Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (620) | 3 апреля 2017г.
 

Губернатор — три вокзала

РЖД вложит 900 миллионов в подготовку Самары, Саранска и Рузаевки к ЧМ-2018

Татьяна Федорова, Павел Соколов

28 марта началась заключительная стадия конкурсных процедур по выбору подрядчика на модернизацию железнодорожного вокзала Самары общей стоимостью 82,44 млн р. Заказчиком работ выступает АО «РЖДстрой». По официальной версии, работы приурочены к подготовке к играм ЧМ-2018 г. Причем это только начало. Руководство филиала «Куйбышевская железная дорога» АО «РЖД» заявило, что в мероприятиях предстоящего чемпионата будут задействованы три вокзала, находящиеся в зоне ответственности филиала, — Самара, Саранск и Рузаевка. В общей сложности предстоит освоить более 900 млн р. Похоже, губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН (на фото) сумел договориться о покровительстве со стороны крупнейшего экономического клана страны, контролирующего сегодня РЖД.

Уникальность Меркушкина

Для жителей Самарской обл. уже давно стало привычным, когда губернатор Меркушкин почти любое свое решение или каждую встречу с чиновниками федерального уровня и руководителями крупнейших госкомпаний объясняет необходимостью подготовки к ЧМ-2018. Скорее всего, то же самое наблюдается и в Республике Мордовия, которой Меркушкин руководил до мая 2012 г. Уникальность Николая Меркушкина в том, что он единственный в стране глава региона, который имеет отношение сразу к двум городам-хозяевам ЧМ-2018 — Самаре и Саранску. Мероприятия, связанные с подготовкой этих городов к ЧМ-2018, позволяют легко обосновывать многомиллиардные расходы бюджетных средств. Структуры РЖД -один из источников таких средств.

С самого начала подготовительных мероприятий губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин активно выстраивал взаимодействия с высшим руководством РЖД. Вспоминаются его многочисленные встречи с предыдущим президентом АО «РЖД» (2005-2015 гг.) Владимиром Якуниным. Планы освоения средств удивляли своими масштабами: от создания скоростного сообщения «Самара — Тольятти» до строительства новых веток к стадиону.

Однако в августе 2015 г. случилась стремительная отставка Якунина. Произошло это после очередной информационной атаки на Якунина. Закономерность нападок была очевидной. Якунин олицетворял собой один из крупнейших околокремлевских экономических кланов федерального уровня. После введения в 2014 г. в отношении России и ряда лиц из ближайшего окружения президента РФ Владимира Путина экономических санкций лидеры околокремлевских кланов оказались вынуждены искать новые источники доходов исключительно внутри страны. Следовательно, кому-то предстояло подвинуться. 20 августа 2015 г. распоряжением правительства РФ на должность нового президента АО «РЖД» был назначен Олег Белозеров. О нем отзывались как о креатуре братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов — лидеров другого влиятельного околокремлевского экономического клана.

Об этом клане говорят как о конкурирующем с кланом Якунина. Остается лишь удивляться виртуозности Меркушкина, сумевшего переориентироваться.

Дали отмашку

10 февраля на Куйбышевской железной дороге (КбшЖД) состоялось совещание, посвященное подготовке железнодорожных объектов к ЧМ-2018. В мероприятии приняли участие начальник дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО «РЖД») Виталий Вотолевский, начальник КбшЖД Рашид Сайбаталов, представители ОАО «РЖД» и органов региональной власти. На официальном сайте РЖД по этому поводу сказано: «В Мундиале-2018 в зоне ответственности Куйбышевской железной дороги будут задействованы вокзалы станций Самара, Саранск и Рузаевка. Согласно плану подготовки железнодорожные вокзалы городов — участников Чемпионата мира по футболу 2018 г. планируется модернизировать с целью адаптации для маломобильных групп населения, усовершенствования систем безопасности и информирования пассажиров. Более того, в рамках проекта будут построены современные пешеходные мосты в Саранске и Рузаевке. Все работы будут завершены к I кв. 2018 г. Их общая стоимость оценивается в размере более 900 млн р. и будет профинансирована за счет инвестиционной программы РЖД» (http://kbsh.rzd.ru /news/public/ru?STRUCTURE_ ID=4656&layer_id=4069&refererLay erld=3307&id=l 14706).

