Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (626) | 29 мая 2017г.
 

Рыбный день

Комитет депутата Живайкина решил пропиариться на теме браконьерства

Татьяна Федорова

Нерестовый запрет на вылов рыбы в этом году в Самарской обл. продлен до 30 июня. Однако прилавки рынков Самары и Тольятти завалены неизвестно как добытыми рыбой и раками — водными биоресурсами (ВБР). 23 мая депутаты комитета по сельскому хозяйству Самарской губернской думы (СГД) под руководством Александра ЖИВАЙКИНА (на фото) вместо того, чтобы предпринять действенные меры для борьбы с браконьерами, ограничились заслушиванием отчетов и предложили вновь собраться, чтобы в очередной раз обсудить эту проблему.

Встретились, поговорили

На рынках Самары и Тольятти можно открыто приобрести свежую речную рыбу с икрой и раков. При этом в Самарской обл. с 1 мая по 30 июня действует нерестовый запрет. Это значит, что рыбу нельзя вылавливать в промышленных масштабах. Слабо верится, что крупные особи ВБР весом от 3 до 6 кг добываются на обычную удочку с двумя крючками. Маловероятно и то, что частные рыборазводные хозяйства будут торговать своими ВБР в период нереста. Вывод можно сделать только один: товар на прилавках — это результат браконьерства.

23 мая депутаты комитета по сельскому хозяйству СГД обсудили проблему браконьерства на очередном заседании. С докладом выступила представитель Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыбоводству Галина Сидорова. Она доложила о количестве проведенных рейдов, а также о том, сколько орудий лова и ВБР было изъято у браконьеров в этом и прошлом году. И.о. природоохранного прокурора Максим Головин также отделался лишь зачитыванием статистических данных. На этом фоне не совсем понятно, откуда тогда на прилавках рынков такое изобилие в период нереста.

Однако следует знать, что у настоящего чиновника всегда есть дежурный ответ на любой острый вопрос. Руководитель департамента охоты и рыболовства Самарской обл. Вячеслав Лебедев сообщил депутатам, что у его департамента нет полномочий на проведение проверок, откуда на рынки города доставляется рыба и каким способом она была выловлена. Как выяснилось, право на проверки и на наложение штрафа имеют только административные комиссии, которые созданы при администрациях муниципальных районов. Вячеслав Лебедев добавил: «Они только бабушек с яблоками штрафуют, а продажу рыбы и раков они не замечают». Одним словом, ловко перевел стрелки. Вячеслав Лебедев также сообщил об инициативе, получившей поддержку Общественной палаты Самарской обл. по возрождению санитарно-экологической полиции, которая смогла бы взять на себя определенные контрольные функции: «Соответствующая мера нужна для усиления контроля над продажей рыбы и раков на территории региона, т.к. число точек их незаконной реализации в регионе остается высоким». Похоже на подмену понятий. В период нереста надо бороться не с формами торговли, а с теми, кто обеспечивает рынок запрещенной к вылову продукцией. Если же следовать словам Лебедева, то «возрожденная санитарно-экологическая полиция» будет выявлять и наказывать тех, кто торгует без соответствующего разрешения или с нарушением санитарных норм. Но проблема-то в другом. Судя по всему, на данный момент бороться с браконьерами мало кто хочет, несмотря на массу правильных заявлений и речей. Ведь браконьерство позволяет обогатиться не только самим браконьерам, но и чиновникам-коррупционерам.

Горящие ветеринары

На этом фоне странную позицию заняли общественники, посетившие заседание комитета. Представители общественных организаций любителей рыболовов заявили, что в незаконной продаже ВБР виноват департамент ветеринарии. Формально на то похоже. Ведь в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, действующими на территории РФ, проведение первоначальной экспертизы рыбы и раков, добываемых в пищевых целях или на корм животным, должно быть проведено непосредственно на месте их вылова. Затем ветеринарная документация должна быть выдана при транспортировке продукции и ее реализации. Но эти условия зачастую не соблюдаются. Тем более что наличие ветеринарной справки у продавца рыбы не может дать точное представление о территориальном и видовом происхождении речной продукции.

Качество работы департамента ветеринарии Самарской обл. заслуживает отдельного внимания. На данный момент департамент ветеринарии остался без руководителя. Сергей Овчинников, который занимал этот пост на протяжении ряда лет, написал заявление об увольнении по собственному желанию. В должности главного ветеринарного врача он находился с 2008 г. Решение уволиться у него возникло сразу после внесения представления от Следственного управления Следственного комитета России по Самарской обл. по нарушениям, выявленным в департаменте и подведомственных ему учреждениях.

