Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (618) | 20 марта 2017г.
 

Дорога требует порядка

Сайбаталов должен оправдать доверие центрального аппарата РЖД

Егор Кошеров

Начало 2017 г. Куйбышевская железная дорога (КБШ ж/д) — филиал ОАО «РЖД» — встретила в ожидании перемен в связи с назначением нового руководителя в лице Рашида САЙБАТАЛОВА (на фото). Особое беспокойство данная ротация должна вызвать у структур, таких как АО «ВолгаУралТранс» (ВУТ) Геннадия ТРЕТЬЯКОВА, которые при прежнем руководстве стали подменять собой РЖД. Для того чтобы восстановить порядок на КБШ ж/д, Рашиду Сайбаталову придется вникнуть во все тонкости взаимодействия РЖД со ее контрагентами.

Под носом у РЖД

Накануне новогодних праздников в руководстве КБШ ж/д произошла серьезная перемена: Сергей Соложенкин, проработавший 4 года в должности начальника дороги, оставил свой пост. Его место занял Рашид Сайбаталов. Это первая кадровая ротация высокого уровня в КБШ ж/д, произошедшая после того, как ОАО «РЖД» в должности президента возглавил Олег Белозеров. Иными словами, Рашида Сайбаталова можно считать ставленником и, как следствие, членом команды Олега Белозерова. Данное обстоятельство дает надежду на то, что новый руководитель КБШ ж/д изменит ситуацию на дороге, сложившуюся при прежнем руководстве. Чего требует в т.ч. и транспортная прокуратура.

Пока РЖД продолжает нести потери в виде упущенной выгоды. Такая схема была разработана в пользу отдельных частных операторов. На КБШ ж/д проходящие мимо кассы РЖД деньги принимает компания Геннадия Третьякова АО «ВУТ». О том, что ВУТ, по сути, диктует свои условия РЖД, стало известно почти 5 лет назад в ходе журналистского расследования. Тогда, в 2012 г., назрел серьезный конфликт наст. «Химическая» в Тольятти, которая является тарифным пунктом ст. «Жигулевское Море» КБШ ж/д. Выяснилось, что ВУТ занимается не только предоставлением услуг железнодорожного транспорта, но и осуществляет диспетчеризацию на станции, приняв на себя роль монополиста.

Безусловно, вскрывшиеся факты затрагивают работу ВУТ на отдельном транспортном узле. Однако система, выстроенная ВУТ на «Химической», с легкостью проецируется на все территории присутствия компании Третьякова на КБШ ж/д. На сайте ВУТ уточняется, что организация оказывает услуги в республиках Мордовия и Башкортостан, в Самарской, Оренбургской, Ульяновской и Пензенской обл. Таким образом, изучение локальной проблемы на ст. «Химическая» заставляет понять, каковы могут быть потери РЖД в масштабах КБШ ж/д.

Что касается непосредственно ст. «Химическая». Поводом для начала журналистского расследования послужило обращение представителя компании ООО «Тольятти-ТрансСервис» (ТТС), который посчитал нарушенными права возглавляемой им фирмы. Обе организации, ТТС и ВУТ, работают в одной сфере — доставка грузов железнодорожным транспортом конечным получателям, расположенным на тупиковых железнодорожных ветках. По сути, этот конфликт можно назвать рядовым спором двух хозяйствующих субъектов. Тем не менее именно данный инцидент выплеснул на поверхность нюансы работы ВУТ, которые были известны ранее лишь весьма узкому кругу лиц.

Тогда директор ТТС заявил, что, не являясь владельцем инфраструктуры, ВУТ необоснованно взыскивает по своим тарифам денежные средства с контрагентов за подачу, уборку и маневровые передвижения, которые в разы превышают ставки РЖД. Также было отмечено, что ВУТ фактически осуществляет управление ст. Жигулевское Море, в инфраструктуру которой включена и ст. «Химическая». Иными словами, ВУТ сумел создать условия, когда грузополучатель фактически лишен выбора грузоперевозчика. Причем слабо верится, что руководство РЖД на местном уровне оставалось в неведении по поводу сложившейся ситуации. Уже более 20 лет ВУТ заменяет собой РЖД на «Химической». Независимые участники рынка железнодорожных перевозок неоднократно высказывали сомнения в законности присутствия на этой станции компании ВУТ в качестве диспетчера.

С другой стороны, учитывая обширную географию деятельности ВУТ, в специфику работы фирмы Третьякова, наверное, были посвящены руководители РЖД более высокого ранга.

