Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (620) | 3 апреля 2017г.
 

Безнародовластие

В Сызрани меняют систему МСУ

Георгий Кизельгур

29 марта Думой г.о. Сызрань (СыГД) принят ряд решений, возможный результат которых еще более подвергает сомнению дееспособность системы местного самоуправления (МСУ) в Самарской обл. Руководитель самарского регионального отделения «Партии РОСТА», депутат СыГД Александр НЕРОНОВ оценил произошедшее как «один из самых неконституционных, черных дней» МСУ. Если брать именно Сызрань, то здесь уже в обозримом будущем может быть объявлен новый конкурс на должность главы администрации города, который становится теперь и главой городского округа.

Посадят за дверь

События, которые напрямую способствовали внесенным 29 марта изменениям в Устав г.о. Сызрань, назревали с конца 2016 г. — начала 2017 г. Ставшее достоянием гласности их видимое начало следует отнести к 15 марта. Тогда на заседании комитета СыГД по местному самоуправлению были рассмотрены результаты публичных слушаний по внесению изменений в Устав.

В частности, было рассмотрено предложение об осуществлении полномочий председателем СыГД на непостоянной основе (т.е. без заработной платы). Данная инициатива подразумевает ряд следствий. Ранее в уставе закреплялось положение о том, что изменение статуса главы городского округа (которым и является председатель СыГД, т.е. Сергей Ананьев) произойдет после окончания полномочий действующего созыва. Теперь же это может произойти ранее, а статус главы города, по распространенной сейчас в Самарской обл. практике, получит глава администрации г.о. Сызрань (Николай Лядин). Эти вопросы и должны были быть вынесены на заседание СыГД 29 марта.

Показательно, что изменения в устав были инициированы фракцией СыГД ВПП «Единая Россия» (ЕР). Сами единороссы на заседании 29 марта, можно сказать, дисциплинированно промолчали. А прямую оценку ситуации дал лишь бывший единоросс Александр Неронов.

Александр Неронов, в частности, заявил: «Сегодняшний день войдет в историю местного самоуправления как один из самых неконституционных, черных дней... Согласно Конституции Российской Федерации мы имеем три ветви власти: это законодательная, которая идет первой, исполнительная и судебная. Законодательная — это власть народа, понятие «демократия» — неотъемлемая часть нашего государства... даже в той обстановке, в которой мы сейчас находимся, исполнительная власть — внизу, законодательная — на ступеньку выше, а руководство города — на две ступеньки выше...».

Далее он продолжил: «Согласно тому, что вы хотите предложить, расстановка будет примерно такая: здесь будет сидеть исполнительная власть, законодательная — там, за дверью, и председатель думы — в коридоре. Вот что вы хотите сделать. И под это еще подставляете нашу государственную партию, которая действительно объединяет всю Россию. То, что она инициирует, чтобы председатель думы у нас сидел в коридоре... удар наносится не по чему-либо, а по местному самоуправлению, по власти народа. И это политический вопрос, такого быть не должно, это позор, который мы сейчас переживаем».

Геронтократический драйвер

С некоторыми положениями выступления Александра Неронова сложно не согласиться. При действующей системе МСУ в регионе исполнительные структуры фактически назначают сами себя. По практике Самарской обл. последних лет эти решения принимает исключительно губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. Решения о назначениях фактически принимаются в закрытом режиме комиссией, в формировании которой население области не участвует. Вряд ли кто-то сомневается в том, что решения комиссии принимаются единственным ее участником — главой региона. Таким образом, создается чисто бюрократическая вертикаль. В ней каждый функционер получает указания сверху и транслирует их нижестоящим функционерам. Соответственно низовые структуры формируют отчеты, которые по вертикали уходят наверх.

При необходимости «верхи» делают оргвыводы в отношении «низов». Органам МСУ в данной «вертикали» места не остается. Точнее, как в советские времена народным депутатам остается две функции: периодически заседать без особого смысла и периодически вести прием граждан. Тоже, в принципе, без особого смысла. Хотя, если учесть многоуровневую систему формирования городских советов из представителей районных, то каждый «народный» избранник в горсовете рискует по желанию губернатора вернуться в райсовет. Что политической смерти подобно.

«Прогресс» в реформе системы очевиден. В советские времена (когда небо было выше и морковь слаще) в формировании исполнительной номенклатуры решающую роль играли структуры КПСС. Глава горисполкома все-таки боялся горкома и тем более обкома. Это создавало хотя бы теоретическую возможность обновления и отчетности системы. Возможность была чисто теоретической, потому что система из-за стремления функционеров сохранять свои посты бесконечно долго к концу 70-х годов прошлого века выродилась в геронтократию и потеряла способность модерировать происходящие процессы.

Нынешняя реформа МСУ даст 10 очков вперед даже Генеральному Секретарю ЦК КПСС Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Брежневу. Сегодня партийные структуры полностью выключены. Исполнительная номенклатура назначает сама себя. Отчитывается только перед собой. И боится только сама себя. Иначе говоря, глава муниципального образования в отношении своей работы интересуется только мнением губернатора. Губернатор интересуется только мнением Кремля. Точнее, мнением первого заместителя главы Администрации президента (АП) РФ Сергея Кириенко. Если говорить о Меркушкине, то сегодня Кириенко единственный, кого он вынужден бояться. Ни прокуратура, ни полиция, ни суды при нынешней системе ему не указ. К тому же сегодняшняя номенклатура фактически уже превращена в закрытый клуб. Закрытость обеспечивается за счет требований к стажу работы в государственных или муниципальных структурах (см. «Хронограф» №5 (615) от 20.02.17). Любой системотехник (в т.ч. и сам Кириенко) может подтвердить, что такая закрытая система «управления» является прекрасным драйвером коррупции.