В марте дочерняя по отношению к РЖД компания АО «РЖДстрой» объявила конкурс с предварительным квалификационным отбором по поиску подрядчика для строительно-монтажных работ по модернизации железнодорожного вокзала Самары общей суммой 82,44 млн р. Согласно документам закупки, на модернизацию пассажирской платформы №3 планируют выделить до 42,6 млн р. Срок завершения работ — не позднее 30 ноября 2017 г. На модернизацию вокзального комплекса железнодорожники готовы потратить до 39,8 млн р. Работы должны быть выполнены до 31 декабря 2017 г. 28 марта должна была начаться процедура подведения итогов торгов.

В материалах закупки отдельно сказано, что конкурс проводится среди организаций, прошедших предварительный квалификационный отбор по направлению №2 «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов промышленного и гражданского назначения. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт инженерных сетей и коммуникаций».

Без посредников не получается

Следует отметить, что это не первые торги, связанные с модернизацией железнодорожного вокзала в Самаре. Так, в сентябре 2016 г. АО «РЖДСтрой» объявляло конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по модернизации самарского железнодорожного вокзала. Сумма контракта составляла 73,44 млн р. Победителем того аукциона стало ООО «Элит», которое должно было выполнить работы за 73,3 млн р. Помимо победителя, в торгах участвовало ООО «Строй-Легин» (его цена — 73,4 млн р).

Примечательно, что ООО «Элит» регулярно получает подряды от железнодорожников. Так, они выиграли конкурс на ремонт вокзала «Ульяновск-Центральный» на сумму 67 млн р. ООО «Элит» стало победителем на право заключения договора на модернизацию вокзального комплекса в Екатеринбурге стоимостью 29,25 млн р. Они же будут модернизировать вокзальный комплекс в Рузаевке к ЧМ-2018 за 16,56 млн р. ООО «Элит» выполнит строительно-монтажные работы на вокзальном комплексе в Саранске за 15,75 млн р. Такое пристрастие железнодорожников к одному подрядчику не может не удивлять.

Согласно данным из ЕГРЮЛ, ООО «Элит» было образовано в 2011 г. В общей сложности компания принимала участие в 55 закупках, практически все они связаны с РЖД. На данный момент директором и единственным учредителем выступает Ваган Нагапетян. До него в качестве учредителя значился Денис Варламов. Уставный капитал всего 10 тыс. р. Отчетности ООО «Элит» не представляет. Вполне возможно, что ООО «Элит» проводит работы силами субподрядчиков, хорошо знакомых руководству железной дороги. В структуре АО «РЖДстрой» имеется филиал «Строительно-монтажный трест №9» (СМТ №9), головной офис которого расположен в Самаре. В зоне ответственности этого филиала вся территория охвата КбшЖД. На официальном сайте АО «РЖДстрой» описаны возможности СМТ №9: «Трест выполняет строительные работы любой сложности. Собственные базы в Самаре, Пензе, Ульяновске, Уфе укомплектованы специализированной строительной техникой и современными механизмами, которые модернизируются и обновляются, что обеспечивает быстрое и качественное выполнение работ».

Напомним, что в зону охвата КбшЖД также входит и Мордовия. Похоже на то, что подготовка вокзалов Самары, Саранска и Рузаевки к ЧМ-2018 может стать золотой жилой для тех, кто умеет пользоваться схемами с посредниками. Неудивительно, если за очередную модернизацию железнодорожного вокзала возьмется все то же ООО «Элит».