Основанием для представления стали данные, вскрывшиеся в ходе расследования уголовного дела о мошенничестве, которое было возбуждено в сентябре 2016 г. по факту фиктивной ликвидации скотомогильников. Напомним, по версии следствия, ГБУ «Самарское ветеринарное объединение», возглавляемое Мариной Грызловой, распределяло подряды на уничтожение опасных объектов, которые получала фирма ее сына — ООО «Ситаель».

При этом фирма не проводила прописанных в контрактах работ, но получала деньги. При обыске в доме Сергея Овчинникова, проводившемся в рамках этого дела, оперативники нашли 1 млн р. и изъяли ключ от банковского сейфа, в котором тот хранил еще 8,5 млн p., EUR110 тыс., $23 тыс. и 170 золотых монет. При этом официальный (задекларированный) доход Овчинников за последние семь лет составил немногим более 22 млн р.

Система бездействия

Вполне возможно, что желающее получить ветеринарскую справку в период нереста рыбы торговцы готовы щедро отблагодарить нужного им чиновника. В любом случае действенные меры по борьбе с браконьерами есть, и они все прекрасно известны. Редкие рейды инспекторов рыбнадзора с присутствием прессы ситуацию не меняют. Это скорее показуха для телекамер. Как, впрочем, и само заседание комитета по сельскому хозяйству СГД по вопросу о сохранении ВБР.

Так, например, на заседании комитета никто не сообщил о том, что обращался в ГУ МВД России по Самарской обл. для совместной борьбы с браконьерами. Разработанных методов выявления браконьеров достаточно. Проверяющие органы совместно с правоохранительными структурами могут по цепочке от продавца выйти на реального поставщика ВБР в период нереста. Также достаточно устроить засаду у обнаруженных сетей, чтобы выявить их владельца и взять его с поличным. Отметим, что браконьерство — это уголовно наказуемое деяние. Однако судебных процессов по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» не наблюдается.

Отметим, что в стране удалось пресечь незаконную торговлю черной икрой. Почему бы по такому же принципу не начать работу по выявлению браконьеров других ВБР? Но там все получилось лишь после того, как к процессу подключился лично президент РФ Владимир Путин.

Члены комитета по сельскому хозяйству СГД под председательством Александра Живайкина так и не смогли предложить какие-либо действенные меры по решению проблемы незаконной добычи ВБР. Хотя кто им мешал предложить провести совместный рейд по рынкам с последующим официальным заявлением в полицию с просьбой провести проверку путей появления рыбы на прилавках? Живайкин политик опытный, поэтому его учить подобным методам действий не надо. Но видимо, он, как председатель профильного комитета, понимает, какие силы за всем этим скрываются. Зачем наживать себе проблемы? Лучше спокойно пиариться в ходе дискуссий на острую и вечную тему.

В итоге депутаты предпочли заслушать отчеты, после чего решили вновь собраться на очередное заседание общественной комиссии при комитете. Решением комитета в адрес органов местного самоуправления прозвучало предложение активизировать работу административных комиссий муниципальных образований по выявлению фактов незаконной реализации рыбы и раков. На этом и успокоились.

Между тем член Общественной палаты Самарской обл. Леон Ковальский заявил: «Вы тут нам рассказываете, какие подвиги совершаете, а почему на рынке полно рыбы? Вы тут такие байки рассказали, что нам уже смешно слушать. Вы просто не работаете, меры надо к вам применять в первую очередь. Никто не несет ответственность за незаконную торговлю. Одними совещаниями вопрос не решить». Ковальский -человек заслуженный, прожил долгую и яркую жизнь, ни от кого сегодня не зависит. Следовательно, может себе позволить называть все своими именами.

На одном из тольяттинских рыбных рынков корреспонденту ОАЕ «Хронограф» довелось наблюдать показательную картину. Мужчина средних лет, прохаживаясь между прилавками, громко выражал свое изумление увиденным изобилием: «А в Волгограде рыбы нет. Вы представляете, там рыбы нет!» Наверное, потому и нет, что там борьба с браконьерством ведется эффективными методами, а не для показухи. Известно, что в Волгоградской обл. эта проблема на личном контроле у губернатора, Героя России Андрея Бочарова. Хотя при желании он мог бы найти массу формальных причин этим не заниматься.