произвел несколько выстрелов из травматического пистолета в сторону полицейских. В результате этого два оперативника получили незначительные повреждения различных частей тела. В соответствии с действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел применили табельное оружие, произвели прицельный выстрел и ранили нападавшего.

Полицейские оказали мужчине первую помощь, вызвали врачей и передали его прибывшим медикам. Двое других подозреваемых были задержаны и доставлены в отдел полиции для дальнейшего разбирательства. По факту случившегося назначено [URL=https://63.мвд.рф/news/item/9797411] проведение служебной проверки» (https://63.MBfl. pф/news/item/9797411).

Впрочем, сухая официальная информация почему-то разительно отличается от той, которую поведали очевидцы с места событий средствам массовой информации. Крайне любопытные подробности произошедшего сообщает газета «Про-Город Самара», которая цитирует слова одного из очевидцев перестрелки: «ПАЗ совершал поворот на кольцо, за ним следовали такие ТС, как «Приора», «Шевроле» и вроде «Тойота». ПАЗ закрыл проезжую часть, «Приору» и «Шевроле» сзади подперла «Тойота». После из ПАЗа и «Тойоты» вылезли ребята, одетые «по гражданке», и начали вытаскивать из машины подозреваемых. Естественно, подозреваемые, не понимая, что происходит, открыли огонь с травмата, на что полиция открыла встречный огонь, несмотря на то что на линии огня были обычные люди».

Любопытно, что автобус марки «ПАЗ», который преградил путь автомобилям Lada PRIORA и Chevrolet на Бакинском кольце, был обозначен как общественный транспорт, который следовал по маршруту №48к (или №48д). Об этом свидетельствуют фотоснимки, размещенные в сети Интернет с места события. По свидетельствам очевидцев, в ходе перестрелки водитель данного автобуса был ранен. «По неподтвержденным данным, один из пострадавших, 37-летний водитель автобуса, доставлен в больницу с огнестрельным ранением в области живота», — сообщает информационное агентство «Федерал Пресс».

Произошедшие события порождают массу вопросов. К примеру, совершенно непонятно, по каким причинам сотрудники полиции оперативно-разыскные мероприятия проводили в гражданской одежде на автомобиле «ПАЗ», который был замаскирован под общественный транспорт. Тут же возникает версия, что в реальности один из «авторитетных» перевозчиков мог воспользоваться услугами завербованных сотрудников правоохранительных органов, использовав их в криминальных разборках.

Падение Барсуковой

По итогам текущих событий глобальный передел рынка пассажирских перевозок по территории Куйбышевского р-на Самары все же состоялся. «Менеджмент Прожект» потерял контроль над всеми маршрутами, включая коммерческие. По данным интернет-портала «Транспортный оператор Самары» (ТОС), автобусные маршруты №48д и 48к уже эксплуатирует ООО «Рейс» из ГК «Рейс», которую возглавляет Герман Скрицкий (см. «Хронограф» №12 (622) от 17.04.17). По мнению наблюдателей, именно эти маршруты могли стать чуть ли не основным «яблоком раздора», из-за которого разразилась криминальная война. К слову, «Рейс» также уже осуществляет перевозки по коммерческим маршрутам 77д и 92, которые некогда приносили доход в «Проект Менеджмент». По крайней мере, именно такую информацию дает вышеназванный специализированный портал.

Однако настоящим ударом по бизнесу Ирины Барсуковой стало расторжение договоров на обслуживание городских муниципальных маршрутов. С 3 мая «Менеджмент Прожект» прекратило осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам №5д, 17, 26, 32, 36, 66, 76, 77. Также был расторгнут договор с «Экспресс-Авто» на обслуживание маршрута 32д. Как оказалось, здесь тоже не обошлось без участия правоохранительных органов.

Прокуратура г.о. Самара в ходе проведения проверки пришла к выводу, что «Проект Менеджмент» и «Экспресс-Авто» указанные маршруты получили с нарушением ФЗ «О защите конкуренции». Было установлено, что еще в августе 2012 г. департамент транспорта г.о. Самара подвел итоги конкурса, по результатам которого был заключен договор с МП «ПАТ» на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам №5д, 11, 17, 26, 32, 32д, 36, 39, 47, 65 66, 76, 77. Срок действия договора — до 14 августа 2017 г. Напомним, в августе 2012 г. департамент транспорта г.о. Самара уже возглавлял Дмитрий Полулях, до этого директор МП «ПАТ» (2010-2011 гг.). Напомним, что сразу после его ухода из МП «ПАТ» начал стремительно погружаться в убытки. Это вполне могло быть следствием «санкционированной» Полуляхом потери МП «ПАТ» части маршрутной сетки в пользу структур Барсуковой, о чем было сказано в начале этой публикации. После ухода из мэрии Самары Полулях нашел себя в 2015 г. сначала в должности директора ООО «Ставропольская транспортная карта» (г. Ставрополь), затем в 2016 г. в должности директора ООО «Краснодарская транспортная карта» (г. Краснодар). Обе компании занимаются электронной обработкой данных. Он же с 2012 г. активно лоббировал внедрение в Самаре единого электронного проездного.

