Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (628) | 13 июня 2017г.
 

Острая передача

Развеев мог бы извлечь выгоду от сноса СЭМЗ не без ведома Титова

Андрей Неретин, Павел Соколов

К 2018 г. планируется завершить строительство мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару. С приближением этого события целесообразность присутствия производственной площадки АО «Самарский электромеханический завод» (СЭМЗ) в историческом центре г. Самары все больше ставится под сомнение. В сносе (под видом переноса) предприятия мог бы быть заинтересован известный самарский бизнесмен, бывший капитан «Крыльев Советов» Виктор РАЗВЕЕВ (на фото). Вполне возможно, что в ходе разорения и уничтожения ГПП «ЗИМ» площадку СЭМЗ решили сберечь с целью дальнейшей более выгодной реализации.

Осколок ГПП «ЗИМ»

С окончанием строительства в Самаре Фрунзенского моста негласные самарские кураторы СЭМЗ могут прийти к выводу, что продолжать использовать его в нынешнем месте расположения (в периметре Хлебной пл.) в качестве производственной площадки больше невыгодно. Как только у них окрепнут мысли подобного плана, предприятие, которое смогло выжить в годы Великой Отечественной войны и пережить «лихие 90-е», мгновенно будет вынесено с занимаемой территории. После ввода в эксплуатацию мостового перехода «Фрунзенский» стоимость недвижимости в исторической части Самары многократно возрастет, особенно в периметре Хлебной пл. Для этого есть все основания. До сих пор территория СЭМЗ, как и вся стрелка рек Волги и Самары, находится в т.н. «зоне транспортного тупика». Появление моста в одночасье сделает эту часть Самары одними из основных транспортных ворот мегаполиса. По этой причине влиятельные девелоперы уже положили глаз на расположенные здесь объекты недвижимости.

Необходимо напомнить, что СЭМЗ до 2008 г. числился как дочернее унитарное предприятие № 2 «Самарский электромеханический завод» Государственного производственного предприятия (ГПП) «Завод имени А.А. Масленникова» (ЗИМ). Фактически СЭМЗ представлял собой обособленное подразделение ГПП «ЗИМ». Следует обратить внимание, что к 2008 г. ГПП «ЗИМ» уже фактически не существовало. Решением Арбитражного суда Самарской обл. в 2004 г. в отношении ГПП «ЗИМ» было открыто конкурсное производство. К 2007 г. банкротство ГПП «ЗИМ» было полностью завершено и в 2008 г. его исключили из единого государственного реестра юридических лиц. В 2007 г. площадка бывшего ГПП «ЗИМ» (ул. Ново-Садовая, 106) была передана под коммерческую и жилую застройку, после чего по инициативе тех же девелоперов начался активный снос зданий и сооружений некогда легендарного самарского оборонного предприятия, история которого началась в 1909 г. (по указу императора Николая II от 1906 г.).

На этом фоне вызывает вопросы то, каким образом СЭМЗ, будучи одним из основных ликвидных активов обанкротившегося ГПП «ЗИМ», не был внесен в конкурсную массу должника для последующей реализации в рамках процедуры конкурсного производства. В тех условиях спасение СЭМЗ могло бы выглядеть объяснимым, если бы предприятие в ходе конкурсного производства ГПП «ЗИМ» получило бы нового собственника и стало бы самостоятельным юридическим лицом. Но без соответствующих лоббистов никакого спасения быть не может. В то же время понятия «лоббизм» и «альтруизм» несовместимы.

Официальная хронология гласит, что СЭМЗ был преобразован из дочернего предприятия ГПП «ЗИМ» во ФГУП «СЭМЗ», подчиненный Федеральному агентству управления государственным имуществом (ФАУГИ, Росимущество). В 2011 г. ФГУП «СЭМЗ» было акционировано, в результате чего единственным акционером ОАО «СЭМЗ» стала Госкорпорация «Ростех». В 2015 г. ОАО «СЭМЗ» было преобразовано в непубличную форму акционерных обществ — АО «СЭМЗ». Ростех продолжил оставаться его единственным акционером. Ряд признаков говорит в пользу версии о том, что присутствие Ростеха в акционерах СЭМЗ не более чем формальность, которой пользуются представители самарского олигархата для сохранения площадки предприятия в нужном для себя месте от посягательств других, более влиятельных кланов федерального уровня.

Легенда Мухина

Если есть неофициальная версия причин спасения СЭМЗ, то обязательно должна была быть и официальная. Именно ее озвучил генеральный директор АО «СЭМЗ» Василий Мухин в декабре 2014 г. в рамках имиджевой публикации на страницах журнала «Самарские судьбы». «Были наезды кредиторов, были попытки ввести временное наблюдение, которое должно было перейти во внешнее управление, как на заводе Масленникова. В общей сложности мы прошли семь десятков судов в разных инстанциях, чтобы отстоять государственное имущество и чтобы сохранить это предприятие, как говорили наши предки, «ни пяди земли не отдать врагу». Мы все сохранили, что нам государство передало в управление: ни здание, ни землю, ни одного станка не продали», — рассказывал Мухин глянцевому самарскому изданию (http://samsud.ru /journal/sdelano-v-samare/samar-sky-electromehanichesky-zavod/ page-2.html).

