Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (624) | 15 мая 2017г.
 

Пагубная традиция

В Сызрани выявлены очередные нарушения в системе муниципальных закупок

Георгий Кизельгур

22 мая должен состояться аукцион на капитальный ремонт водовода Д-400 мм Бутырского водозабора для нужд Сызрани. Это стало необходимым после вмешательства Управления ФАС России по Самарской обл. (УФАС). Ранее в связи с выявленными нарушениями УФАС предписало контракт по итогам проведения закупки на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника не заключать, протокол рассмотрения заявок отменить, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок. Организатором аукциона выступает администрация г.о. Сызрань. Главой администрации Сызрани является Николай ЛЯДИН (на фото).

Оставили одного

Аукцион на капитальный ремонт водовода был объявлен еще 28 февраля 2017 г. Заказчиком работ выступал комитет ЖКХ администрации г.о. Сызрань (КЖКХ). Руководителем КЖКХ является Вячеслав Палагин. Источником финансирования указывался бюджет Сызрани, местом выполнения работ — Сызранский р-н, с. Чекалино, в районе поймы р. Тишерек. Начальная (максимальная) цена контракта — около 5,4 млн р.

Начальником отдела централизованных закупок администрации Сызрани является Елена Галюк. В состав аукционной комиссии вошли Олег Токарев, Екатерина Макарова и Сергей Пегов. Трое последних и присутствовали на заседании Единой комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при рассмотрении первых частей заявок на участие в названном аукционе.

Срок окончания подачи заявок был намечен — до 12 апреля 2017 г. К этому моменту было подано 10 заявок. Среди них ООО «Эксперт», ООО «Перспектива», ООО «Тольяттистрой», ООО «Рем Строй-Спец», ООО «СтройТрансСервис», ООО «Строительная компания «Атлант» и др. Это предприятия из разных городов Самарской обл. — Самары, Тольятти, Сызрани.

После рассмотрения первых частей заявок участников аукционная комиссия отклонила их все, кроме заявки участника под номером 3. Каждый отказ сопровождается обоснованием, указаны недочеты и причины, по которым якобы участника невозможно допустить до участия в торгах.

Реакция УФАС

Ряд участников торгов, не согласившись с такими выводами аукционной комиссии, обратились с жалобами в УФАС. Некоторые жалобы в целом признаны УФАС необоснованными, однако в действиях аукционной комиссии все же были установлены нарушения.

Например, в одном из решений УФАС отмечено: «...требования инструкции по заполнению заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства.

Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске...». Кроме того, здесь же указано: «...Заказчиком в аукционной документации установлена инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок. В документации закупки отсутствует надлежащая инструкция по указанию характеристик материалов. Указанные нарушения препятствуют подготовке заявок на участие в электронном аукционе...».

В такой ситуации ответственно можно предположить, что имевшие отношение к торгам чиновники по понятным для себя причинам, скорее всего, ориентировались на продвижение именно участника №3. Здесь легко можно усмотреть тенденции, отраженные в антикоррупционном законодательстве. Практика же показывает, что именно мелкие, казалось бы, пункты в конкурсной документации, бывает, и используются заинтересованными лицами для того, чтобы отсечь от торгов сторонних участников.

Жалобы ООО «Рем Строй-Спец» и ООО «СтройТрансСервис» были признаны УФАС обоснованными. В апреле Самарским УФАС было предписано КЖКХ контракт по итогам проведения закупки на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона не заключать. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе отменить, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок.

Показательно, что в администрации Сызрани с претензиями УФАС решили согласиться. Так, появилось письмо в адрес генерального директора ОАО «ЕЭТП», где содержится просьба о предоставлении технической возможности для исполнения предписания УФАС об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 19 мая вновь должны быть рассмотрены первые части заявок, а 22 мая -состояться аукцион.

Не в первый раз

Сговорчивость администрации, с большой долей вероятности, объясняется тем, что буквально только что, в апреле, Арбитражный суд Самарской обл. признал правомерным решение УФАС по другому аукциону в Сызрани об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки. Она касалась выполнения капитального ремонта участка тепловой сети от объекта «ТК-39» по пер. Достоевского до ввода в нежилое здание по ул. Советской, 5. Начальная цена контракта составила 4,8 млн р.

По этому аукциону в УФАС также поступили жалобы на действия аукционной комиссии. Официальный сайт УФАС отметил: «...заявке одной из компаний было отказано в допуске на основании непредоставления информации... со следующей формулировкой: «...невозможно определить конкретный материал, используемый при выполнении работ, по совокупности представленных участником показателей... Однако сотрудники антимонопольного органа установили, что компания предложила заказчику конкретные показатели. Второму заявителю было отказано по тем же самым основаниям. ...Антимонопольный орган признал жалобы обоснованными. Организатору было выдано предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений закона о контрактной системе. Администрация... не согласилась с решением... и пыталась обжаловать его в Арбитражном суде..., но безрезультатно». Подобные обстоятельства впрямую могут говорить о целенаправленности действий комиссии.

Что же касается ситуации с водозабором, то подтвердить такую же целенаправленность может как раз аукцион. Администрации, их уполномоченные органы в случаях, когда тот или иной заказ уже твердо обещан «своему» поставщику услуг, любым способом стараются обеспечить победу именно ему.

Не работает одна схема — можно задействовать и другую. В этом никакие внешние факторы, будь то даже предписание УФАС, чиновникам не помеха. Обеспечить нужный результат можно и со второго захода.

В данном случае подтверждением этой версии может стать победа все того же участника №3. На нее же может работать не просто факт уже ставших доброй традицией нарушений вокруг системы муниципальных закупок в Сызрани при администрации Николая Лядина, но и то, что муниципальные контракты заключались здесь с фирмами родственников чиновников (см. «Хронограф» №17 (504) от 26.05.14).

Еще 3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию заявлял: «Буквально на днях участники проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» рассказывали мне о выявленных ими фактах злоупотреблений, об откровенных нарушениях. Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию». Вполне возможно, что в Сызрани реакции одного УФАС уже маловато, чтобы поставить чиновников на место. Тем более когда речь идет не просто об услуге, например одного нефтяника другому, а о важных работах на стратегическом для города объекте, от которого зависит качественное и бесперебойное водоснабжение территории и ее жителей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.