Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (622) | 17 апреля 2017г.
 

Денис Волков:

Без эковоспитания реализация государственных задач невозможна

Алиса Кирсанова

10 апреля комитет Самарской губернской думы (СГД) по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды поддержал инициативу по развитию экологического образования в регионе. Заместитель председателя комитета СГД, региональный руководитель федерального проекта «Экология России» Денис ВОЛКОВ предложил расширить задачи закона Самарской обл. «Об экологическом образовании» в части обучения учащихся раздельному сбору отходов. Федеральное правительство поставило перед регионами задачу по организации раздельного сбора отходов потребления. О том, что для системного решения данного вопроса необходимо непосредственное участие населения, в интервью «Хронографу» рассказал Денис Волков.

- Денис Александрович, вы обозначили инициативу расширить закон Самарской обл. «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Самарской обл.» в части обучения учащихся раздельному сбору отходов. Насколько своевременно вести такую работу, ведь в регионе еще не сформирована материально-техническая база для селективного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО)?

- Однако на Самарский регион, как и на все регионы России, возложены обязательства по организации раздельного сбора ТКО. И надо понимать, что в данном процессе доминирующую роль будет играть непосредственно население. Система раздельного сбора отходов, проработанная в материально-техническом плане, не заработает эффективно, если все наши жители не начнут ею пользоваться. Да, можно формально подходить к данному вопросу. Организовать площадки по раздельному сбору отходов, пункты приема различного сырья и пр. На это уйдут миллионы. И это могут быть и средства граждан. В виде налоговых отчислений в бюджеты либо в виде квартплаты, но в любом случае средства населения. И в итоге может оказаться так, что колоссальные деньги будут потрачены для галочки. Такой сценарий просто недопустим. Поэтому необходимо на самом начальном этапе организовывать систему раздельного сбора отходов вместе с населением.

И тут без образовательных программ не обойтись. Проектом предполагается проводить обучение учащихся школ и организаций дополнительного образования детей раздельному сбору ТКО.

- Но ведь закон об эковоспитании был принят еще в 2013 г. Получается, что работа в данном направлении идет уже 5 лет?

- Элементы эковоспитания были и в царской России... Сегодня экологические проблемы мировое сообщество относит к числу глобальных. Устойчивое развитие государства базируется на устойчивости окружающих природных экосистем. За последние 5 лет существенно изменилась государственная политика в области экологии. Сегодня вся Россия работает над реализацией задач, обозначенных нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Президент обозначил необходимость поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития. Если говорить об изменении системы обращения с отходами потребления, то на Госсовете четко прозвучало, что нужно начинать с решения проблемы неподготовленности людей к раздельному сбору ТКО. Также был сделан акцент, что обязательно нужно наладить раздельный сбор в учебных заведениях.

Правомерно будет считать, что совершенствование базового школьного образования — один из приоритетов. В Самарской обл. существует обширный опыт по эковоспитанию учащихся. Есть результаты. Под эгидой проекта «Экология России» в прошлом году мы начали реализовывать областной проект «Школа ЗА разДЕЛЬНЫЙ сбор!».

Внедрены элементы селективного сбора отходов. Установлены контейнеры для сбора ПЭТ-тары. Велись экоуроки, различные мероприятия и конкурсы, направленные на формирование бережного отношения к окружающей среде. За год проект охватил в общей сложности около 60 школ Самарской обл. Это учебные заведения Самары, Тольятти и Жигулевска.

В марте этого года федеральный проект «Экология России» уже по всей России запустил акцию «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!». Учащимся рассказывают о принципах осознанного потребления. О том, как каждый может сделать так, чтобы было меньше мусора и чтобы отходы благодаря селективному сбору и переработке шли не на полигоны, а получали вторую жизнь. Проект «Сделаем вместе» реализуется с активным участием общественников, депутатов, известных людей региона. В нашем регионе участниками акции стали 473 школы, это 70% школ области.

Только стоит понимать: сегодня данная деятельность оказалась возможной потому, что есть общественные инициативы, есть энтузиазм директоров и преподавательского состава. Есть понимание родителей. Есть поддержка городских администраций и министерства образования. И в нашем регионе уже есть апробированная практика и отработанная модель интеграции проблем окружающей среды в образовательный процесс, есть методика вовлечения учащихся в экологические акции и пр. Следующим шагом в этом направлении будет создание системного подхода, единых стандартов и программ эковоспитания в части раздельного сбора отходов. Без этого обеспечить участие всех учебных заведений и конструировать общее экологическое образование в регионе по данному направлению будет трудно. А без эковоспитания реализация государственных экологических задач невозможна.