Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (154) | 30 октября 2006г.
 

Валерий Сатункин:

Новые технологии меняют идеологию производства

Георгий Кизельгур

ООО «Тольяттинский Трансформатор» продолжает осваивать новые технологии. В настоящее время на предприятии внедряется система автоматизированного проектирования (САПР), способная в короткие сроки снизить себестоимость и сроки производства, повысить качество продукции и кардинально изменить сам принцип организации документооборота. Об особенностях новой системы «Хронографу» рассказал директор по информационным технологиям Тольяттинского Трансформатора Валерий САТУНКИН.

- Валерий Николаевич, в чем преимущество САПР перед традиционным способом проектирования?

- Система автоматизированного проектирования включает в себя четыре блока: система проектирования CAD, в которой выполняются чертеж изделия и его модель; система автоматизированных расчетов САЕ, в которой мы оцениваем модель на прочность, стойкость и по ряду других характеристик; система САМ — подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ для последующей технологической обработки изделия; и большой модуль автоматизации технологической подготовки. Все это в комплексе сокращенно называется САПР.

Надо понимать, что САПР — это не просто замена кульмана на компьютер. Это изменение самого принципа проектирования, полная смена технологии подготовки к производству. Раньше конструктор изготавливал чертеж, технолог проверял его, согласовывал материалы со снабженцами, с производственниками на возможность изготовления. То есть схема была такая: сделал, согласовал, принял и исправил замечания, отправил дальше. При этом цена ошибки на каждом этапе возрастала на порядок. Есть мировой опыт оценки затрат на исправление ошибок: $1 — на стадии концептуального проектирования, $10 — на стадии конструкторской разработки, $1000 — на стадии производства и миллионы — в процессе эксплуатации.

Стратегия САПР — это создание объемной виртуальной модели изделия. Ее можно рассмотреть в разных разрезах, устроить на ней испытания, как в реальном мире: как она будет работать в условиях повышенной влажности, в различных температурных режимах, вплоть до того, как она будет работать на конкретном объекте. Таким образом, у нас появляется возможность увидеть замысел главного конструктора до реализации. Модель можно компоновать с другими деталями, оперативно вносить в нее модификации.

Это полностью меняет подходы к проектированию и организации служб. Если раньше все изготавливалось на основе чертежей и технологических карт, то теперь можно вообще отказаться от бумаги. Есть оборудование и технологии, позволяющие спроектировать изделие на компьютере и без бумажных документов изготовить его на станке.

- Что послужило основным стимулом для внедрения САПР на Тольяттинском Трансформаторе?

- Изготовление любого изделия начинается с разработки его концепции, определения параметров продукта, который необходимо получить. Можно воспроизводить чужую продукцию или делать свою, в зависимости от того, что выгоднее. На нашем предприятии используется полный цикл изготовления изделия — определение концепции, модели, проектирование, подготовка и непосредственно изготовление, продажа, техобслуживание и утилизация. До тех пор пока готовый продукт не поступил на рынок, предприятие несет затраты: на исследование, разработку, подготовку и так далее. Поэтому чем быстрее мы пройдем этот этап, тем быстрее получим прибыль. Это напрямую влияет и на себестоимость продукции, и на эффективность работы предприятия в целом.

Таким образом, задача предприятия была следующей: сократить временные и финансовые затраты, повысить качество изделия. За счет решения этой задачи нам удалось завоевать имидж предприятия, выпускающего в срок и по приемлемой цене продукцию приличного качества.

Согласно нашему плану, окончательно внедрение САПР будет произведено в 2007 г. В 2005 г. была разработана концепция перехода на эту систему, в текущем году произошла частичная реализация, в 2007 г. мы завершим внедрение САПР и начнем получать отдачу. Ожидается существенное сокращение этапа проектирования. Однако уже сейчас мы можем наблюдать первые результаты. Начинают применяться новые прогрессивные технологии проектирования и расчетов, управления конструкторско-технологической документацией. Появляется понимание их преимуществ. Несмотря на существенные вложения, которые нам пришлось сделать в связи с высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения и необходимостью приобрести парк современных компьютеров, себестоимость производства значительно снизится, а качество улучшится.

- За счет чего достигается снижение себестоимости производства?

