Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (622) | 17 апреля 2017г.
 

Обжегся о радиатор

ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» не хочет платить фирме Олега Дерипаски

Сейдамет Абреков

10 апреля по итогам заседания суда в рамках спора между ООО «ТРМ» (г. Нижний Новгород) и ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» в очередной раз было отложено его рассмотрение. Теперь уже до 26 июня. Компания ТРМ, в которой прослеживается интерес бенефициара Группы «ГАЗ» Олега ДЕРИПАСКИ (на фото), пытается добиться от «Джи Эм-АВТОВАЗ» исполнения взятых на себя обязательств. Речь идет об оплате за специально разработанные для нужд «Джи Эм-АВТОВАЗ» радиаторы. Это далеко не первый случай, когда «дочка» корпорации GM и ПАО «АВТОВАЗ» отказывается платить контрагентам.

Суть спора описывается в определениях суда так: «ООО «ТРМ» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением о признании действующим заключенного им с ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» договора на организацию серийного производства и реализацию ООО «ТРМ» в ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» за период с июля 2016 г. по декабрь 2023 г. включительно 626 500 радиаторов серийного производства, конструкция которого подлежала разработке и изготовлению ООО «ТРМ» специально для проекта «Chevrolet NIVA 21990 (NGN)» в период с декабря 2013 г. по июнь 2016 г. включительно, на условиях, перечисленных истцом в исковом заявлении».

ООО «ТРМ» является российско-японским совместным предприятием (СП). Оно занимается разработкой и производством алюминиевых теплообменников для автомобильного транспорта, а также радиаторов. Предприятие основано холдингом ОАО «Русские Машины» и японской корпорацией «T.RAD Co., Ltd.». Бенефициаром «Русских Машин» считается известный российский предприниматель Олег Дерипаска. Сам факт размещения российско-японского СП ООО «ТРМ» в Нижнем Новгороде говорит о том, что эта компания заточена на поставки своей продукции на сборочный конвейер Группы «ГАЗ», также подконтрольной Олегу Дерипаске. По сути, японцев в этом деле стоит назвать партнерами Дерипаски. Вполне возможно, что именно ему удалось пролоббировать сотрудничество ТРМ с «Джи Эм-АВТОВАЗ».

Но как следует из содержания судебного спора, «Джи Эм-АВТОВАЗ» заказал работы, однако оплачивать их не стал. Видимо, это стало следствием кризиса, сложностей с реализацией товарных автомобилей и т.д. Но кого волнуют чужие проблемы, тем более проблемы такой компании, как «Джи Эм-АВТОВАЗ», являющейся дочерним предприятием корпорации СМ и ПАО «АВТОВАЗ»? Общеизвестно, что СМ является одной из самых богатейших корпораций в мире. Напомним, что за последнее время это уже далеко не первый случай, когда «Джи Эм-АВТОВАЗ» пытается перекладывать свои риски на контрагентов. И это прежде всего риски, касающиеся создания в Тольятти нового производства автомобилей Chevrolet NIVA и его агрегатов.

В своем иске компания ТРМ попросила суд обязать «Джи Эм-АВТОВАЗ» «в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего иска, принять от ООО «ТРМ» радиатор в сборе №21990-1301012-00-0 в количестве 4 шт., изготовленный ООО «ТРМ»... в течение одного календарного месяца с даты приемки от ООО «ТРМ» радиатора в сборе №21990-1301012-00-0 в количестве 4 шт., изготовленного ООО «ТРМ», провести предпилотную сборку автомобилей Chevrolet NIVA 21990 (NGN) (первая партия) и предоставить ООО «ТРМ» заключение по результатам предпилотной сборки автомобилей Chevrolet NIVA 21990 (NGN) (первая партия) в части соответствия параметров контрольных точек радиатора в сборе №21990-1301012-00-0 сопрягаемым деталям подкапотного пространства автомобиля для дальнейшего проведения работ ООО «ТРМ» по разработке радиатора серийного производства для проекта «Chevrolet NIVA 21990 (NGN)».

ТРМ понять не сложно. Создание новых образцов агрегатов автомобилей — дело очень затратное. Если заказчик не будет его оплачивать, то производитель может попросту обанкротиться. Вряд ли этого не понимают на «Джи Эм-АВТОВАЗ».

Но ситуация движется к тому, что компании, дружественной Олегу Дерипаске, придется оставить надежды на то, что «Джи Эм-АВТОВАЗ» в скором времени разработает новый автомобиль. Наблюдения последнего времени показывают, что «Джи Эм-АВТОВАЗ», судя по всему, не интересуют проблемы вчерашних партнеров. В данном случае все развивается по принципу джунглей — каждый сам за себя. Кроме того, судебные споры с поставщиками показывают, что новое производство в Тольятти вряд ли появится. Заявления на этот счет оказываются не более чем пустым сотрясанием воздуха. Иначе бы «Джи Эм-АВТОВАЗ» не вел бы себя так безапелляционно со своими поставщиками и партнерами. При этом в ответ на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф», направленный в адрес генерального директора ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» Рамуалвда Рытвински, не нашли ничего лучшего, чем заявить, что их компания «не комментирует ход судебных разбирательств».

Комментарии

Ютака СИНОДА, генеральный директор ООО «ТРМ»

- По итогам оценки доказательств... вынесенный судебный акт, содержащий правовую оценку доводам сторон, будет опубликован в сети Интернет... что позволит изданию «Хронограф» объективно осветить заинтересовавшую тему, основываясь на фактах, имеющих преюдициальное значение.