До 1 июля крупнейшие предприятия реального сектора экономики Самарской обл. подведут итоги отчетного 2016 г. с опубликованием данных о чистой прибыли. Ожидается, что все более усиливающиеся кризисные явления приведут к очередному падению выручки и официальной рентабельности даже у тех предприятий, за которыми стоит иностранный капитал. Характерно, что инвесторы из-за рубежа, как показывает анализ, все чаще вынуждены прибегать к чисто российским методам снижения налоговой нагрузки на свои активы. На фоне пробуксовки перспективных проектов такое поведение иностранцев оптимизма не вызывает. Похоже, санкции, тщательно продвигаемые странами Евросоюза и США, серьезно испортили настроение их подданным. Спасти положение способно правительство Самарской обл.
Сбавляют оборотыДля анализа редакция Областного аналитического еженедельника «Хронограф» выбрала три компании, в капитале которых присутствуют США и два краеугольных государства Евросоюза — Франция и Германия. Так, ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» (дочернее предприятие американской General Motors) по итогам 2015 г. показало выручку в размере 15,66 млрд р. В 2014 г. обороты «Джи Эм-АВТОВАЗ» составляли свыше 19 млрд р., в 2013 г. — более 22,3 млрд р. Выручка предприятия впервые упала на уровень посткризисного 2010 г. И впервые же был задекларирован чистый убыток в размере 1,028 млрд р. Во многом он обусловлен рекордными операционными расходами, величина которых превысила 1,5 млрд р. На этом этапе, как полагают наблюдатели, «Джи Эм-АВТОВАЗ», чтобы не выходить в прибыль, мог вступить в отношения с весьма странными подрядчиками. Результатом комбинации стала недоплата в бюджет налогов. Предприятие ограничилось перечислением налога на прибыль в региональную казну в размере всего 121 млн р. Хотя в предыдущие годы давало Самарской обл. по 600-850 млн р. отчислений с прибыли. Флагман электротехнического сектора ЗАО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара» (ЭЩ-ТМС), на 100% принадлежащее французскому концерну Schneider Electric, по итогам 2015 г. снизило свои обороты до 15,5 млрд р. В 2014 г. предприятие под руководством Эрика Бриссе (на фото) показало выручку в размере 18,7 млрд р., а в 2013 г. — почти 20 млрд р. Можно прийти к выводу, что продукция ЭЩ-ТМС продается все хуже, поскольку объемы производства в 2015 г., исходя из себестоимости, откатились на уровень2010 г., а то и еще больше. При этом административные и управленческие расходы команды Бриссе неуклонно растут: по итогам 2015 г. они подскочили до 2,7 млрд р., хотя еще два года назад не превышали 1,6 млрд р. На 1 млрд р. по сравнению с 2014 г. выросли и операционные расходы. Как результат — рекордный чистый убыток, достигший в 2015 г. 673 млн р., и прочерк в графе «Уплата налога на прибыль». Т.е. бюджет региона ЭЩ-ТМС благодаря разработанным схемам оптимизации налогообложения, приносящим профит отдельным топ-менеджерам, по сути, обходит стороной. Французские акционеры завода, по всей видимости, смотрят на это сквозь пальцы. Вполне вероятно, осознав российские реалии ведения бизнеса, они даже приветствуют подобный подход. | | Да и кто будет спешить кормить бюджет платежами в условиях жестких санкций, существенно отражающихся на покупательском спросе на продукцию в т.ч. промышленных гигантов? Что касается немецкого инвестора в лице ООО «Роберт Бош Самара» (РБС), разрекламировавшего проект по строительству завода автокомпонентов в индустриальном парке «Преображенка», то за2015 г. его выручка составила 313 млн р., что позволило показать небольшую валовую прибыль. Однако маржа была «съедена» управленческими и административными расходами. На цели организации бизнеса РБС потратил свыше 300 млн р., а годом ранее — 295 млн р. Отдачи от вложений пока не видно. Чистый убыток РБС в 2015 г. достиг 189 млн р. Это меньше, чем рекорд 2014 г. (287,5 млн р. чистого убытка), но оптимизма явно не вызывает. Морозят проектыПадение выручки вкупе с занижением рентабельности делают иностранных инвесторов осторожными до такой степени, что новые проекты один задругам попадают под угрозу срыва. Все помнят, как в июне 2013 г. «Джи Эм-АВТОВАЗ» объявил о начале строительства производственных мощностей дочернего предприятия ООО «Джей Ви Системз» на территории ОЭЗ «Тольятти». Общая сумма инвестиций в