Впрочем, по мнению экспертов Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», разгадка «чудесного» спасения СЭМЗ могла объясняться не только героической борьбой Василия Мухина и, вне всяких сомнений, уважаемого коллектива СЭМЗ. Работники оборонной промышленности, сумевшие пронести сквозь годы преданность делу своей Родины, сохранить и приумножить дух настоящего, а не поддельного патриотизма, смотрят на реальность текущего момента совершенно иным взглядом, чем современные девелоперы. Им друг друга не понять.

В этом образном сопоставлении именно взгляды современных девелоперов могли быть ближе по духу и понятны по сути руководству Самарской обл. Тому самому, что сопровождало и обеспечивало перевод экономики региона со стандартов советского периода развития страны в русло либеральной реальности России 90-х. Для Самары этот период ознаменован присутствием в должности губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова. На этом фоне странным выглядит то, что в обозначенной выше публикации журнала «Самарские судьбы» Мухин благодарил за спасение завода именно Титова. Хотя чему тут удивляться, подобного рода феномен часто можно обнаружить в поведении т.н. «красных директоров». Для них даже спустя 25 лет после распада СССР любой вышестоящий начальник убедительнее отца родного.

Сегодня всякий девелопер скажет, что пока СЭМЗ находится в периметре Хлебной пл., его основным потенциальным активом является далеко не оборонный заказ. Основным активом СЭМЗ, как ни крути, является земельный участок в исторической части Самары, рядом со строящимся Фрунзенским мостом. Вряд ли тот же Константин Титов, будучи человеком очень дальновидным, стал бы это отрицать.

Но вернемся на 9-12 лет назад. СЭМЗ вполне могли бы реализовать вместе с остальными активами обанкроченного ГПП «ЗИМ», однако движения в этом направлении не наблюдалось. Возможно, по той причине, что кто-то очень дальновидный из числа самарского истеблишмента, условно говоря, решил не торопить данный сценарий. Подобного рода решения во времена банкротства ГПП «ЗИМ» и других госпредприятий (середина 2000-х гг.) относили к исключительной компетенции губернатора Константина Титова. Сильной его стороной было то, что он всегда умел считывать настроения местных финансово-промышленных групп (ФПГ), когда у тех еще эти настроения не успели даже должным образом сформироваться.

Как бы то ни было, но в решении повременить со сносом СЭМЗ в 2000-е имелось рациональное зерно. Отправленные в 2006-2008 гг. под снос строения вдоль красной линии Хлебной пл. нанесли бы на историческое лицо Самары почти на целое десятилетие язву, причем на самое видно место. В итоге нашли мудрое решение: договорились с ОАО «АВТОВАЗ» о размещении на СЭМЗ некоего заказа. Причем даже в этой ситуации Мухин в своем интервью журналу «Самарские судьбы» благодарил почему-то исключительно Титова, а не своих акционеров из Ростеха, что весьма странно. Кому как не Титову было понятно, что наилучший способ сохранить ситуацию вокруг площадки СЭМЗ — это обеспечить ему хоть какое-то существование за счет гарантируемого сбыта продукции.

Тем более что компетентные и дальновидные люди, знакомые с методами Константина Титова, уже тогда осознавали, что территория СЭМЗ находится в т.н. зоне транспортного тупика и что со временем это место станет одним из знаковых транспортных ворот города.

Доля Развеева

Транспортная доступность площадки под СЭМЗ превратит указанную территорию в крайне привлекательный участок для реализации проектов жилищной и коммерческой застройки. Близость Хлебной пл. открывает перед девелоперами возможность рассматривать территорию СЭМЗ в качестве места для размещения полноценного делового сити, в т.ч. и с небоскребами.

Символично и то, что вопрос «реконструкции» исторического центра Самары был главным в повестке дня на выездном заседании комитета Самарской губернской думы (СГД) по строительству и транспорту, прошедшем в марте 2016 г. именно в актовом зале СЭМЗ. Место проведения было выбрано неслучайно: функционал и внешний облик завода не вписывается в концепцию переустройства, которую разработал проектный институт «Ленгипрогор» под руководством Юрия Перелыгина. В частности, на выездном заседании комитета СГД руководство СЭМЗ выразило озабоченность по поводу строительства автомобильного кольца на Хлебной пл. в связи с тем, что новая схема движения будет препятствовать работе предприятия. Это лишний раз подтверждает версию о том, что Мухин продолжает пребывать в реалиях, которые уже совсем не соответствуют настроениям современных девелоперов.