- В традиционной системе самая сложная часть — создание механизма управления данными о разработке изделия, изменении проекта, технологии изготовления, его использовании, отклонениях... Этот ворох документации должен где-то сливаться, поскольку создание изделия -групповой процесс, все участники которого должны обладать одинаковой информацией. Однако традиционно этого не происходит. Конструктор знает свою часть и немного разбирается в пограничных технологических вопросах. Снабженец знает, какие материалы требуются, но какие там особенности, может и не знать. На самом деле это регулируется стандартами предприятия, но вызывает затраты времени, часто решается на личных контактах. Передача накопленного опыта также осуществляется неэффективно: при смене ведущего специалиста часть информации неминуемо теряется.

Совсем иначе, если в одном и том же месте, в общей базе данных мы можем получить полную информацию. При таком накоплении появляется множество преимуществ. При выпуске схожих изделий достаточно немного изменить имеющуюся модель — и она практически готова к производству. Осталось только внести поправки с учетом технологии производства и характеристик применяемых материалов. Не приходится делать работу с нуля. За счет унификации и использования ранее разработанных изделий мы должны достигнуть реального сокращения затрат. Оно и сейчас происходит, но при полном внедрении САПР этот эффект возрастет на порядок. Об этом свидетельствует мировая практика.

Нам больше не нужно будет создавать чертежи, вести длительную переписку, изготавливать опытные образцы.

Уменьшится количество брака. За счет сэкономленных средств мы получим возможность повысить заработную плату (и, соответственно, квалификацию) специалистов. Кроме того, мы ожидаем высвобождения площадей и персонала под новые перспективные проекты.

- Какие сложности возникли при внедрении САПР?

- Основная сложность — это обучение сотрудников новым методам работы. Как известно, любой инструмент необходимо применять по назначению и делать это нужно правильно. Если вы будете настенными часами заколачивать гвозди, то и гвоздь не забьете, и инструмент испортите.

Сейчас происходит изменение не только системы взаимодействия, но и системы мышления конструкторов. Представьте: человек всегда работал с двухмерными изображениями, имея в голове трехмерную виртуальную модель, которую он и отображал на чертеже. Люди к этому привыкли, поэтому многим так работать гораздо удобнее. Если результатом работы конструктора является чертеж, то больше от него ничего не требуется. Если же результатом является виртуальная модель изделия, следовательно, то, что он держит в голове, должны так же явно увидеть другие.

Неудивительно, что первоначально САПР вызывал отторжение чисто психологически. И вначале для конструкторов действительно было удобнее и быстрее работать традиционно. Однако теперь понемногу формируется привыкание.

- Сколько составили затраты на внедрение САПР?

- Я бы не назвал это затратами. Скорее, это инвестиции в новую технологию с ожидаемой отдачей. По трудоемкости и длительности внедрения САПР не уступает системам управления. Мы сделали приличный компьютерный зал, больше чем наполовину обеспечили новыми компьютерами конструкторов и технологов, будем развивать это направление и дальше. В целом инвестиции в информационные технологии составят около 50 млн. р., около 30% из них будет потрачено на САПР. При этом, как я говорил, проект начинает окупаться уже сейчас.

- Планируется ли внедрять еще какие-либо новшества на Тольяттинском Трансформаторе?

- Основные проекты у нас сегодня — это САПР и интегрированная система управления предприятием. Это ключевые моменты. В перспективе предполагается создать единое информационное пространство. Таким образом мы сможем улучшить управление, избежать искажения данных, сможем быстрее выявлять недостатки, обеспечим обратную связь в случае изменений в процессе производства.

- Не пострадает ли от этого информационная безопасность предприятия?

- Напротив, она станет более надежной. Создание эффективной системы обеспечения безопасности также являлось предметом нашего пристального внимания. На первый взгляд получение доступа к базе данных создает иллюзию возможности бесконтрольного копирования. Однако в действительности существующие информационные технологии позволяют обеспечить разные уровни доступа.

Кроме того, мы можем оперативно установить, кто и когда запрашивал в базе информацию, кто ее копировал. Я не могу проследить за каждым бумажным документом, особенно учитывая нынешний уровень доступности копировальной техники. При манипуляциях с базой данных любое действие фиксируется в журнале.