проект планировалась в размере S209 млн, завод должен был развернуться на площади 200 тыс. кв. м и производить до 120 тыс. кузовов для автомобилей Chevrolet NIVA нового поколения. Предусматривалось создание свыше 1 тыс. рабочих мест. Однако авторам этих планов пришлось вносить в них существенные коррективы. Строительство «дочки» затянулось, а юридическое лицо «Джей Ви Системз» оказалось втянуто в многочисленные судебные разбирательства с подрядчиками. Достаточно описать одно только требование ООО «ТЛТПРОФ» на сумму около 128 млн р., чтобы понять, как глубоко «Джей Ви Системз» завязло в «болоте» под названием ОЭЗ «Тольятти» (см. «Хронограф» №15 (625) от 22.05.17). Схожие проблемы наблюдаются у ЭЩ-ТМС с его проектом строительства завода сухих трансформаторов. Первый символический камень в основание нового предприятия был заложен два года назад, объем инвестиций в проект запланирован в размере 1 млрд р., а число рабочих мест — в количестве 400 шт. Особо отмечалось, что новая серия трансформаторов будет отличаться привлекательной ценой в сравнении с аналогами и более короткими сроками изготовления за счет применения современных технологий автоматизации производства и передового оборудования. Однако пока объект не функционирует так, как это представляли в ЭЩ-ТМС. Следовательно, заявленные инвестиции окупятся очень нескоро, если окупятся вообще. | | По одной из версий, руководство ЭЩ-ТМС даже готово пожертвовать проектом, списав неудачу на убыточность предприятия. Инвесторы из РБС планировали вывести на полную мощность производство антиблокировочной системы тормозов ABS и программы электронной стабилизации курсовой устойчивости ESP для автомобилей российской сборки в «Преображенке» к 2017 г. На предприятии планировалось создать 500 рабочих мест. Однако выполнение инвестиционных обязательств, которые взяла на себя известная немецкая корпорация, похоже, задерживается. Более того, существует опасение, что эти обязательства, за исключением отладки первой очереди, не будут исполнены вообще. Дело в том, что заводу РБС не для кого работать на полную мощность. ПАО «АВТОВАЗ», которое видели ключевым потребителем продукции РБС, не балует поставщика заказами. А близлежащих альтернативных по емкости рынков, где можно было бы реализовывать ABS и ESP, у немецкой «дочки» явно не наблюдается. Дело движется к тому, что вторая очередь завода останется на бумаге, а в корпорации Bosch официально объявят о сворачивании инвестпроектов в Самарской обл. и об отказе от исполнения социальных обязательств, взятых перед регионом. Равнение на выводС учетом сложившейся конъюнктуры можно прогнозировать, что годовые отчеты крупнейших региональных предприятий реального сектора экономики за 2016 г., которые раскроют в начале июля, вновь неприятно удивят цифрами и фактами. Ожидается превалирование официальных расходов над официальными доходами, а следовательно, декларация убытков и отсутствия отчислений в бюджеты. Как бороться с данными явлениями, пока непонятно. Просто так заставить иностранных инвесторов отказаться от использования схем снижения налоговой нагрузки с выводом денежных средств из-под налогового и финансового контроля вряд ли выйдет даже у правительства Самарской обл. Если те же «Джи Эм-АВТОВАЗ», ЭЩ-ТМС и РБС начать напрягать с применением административного ресурса, то велик риск провала всех заявленных инвестпроектов, надежда на реализацию которых пока еще теплится. Поэтому рубить с плеча инвесторов, тем самым доводя до резкого ухудшения делового климата, правительству, конечно же, не стоит. Надо понимать, что во многом предприятия с зарубежным капиталом -такие же жертвы западных санкций против России, как и ее резиденты. Оказавшись под влиянием кризисных явлений, иностранные инвесторы учатся выживать «по-российски», перенимая опыт у тех, кто уже давно работает в тени. Отсюда и обналичивание денежных средств для проведения непубличных операций, и уклонение от уплаты налогов в надлежащем размере, и сокращение штатов с привлечением наемного труда. Чтобы не усугублять тенденцию, властям кое-где, вероятно, целесообразно организовать посильную поддержку инвесторов. Например, в виде предоставления дополнительных льгот и субсидий по государственной программе Самарской обл. «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности». |