Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (629) | 19 июня 2017г.
 

О чем молчит Нагиев

МТС-Банк предлагал своим клиентам из Самарской области решать все спорные вопросы в Москве

Сейдамет Абреков

Арбитражный суд Самарской обл. двумя своими решениями встал на сторону простых граждан — клиентов ПАО «МТС-Банк». Недопонимание случилось на почве того, что МТС-Банк предложил клиенту, проживающему в г. Нефтегорске Самарской обл., судиться в Москве, т.е. по месту регистрации банка. Это противоречит нормам закона. Не хочется верить, что в т.ч. и для этих целей Группа «МТС» для рекламы своих продуктов воспользовалась услугами известного актера Дмитрия НАГИЕВА (на фото).

МТС-Банк — это организация, услугами которой в разной степени навязчивости обязательно предложат воспользоваться в каждом розничном пункте продаж доступа сотовой связи МТС. В какой-то момент уровень работы относительно нового банка с клиентами должен был дать о себе знать. Между клиентом МТС из г. Нефтегорска и МТС-Банком возникло недопонимание. МТС-Банк не стал проявлять лояльность к клиенту и начал действовать так, как удобно ему самому. Но Роспотребнадзор и арбитраж довольно четко указали — клиент прав.

МТС-Банк через Арбитражный суд Самарской обл. пытался оспорить предписания Управления Роспортребнадзора по Самарской области №10/160132 от 17 июня 2016 г. Как оказалось, ранее Управление Роспотребнадзора по Самарской обл. провело внеплановую документарную проверку ПАО «МТС-Банк». По ее результатам было выписано соответствующее предписание. Поводом для внеплановый проверки стало обращение в Роспортребнадзор гражданина, который заключил с МТС-Банком договор потребительского займа (кредита). Причем, как оказалось, договор был заключен таким образом, что его условия нарушали права потребителя. В частности, в тексте договора было указано: «Иски банка к клиенту предъявляются в Чертановский суд г. Москвы». Т.е. МТС-Банк предлагал своим клиентам разрешать возникающие противоречия в одном из районных судов Москвы, очевидно по месту регистрации банка. И это несмотря на то, что клиенты банка проживают на всей территории России, в т.ч. и в Самарской обл.

На это самарский арбитраж указал, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения». Кроме того, по мнению суда, договоры между МТС-Банком и клиентами должны соответствовать Закону о защите прав потребителей.

Дмитрий Нагиев не рассказывал о том, какие проблемы ожидают клиентов МТС-банка
Дмитрий Нагиев не рассказывал о том, какие проблемы ожидают клиентов МТС-банка

«В соответствии с п.2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания истца, месту заключения или исполнения договора», — указал суд. С учетом того, что клиент, инициировавший проверку деятельности МТС-Банка, проживал на территории Самарской обл., а именно в г. Нефтегорске, он имел полное право обращаться в суд этого города или в любой другой суд по своему выбору. Соответственно, МТС-Банк должен был подавать иски по месту регистрации своего клиента. Этому факту суд дал довольно четкую трактовку: «Условие кредитного договора о том, что споры по иску банка к заемщику-гражданину рассматриваются судом по месту нахождения банка, нарушает законодательство о защите прав потребителей. .. Суд указал, что данная гарантия, предоставляемая потребителю-гражданину законом, не может быть изменена или отменена договором».

Таким образом, Арбитражный суд Самарской обл. «не оправдал надежд» ПАО «МТС-Банк». Было отказано в «признании незаконными вынесенных Управлением Роспотребнадзора по Самарской обл. как постановления по делу об административном правонарушении, совершенным МТС-Банком, так и представления сведений об устранении причин и условий нарушения». Из этого следует, что МТС-Банк должен либо привести содержание своих типовых договоров в соответствие с требованием действующего законодательства РФ, либо продолжать судебный процесс в вышестоящих инстанциях.

Следует отметить, что региональное подразделение МТС-Банка в Самарской обл. возглавляет Татьяна Наумова. Председателем правления ПАО «МТС-Банк» является Илья Филатов. МТС-Банк на 71,87% принадлежит ПАО «АФК «Система», еще на 26,37% — ЗАО «Мобайл Теле-Системе Б.В.» (Нидерланды), мажоритарным бенефициаром которых, в свою очередь, является Владимир Евтушенков.

При этом единственным номинальным акционером ЗАО «Мобайл ТелеСистемс Б.В.» (Нидерланды) является ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), телекоммуникационный оператор т.н. «большой тройки». Также следует отметить, что Группа «МТС», подконтрольная Владимиру Евтушенкову, единственная из «большой тройки», которая, предоставляя банковские услуги, кредитует население. «Мегафон» предоставляет услуги банковских карт, но они дебетовые, без кредитного лимита. «Билайн» также выдает карты под собственным брендом, но кредитные средства предоставляются либо АО «Альфа-Банк», либо АО «Тинькофф Банк».

Так или иначе, клиентам МТС-Банка, отталкиваясь в т.ч. и от уже завершившегося в первой инстанции процесса, первопричиной которого стало нежелание жителя Нефтегорска судиться в Москве, следует знать о своих правах. А также требовать от МТС-Банка при заключении договоров, в т.ч. кредитных, неукоснительного следования требованиям закона. В противном случае клиенты, если что-то пойдет не так, рискуют проводить время в постоянных поездках в Москву и обратно. В агрессивных рекламных роликах МТС популярный в молодежной среде актер Дмитрий Нагиев об этом почему-то не рассказывал.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Луиза ЯРОЧЕВСКАЯ, руководитель пресс-центра ПАО «МТС Банк»

- В результате технического сбоя, возникшего в программном обеспечении банка, настройки, определяющие договорную подсудность, были сброшены, в результате чего в заключаемых с клиентами договорах указывалось неверное наименование суда, в который предъявляются иски банка к клиенту.

Безусловно, сложившаяся ситуация не может считаться нормой обслуживания и не соответствует стандартам банка, в связи с чем в настоящий момент банком принимаются соответствующие меры и проводятся все необходимые мероприятия, направленные на исправление вышеуказанной ошибки и исключение возникновения подобных ситуаций в дальнейшем.

Банк сожалеет, что клиентам пришлось столкнуться с описанной ситуацией. Просим принять наши искренние извинения за доставленные неудобства!