В Самарской обл. результатом такой «вертикали» стали регулярные (иногда затяжные) поездки Николая Меркушкина в федеральный центр. Его назначенцам в периоды отсутствия губернатора остается только ждать, вернется ли Меркушкин к своим обязанностям или на его место пришлют другого ответственного работника. Новый губернатор, скорее всего, будет креатурой ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Так что нынешним муниципальным назначенцам есть чего опасаться. Но самое главное — народу уже ничего «не грозит». Народу остается только слушать Александра Неронова.

Александр Неронов заявил: «Состояние уровня жизни в г. Сызрани не обуславливается тремя клумбами с цветами... Работать некому. Теперь еще и председатель не будет работать... Мы своими действиями, своим безмолвием подталкиваем людей к процессам, которые уже начали происходить в Самарской обл. Вы видите, что всевозможные демонстрации уже захлестывают Самару, Тольятти. Сызрань еще вот каким-то образом здесь в конце стоит... Нельзя из-за чьих-то пожеланий ломать всю структуру власти...».

Александр Неронов как в воду глядел. Уже 30 марта в местной блогосфере (http://tainoe-yavnoe. livejournal.com/) появилась новость о намеченном на 9 апреля митинге КПРФ, где должны прозвучать требования и об отставке губернатора. Эта информация нашла подтверждение. Чуть ранее на официальном сайте сызранского отделения КПРФ, в частности, сообщалось: «9 апреля 2017 г. состоится митинг с требованием отставки губернатора Самарской обл. Меркушкина Н.И. и отмены его антисоциальных решений» (http:// syzrankprf.ru/news/syzran/593-syzran-protiv-merkushkina-2).

Александр Неронов закончил: «Как офицер, я всю свою сознательную жизнь изучал работы В.И. Ленина. Я сначала не понимал... у него в каждой работе присутствовал термин «политические проститутки». Что такое, про кого он писал? Не знаю, но тем не менее эти слова почему-то отпечатались у меня в мозгу. Наверное, не зря».

Сызрань в тренде

Позицию Александра Неронова, впрочем, можно оценить по-разному. Она, в частности, может быть обусловлена и почти патовой политической ситуацией, в которой он оказался после последних выборов в Государственную думу РФ. Прошедшая накануне этого процедуру ребрендинга партия «Правое дело» (ставшая «Партией РОСТА») рассматривалась многими как «прямой транспорт» в Госдуму. По большому же счету вместе со своим в почти пожарном порядке избранным лидером Борисом Титовым «Партия РОСТА» оказалась невостребованной. Проект «голубого лобби» оказался тупиковым, а «голубое лобби» лишилось в АП РФ Вячеслава Володина (см. «Хронограф» №29 (599) от 3.10.16).

Сегодня противостояние на федеральном уровне между группами, консолидирующимися вокруг ГК «Ростех» и ПАО «Газпром», вылилось в войну против председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, считающегося креатурой «голубого лобби». 29 марта портал РБК сообщил: «О необходимости потребовать от Генпрокуратуры расследования о доходах премьер-министра РФ Дмитрия Медведева заявил сенатор Вячеслав Мархаев». Мархаев представляет в верхней палате Иркутскую обл. — один из опорных регионов Ростеха. Ранее депутат от КПРФ Валерий Рашкин направил депутатский запрос с требованием провести проверку «по поводу дворцов и дач» премьер-министра Дмитрия Медведева главе СКР, а также руководителям ФСБ, МВД и Генпрокуратуры». Оба заявления относятся к расследованию Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (см. «Хронограф» №8 (618) от 20.03.17).

Эмоциональное выступление Александра Неронова, впрочем, ситуации не поменяло и поменять вряд ли могло. Председатель СыГД должен будет теперь осуществлять полномочия на непостоянной основе. Изменены и другие положения устава. Так, если ранее некоторые переходные изменения в структуре городской власти должны были вступить по истечении срока полномочий СыГД действующего, VI созыва, то теперь они вступают в силу сразу после истечения срока полномочий председателя СыГД (главы городского округа). Ранее уже предполагалось, что если ситуация получит продолжение, то в Сызрани может возникнуть необходимость проведения нового и фактически досрочного конкурса на должность главы администрации, который станет теперь и главой города. Сейчас очертания процесса становятся еще более очевидными. Сергей Ананьев после регистрации изменений в устав может стать не главой города уже де-юре, а параллельно, что не исключено, и уйти с поста председателя СыГД.

Параллельно, также 29 марта, приняты решения об изменении структуры СыГД, сокращении ее аппарата. Помимо сокращений в хозяйственном секторе, пожертвовать, причем полностью, здесь оказались готовы не чем иным, как именно отделом общественных связей и информации. Действительно, если итогом реформы МСУ должно стать безнародовластие, то зачем такому органу власти публичные связи с народом?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.