Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (621) | 10 апреля 2017г.
 

Переделят маршруты

Перевозчики Новокуйбышевска уподобились паукам в банке

Андрей Неретин

9 марта Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской обл. (УФАС) сообщило о применении штрафных санкций в отношении руководителя департамента городского хозяйства г.о. Новокуйбышевск. Чиновник был наказан за нарушение антимонопольного законодательства при проведении торгов по определению перевозчика по внутригородским маршрутам. Итоги торгов были подведены в апреле 2015 г., когда главой города был (2012-2016 гг.) Андрей КОНОВАЛОВ (на фото). Тогда действия администрации ознаменовались скандалом, связанным с переделом рынка пассажирских перевозок. Похоже, после смены главы города вытесненные перевозчики поверили, что смогут отыграть потерянные позиции.

Специфика рынка внутригородских пассажирских перевозок Новокуйбышевска заключается в том, что здесь работает крайне ограниченный круг игроков. По официальным данным, в 2013-2014 гг. регулярные пассажирские перевозки по внутримуниципальным маршрутам осуществляли всего три хозяйствующих субъекта. Два из них — коммерческие организации. Это ООО «Иштар», директором и участником которого записан Сергей Тимофеев. Второй перевозчик — ООО «Автотранссервис». Единственным участником компании значится бывший начальник городского отдела ГАИ (1990-2005 гг.) Олег Ким, ныне руководитель созданной в 2003 г. НКО «Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска». Третьим игроком было и остается Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие (НМУ ПТП). Его возглавляет Александр Григорьянц.

Последние свои маршруты «Иштар» и «Автотранссервис» выполняли на основании договоров, заключенных с управлением городского хозяйства администрации г.о. Новокуйбышевск в 2010 г. Из официальных документов известно, что тогда на долю НМУ ПТП приходилось порядка 87% всех внутригородских перевозок. «Автотранссервис» Олега Кима осуществлял чуть более 8% перевозок, а «Иштар» Сергея Тимофеева — порядка 4%.

Роковым для коммерческих перевозчиков оказался 2015 г. Весной 2015 г. администрация г.о. Новокуйбышевск под руководством Андрея Коновалова объявила о проведении торгов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам. Итоги были подведены 16 апреля 2015 г. Фактически по итогам тендерных процедур рынок пассажирских перевозок был поделен между двумя игроками. Договоры сроком на 10 лет были заключены с НМУ ПТП и ООО «Авто-Лайн». Директором и участником ООО «Авто-Лайн» числится Евгений Акимов. По сути, произошел передел рынка: старые участники в лице «Иштара» и «Автотранссервиса» остались без пассажиров. Однако один из коммерческих перевозчиков, отодвинутых от «кормушки», не согласился с новыми реалиями.

В июне 2015 г. ООО «Иштар» обратилось в арбитражный суд, потребовав признать недействительными конкурс и договор, заключенный по итогам этого конкурса с ООО «Авто-Лайн». Истец указывал, что «заключение вышеназванного договора привело к нарушению прав организации в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ООО «Иштар» обладало заключенным договором на осуществление регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам». В материалах дела отмечается, что на момент проведения конкурса у компании «Иштар» был договор сроком действия до 1 января 2016 г. По этому договору ООО «Иштар» осуществляло перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах № 11, 12, 14, 15.

Однако указанные маршруты были переданы на обслуживание в «Авто-Лайн». В судебных разбирательствах позицию ООО «Иштар» поддержало УФАС по Самарской обл. Многочисленные процессы длились с переменным успехом.

Буквально накануне ухода Андрея Коновалова с должности главы города УФАС одержало победу в арбитраже по одному из арбитражных разбирательств. Администрация Новокуйбышевска не смогла оспорить решение УФАС, усмотревшего в действиях чиновников нарушение ФЗ «О защите конкуренции». Продолжением арбитражных разбирательств следует считать меры, которые были приняты в отношении руководителя департамента городского хозяйства Новокуйбышевска. С 26 мая 2014 г. указанную должность занимает Вадим Чирков. «Должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, ответственность за данное правонарушение составила 15 тыс. р.», — говорится в недавнем сообщении УФАС. Там отмечается, что чиновник был оштрафован за нарушение ФЗ №135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», которое было допущено при организации того самого скандального конкурса в апреле 2015 г. «Комиссия Самарского УФАС пришла к выводу, что действия департамента создают необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку, и ограничивают их хозяйственную самостоятельность», — сообщает УФАС.

Возможно, активность УФАС во многом объясняется тем, что «выкинутые» с рынка игроки сегодня пытаются вернуть свои позиции. Однако поддержки только лишь антимонопольного ведомства здесь явно недостаточно. Их усилия неизбежно будут разбиваться о систему пассажирских перевозок, которую после себя оставил Андрей Коновалов. По мнению наблюдателей, суть ее заключается в том, что работать на этом рынке может лишь тот, у кого есть административная поддержка. Без нее ни один перевозчик, как оказалось, работать пока не способен. Скорее всего, преемник Коновалова на должности главы города Сергей Марков будет до конца отстаивать эту систему.