Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (623) | 24 апреля 2017г.
 

Стариков променяли на рейтинг

Губернатор не там ищет агентов Госдепа

Егор Кошеров

14 апреля международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s (США) изменило прогноз кредитного рейтинга Самарской обл. с «Негативного» на «Стабильный». Основным фактором, смягчившим мнение оценщиков, стало повышение качества управления расходами региона за счет новых механизмов контроля затрат. Под «новым механизмом», похоже, подразумевается отъем льгот и единовременных денежных выплат (ЕДВ) у некоторых категорий социально незащищенных граждан. Пособников Госдепа США следовало бы поискать среди тех, кто отвечает за функционирование транспортной отрасли в Самарской обл.

Признание из-за океана

«14 апреля для Самарской обл. произошло важное событие — международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s повысило прогноз кредитного рейтинга региона с «Негативного» на «Стабильный», — восторженно гласит официальный сайт правительства Самарской обл. — Аналогичное действие по отношению к Самарской обл. было произведено незадолго до этого события и международным рейтинговым агентством «Moody"s Investors Service». 20 февраля 2017 г. был изменен прогноз рейтинга региона с «Негативного» на «Стабильный» (http://www. samregion.ru/press_center/news/2 0.04.2017/skip/l/85713). Повышение рейтинга, безусловно, позитивное и очень значимое событие для региона. Вот только какой ценой оно было достигнуто.

Далее авторы сообщения раскрывают причины: «Основными факторами, оказавшими влияние на повышение прогноза рейтинга, по мнению аналитиков рейтингового агентства Standard & Poor"s, являются повышение качества управления доходами и расходами области за счет новых механизмов контроля затрат, улучшение финансовых показателей, грамотная политика управления государственным долгом Самарской обл.». Венчает эти выкладки комментарий губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина (на фото). Он считает повышение уровня кредитного рейтинга «во многом результатом проводимой в регионе экономической и социальной политики, направленной на эффективное использование каждого бюджетного рубля».

Мина под выборы

Под социальной политикой, направленной на эффективное использование каждого бюджетного рубля, можно понимать в т. ч. и урезание расходов на пенсионеров. Но это сразу вызвало волну возмущений (см. «Хронограф» №11 (621) от 10.04.17). Однако эксперты Standard & Poor"s поддержали Меркушкина, назвав произошедшее не иначе как «новым механизмом контроля затрат», приведшим к «повышению качества управления расходами региона». Т.е., с одной стороны, отъем льгот и ЕДВ привел к активному формированию отложенного электорального протеста в регионе накануне выборов президента РФ в марте 2018 г.

С другой — аналитики из контролируемых Госдепартаментом США рейтинговых агентств будто бы сказали «о"кей, так и надо» и мгновенно повысили инвестиционный прогноз. Тем самым как бы подчеркнув позитивное влияние процесса усиления внутренней напряженности на сговорчивость кредиторов.

Иными словами, то, что спровоцировало людей на протесты на улицах Самары и других городов региона, тут же было высоко оценено Госдепом под видом разговоров о стабильности экономики и ее привлекательности для инвестиций. Похоже на завуалированное поощрение тех, кто, по сути, променял стариков на позиции в рейтингах. Причем размен представляется крайне невыгодным. Надежды на потенциальных инвесторов на фоне давящих Россию санкций сегодня скорее теоретические. А на практике имеется масса недовольных избирателей, которым совсем не до инвесторов. Им бы дожить до выборов, если уж власть на них рассчитывает. Однако как проголосуют лишенные хоть и малого, но все-таки денежного довольствия граждане, угадать сложно.

Агенты – внутри

При желании в действиях, приведших к присвоению региону новых рейтингов, можно увидеть руку Госдепа. Отметим, губернатор Меркушкин неоднократно предупреждал общественность в ходе публичных выступлений, что протестные настроения граждан являются результатом работы агентов Госдепа. Не доверять словам Меркушкина оснований нет.

Однако агенты Госдепа оказались намного хитрее, чем о них принято думать. Похоже, им удалось обставить все так, что решение об отмене льгот, выраженное в постановлении правительства Самарской обл. от 24 января 2017 г. №38 (в настоящий момент оспаривается инвалидом Александром Томиным в Самарском облсуде), якобы влечет исключительно позитивные последствия для региона. Эти же агенты, вероятно, настолько сумели запутать губернатора, что тот даже не заметил подвоха в прекращении оказания финансовой помощи нуждающимся гражданам. Зато повысили рейтинг. Бесспорно, улучшение экономической ситуации в области — результат интенсивной работы губернатора. Однако для повышения кредитного рейтинга, как видно из хронологии событий, от руководства области потребовались решения иного рода.

А ведь все можно было бы организовать по-другому, если вспомнить, что именно дало толчок протестам и пищу для Госдепа. Так, 13 февраля Николай Меркушкин, выступая перед общественностью в ДК им. Литвинова,

рассказал собравшимся о мошенничестве с использованием транспортных карт в Самаре: «На транспортных у нас примерно пятьсот-шестьсот миллионов рублей каждый год разворовывалось и разворовывается. Пятьсот-шестьсот миллионов рублей! С вашей помощью!» По логике, после того, как акцент на разворовывании с помощью карт 500-600 млн р. ежегодно сделал сам губернатор, орган, вскрывший схему хищения денег посредством многократного прокатывания карт через валидаторы с дальнейшим возмещением стоимости отсутствующих по факту поездок из бюджета, должен был незамедлительно начать внутреннее расследование. По результатам внутреннего расследования должно было случиться обращение в правоохранительные органы. Благо установить, какие именно перевозчики злоупотребляли многократным прокатыванием проездных документов, при современном развитии цифровых технологий не представляет никакой сложности. Самые одиозные примеры прокатывания (по 500-1000 поездок) наверняка привели бы к возбуждению уголовных дел в отношении инициаторов такого мошенничества. Тем самым власть, с одной стороны, продемонстрировала бы, что строго следит за оптимизацией бюджета, а с другой — призвала бы всех операторов перевозок к порядку под страхом наступления уголовной ответственности. Но главное, не пришлось бы трогать пенсионеров. Как результат, удалось бы избежать социальной напряженности и при этом сэкономить бюджетные средства от разворовывания. В итоге у пенсионеров не было бы поводов выходить на митинги, а «мирное и созидательное развитие» никто не поставил бы под сомнение.

Судя по всему, кто-то мог иметь интерес помешать началу уголовных дел, рекомендовав первому лицу просто свалить все на пенсионеров. Искать, похоже, нужно среди тех, кто влияет на функционирование транспортной отрасли и, в частности, рынка пассажирских перевозок в Самаре и имеет от этого солидные доходы. Навести порядок в рядах стокхолдеров процессов освоения бюджетных потоков вполне мог министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин. У Пивкина достаточно рычагов как для усиления конкуренции в оказании транспортных услуг, так и для выведения на чистую воду лиц, мошенничающих с перевозками и средствами бюджета. Однако министр почему-то не воспрепятствовал принятию асоциального решения об ограничении поездок пенсионерам.

В заключение отметим, что представители олигархических кругов, особенно с лоббистами во власти, — заманчивая мишень для Госдепа. Столкнувшись с риском потери части доходов, олигархат может согласиться на любые провокации ради сохранения собственной выгоды. Если подтвердится, что людям из окружения губернатора с подачи перевозчиков действительно оказалось легче списать хищения по проездным талонам на пенсионеров, то можно делать вполне конкретные выводы о тех, кто подыгрывает Госдепу. И кого надо благодарить за поднятие рейтинга.