Однако МП «ПАТ», получив в 2012 г. не без ведома Полу ляха маршруты, стало раздавать их коммерческим перевозчикам, заключая договоры на обслуживание. Значительная часть указанных маршрутов, как отмечалось выше, оказалась в руках бизнес-структур Ирины Барсуковой. Причем без процедуры торгов. «Конкурс на право заключения договоров с вышеуказанными организациями не проводился. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой г. Самары 24 марта 2017 г. в адрес директора МП «Пассажиравтотранс» внесено представление. Для устранения выявленных нарушений МП «Пассажиравтотранс» принято решение о расторжении договоров», — сообщил заместитель прокурора г. Самары Алексей Клещев в своем ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф». В итоге автобусы МП «ПАТ» вернулись на муниципальные маршруты № 5д, 17, 26, 32, 36, 66, 76, 77. Отсюда вывод: сомнительность процедуры перехода маршрутной сетки ПАТ фирмам Барсуковой в период присутствия в Самаре Полуляха могла спровоцировать конкурентов начать действовать в начале 2017 г. более решительно. Ведь на кону приближающийся пересмотр договора между муниципалитетом и ПАТ, заканчивающийся 14 августа 2017 г.

Необходимо обратить внимание на то, что вопросом честной конкуренции прокуратура озаботилась буквально накануне криминальной войны. Как следует из ответа Клещева, под конкуренцией он понимает «соперничество хозяйствующих субъектов». Следует признать, что это «соперничество» порой приобретает очень жестокие формы. Стрельбу и поджоги машин при желании тоже можно представить как форму соперничества участников конкурентной борьбы. Ведь это тоже способно оказать воздействие «на условия оборота товаров и услуг на заданном рынке».

Между тем в конкурентной борьбе сегодня преуспевает ГК «Рейс» Германа Скрицкого. Данные ТОС говорят о том, что в Самаре на рынке городских пассажирских перевозок остались лишь три коммерческих перевозчика. Это ООО «Шоссе», ООО «Рейс» (оба входят в ГК «Рейс» Скрицкого) и ООО «СамараАвтоГаз» (САГ), директором которого является Леонид Шихарев. «Менеджмент Прожект» в числе участников рынка пассажирских перевозок в Самаре больше не фигурирует.

Похоже, бизнес Барсуковой не выдержал «конкурентной борьбы», как, впрочем, и другие перевозчики. Так, с рынка исчезли ООО «Гранд-Сервис», ООО «СамараАвто», ООО «Вектор», ООО «Арсенал», ООО «Аэробус», ООО «Газ Моторс» и пр. Практически все их маршруты в итоге оказались у ООО «Рейс» и ООО «Шоссе». Но постепенно сдает свои позиции и САГ Шихарева. В последние годы из-под его контроля в пользу компаний Скрицкого ушли такие популярные у самарцев маршруты, как 1к, 61д, 96, 205, 210, 226, 229 и 295. На этом фоне не трудно предположить дальнейшие события после того, как у ПАТ истечет срок договора (14 августа 2017 г.) на перевозки по муниципальным маршрутам, которые еще недавно эксплуатировал «Менеджмент Прожект». Видимо, по результатам торгов их возьмет один из новых гегемонов рынка.

Комментарии

Вячеслав РЫЧЕНКО, первый заместитель главы администрации Куйбышевского р-на

- Считаю необходимым обратить внимание на недопустимость необоснованных и не соответствующих действительности выводов о моей поддержке отдельных коммерческих структур и направлений бизнеса, не связанных с моей профессиональной деятельностью.

Сергей ГОЛЬДШТЕЙН, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской обл.

- По результатам проверок по фактам возгорания автомобилей следственным Управлением МВД России по г. Самаре возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ. В настоящее время по уголовным делам проводится расследование. Представление более полной информации может послужить причиной нарушения конституционных прав участников процесса.

Алексей КЛЕЩЕВ, заместитель прокурора г. Самары

- В прокуратуру г. Самары в 2016 г. и за период 4 мес. 2017 г. жалобы на работу ООО «Менеджмент Прожект» по осуществлению перевозок по маршрутам 5д, 17, 26, 32, 36, 66, 76, 77 не поступали. Прокуратурой г. Самары в период 2016-2017 гг. проверки в отношении ООО «Менеджмент Прожект» не проводились, нарушений не выявлялось. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ООО «Менеджмент Прожект» в настоящее время не усматривается.