В лучшем случае производство СЭМЗ будет перенесено на периферию областного центра. В худшем с СЭМЗ могут поступить так же, как это сделал Александр Швидак с площадкой под бывшим ГПЗ-4, либо дуэт Вячеслава Либуркина и Александра Розенцвайга — с площадкой под ГПП «ЗИМ».

Интересы некоторых самарских бизнесменов к площадке СЭМЗ уже заметны, что называется, невооруженным глазом. По одному адресу с АО «СЭМЗ» (ул. Ст. Разина, 16) находится ООО «АЛСЕКА-СЭМЗ-АУТОМОТИВ» (АСА), генеральным директором которой является Владимир Давыдов. Основной вид деятельности — «торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями». Примечательна АСА тем, что 40% в уставном капитале «резидента» промплощадки оборонного предприятия принадлежит резиденту страны — члена НАТО румынской компании «Алсека Бизнес Девелопмент». Остальные 60% распределены между физическими лицами. Среди них Ксения Мухина, владеющая 10% уставного капитала АСА. Она приходится дочерью генеральному директору СЭМЗ Василию Мухину. Родственница заместителя гендиректора СЭМЗ Юрия Богословцева тоже имеет долю в АСА. Его супруге, Елене Богословцевой, принадлежит в нем 10%. Также в числе совладельцев АСА присутствует Наталья Кутукова, супруга известного самарского бизнесмена Виктора Развеева. Ей принадлежит 10% в капитале АСА. Участие Кутуковой в составе совладельцев боковой компании СЭМЗ говорит о том, что здесь у Развеева могут быть определенные интересы. Похоже, к оборонной промышленности они не имеют никакого отношения.

Следует учитывать, что Виктор Развеев, будучи бывшим профессиональным футболистом, наверняка мечтал, так или иначе, принять участие в чемпионате мира по футболу. Одно время Развеев был очень близок к этому. Причем эта близость наблюдалась уже тогда, когда он стал серьезным бизнесменом. Напомним, что изначально в 2010 г. предполагаемым местом строительства стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 г. в Самаре называлась площадка возле совхоза «Красный Пахарь». Здесь в 2000-2002 гг. в пользу Виктора Развеева произошла скупка земельных участков, будто бы он предвидел, что именно это место в 2005 г. выберет руководство шведской компании IKEA для возведения своего торгового комплекса, но даже после этого к 2010 г. там все еще оставалось достаточно места для возведения стадиона.

Еще в начале 2000-х Развеев находился в партнерских отношениях с людьми из окружения Алексея Титова (сына Константина Титова). Т.е. все шло к тому, что бывший капитан «Крыльев Советов» Развеев мог стать одним из главных бенефициаров строительства стадиона к ЧМ-2018. Однако в период правления губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова место строительства стадиона вдруг было перенесено на стрелку р. Волги и Самары. Сразу после этого на территориях вокруг торгового центра IKEA развернулось масштабное строительство жилья под брендом «Кошелев проект». Никто и никогда не сомневался, что Развеев всегда умел выжать максимум выгоды из любой ситуации. Спустя время выяснилось, что у Виктора Развеева и в районе стрелки р. Волги и Самары тоже есть свои интересы. Развеев фигурировал в совете директоров ОАО «Самарский речной порт» (СРП) и даже якобы через доверенных лиц курировал управление частью акций предприятия. После 2010 г. ожидалось, что в реализации планов по застройке стрелки р. Волги и Самары будут участвовать структуры Развеева. При этом проект возведения стадиона на стрелке рек увязывался со сносом речного порта. И хотя место строительства будущего стадиона в 2012 г. вновь перенесли, перспективы Развеева в окрестностях стрелки сохранились.

Вполне возможно, что в обмен на нереализованные мечты Виктору Развееву было обещано участие в продвижении других масштабных проектов — к примеру, реконструкции исторического центра Самары. Гарантом вполне мог бы выступить сам Константин Титов. Если вдруг выяснится, что это так, то Развеев мог бы рассчитывать на земельный участок под СЭМЗ. Участие Натальи Кутуковой в АСА работает в поддержку этой версии. Хотя нельзя исключать и того, что в реальности семья Развеева могла бы представлять интересы именно Титовых.

Трудовому коллективу СЭМЗ со временем придется свыкнуться с тем, что при любом из гипотетических вариантов сохранения СЭМЗ места ему в историческом центре города не оставят. Но кого им за это винить? Генеральный директор СЭМЗ Василий Мухин, похоже сам того не осознавая, оказался заложником системы, которая была создана при губернаторе Титове. Только Титов уже давно не губернатор, в то время как Мухин — первое лицо легендарного СЭМЗ, и пока еще судьба предприятия зависит исключительно от тех решений, которые принимает лично он.

Справка:

Острая передача (пас) — мяч передается игроку, имеющему более выгодную позицию относительно ворот противника.

(Словарь футбольных терминов)