Позиция прокуратуры

Между тем к процессу разбирательств деятельности ВУТ подключился надзорный орган. Внимание транспортной прокураторы привлек тот факт, что ВУТ принял на себя функции диспетчера «Химической». Проведенная прокурорская проверка подтвердила, что «на основании техническо-распорядительного акта ст. «Химическая», 27.04.2004, утвержденного начальником отдела перевозок Самарского отделения КБШ ж.д. Филимоновым С.М., и инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на ж.д. пути ст. «Химическая», утвержденной в 2004 г. начальником Самарского отделения Куйбышевской ж.д. Кутумовым В.М. и директором ОАО «ВУТ» Третьяковым Г.М., прием, отправление поездов, управление стрелочными переводами и сигналами осуществляет диспетчер ОАО «ВУТ», обслуживание ст. «Химическая» производится работниками и тепловозом ОАО «ВУТ».

Параллельно в начале 2013 г. Максим Литвин, на тот момент занимавший должность заместителя Куйбышевского транспортного прокурора, установил, что «в нарушение п. 13 инструкции по составлению технико-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» 15.03.2005 №ХЗ-3801) полная выверка содержания ТРА ст. «Химическая» ежегодно не проводилась, т.е. не проверялось соответствие ТРА и приложений фактическому состоянию технических средств и технологии работы станции, наличие необходимых изменений и дополнений, которые должны быть внесены в течение минувшего года при возникновении соответствующих оснований».

Причем, как подчеркнул в своем заключении Литвин, «фактически безопасное движение на рассматриваемом объекте организуется ОАО «ВУТ», что подтверждается ТРА и эксплуатационной инструкцией ст. «Химическая», однако ответственность за безопасность лежит на ОАО «РЖД» как владельце инфраструктуры». Конкретизировала позицию начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры Людмила Кошеварова: «На момент проверки установлено, что диспетчерское управление наст. «Химическая»... действительно осуществляется ОАО «ВУТ»... что противоречит требованиям законодательства о железнодорожном транспорте в РФ». Соответственно, РЖД может не только недополучать доход от действии ВУТ, но и нести ответственность в случае возникновения нештатных ситуаций.

Обеспокоенность безопасностью на «Химической» оказалась не напрасной. На станции неоднократно фиксировались случаи схода вагонов с путей, которые эксплуатировал ВУТ. По счастливой случайности, аварии не повлекли глобальных последствий, хотя по самому названию станции можно понять, что через этот тарифный пункт идет транспортное сообщение с химическими предприятиями Тольятти.

Уместным будет сделать небольшое отступление и рассказать о том, как собственник пути, примыкающего к «Химической», Леонид Иордосополь пытался выстроить деловые отношения с ВУТ, который эксплуатировал инфраструктуру, принадлежащую физлицу.

После того как в июне 2013 г. Леонид Иордосополь зарегистрировал в Росреестре имущество, были начаты ремонты аварийных участков путей. Участники движения почувствовали, что у «Пути №21» есть законный владелец. Однако ВУТ не пожелал мириться с такими перестановками. В итоге контрагенты арендатора путей, видимо, по научению со стороны перестали оплачивать услуги, предоставляемые фирмой ТТС.

Более того, попытки собственника ж/д ветки истребовать с ВУТ деньги на ремонт пути обернулись судебными разбирательствами в отношении Иордосполя. ВУТ и его единомышленники заявили, что Иордосополь не имеет прав на путь. Лично Третьяков инициировал возбуждение уголовного дела, обратившись с соответствующим заявлением в органы полиции. По сути, такие действия можно рассматривать как агрессивное противодействие ВУТ любым попыткам вторгнуться в их зону контроля на «Химической».

А ВУТ и ныне там...

В итоге, в т.ч. и по представлениям прокуратуры, представители РЖД были вынуждены заняться наведением порядка на «Химической». Однако в РЖД не очень-то спешили исполнять предписания прокуратуры. Хотя видимость была создана. Не один год ушел на различные совещания и прочие бюрократические мероприятия, участие в которых принимал лично уже бывший начальник Куйбышевской дороги Сергей Соложенкин. По отчетам местных управленцев из РЖД, был даже сформирован штат сотрудников, который должен был приступить к работе по управлению «Химической».

А тем временем ВУТ продолжал и продолжает зарабатывать очень хорошие деньги на эксплуатации «Химической». Страдают при этом и экономические интересы самой монополии РЖД. Госкомпания могла бы зарабатывать на диспетчеризации, а так все деньги уходят в карман частника. Более того, работа РЖД на «Химической» могла бы привести к существенному снижению стоимости услуг для получателей грузов, т.к. для официально признанных монопольных компаний предусмотрен жесткий порядок утверждения тарифов. ВУТ же, имея признаки монополии, в этом вопросе куда более свободен.

Даже прокуратура в своих письмах указывает на привилегированное положение, которое удалось занять ВУТ: «Установлено, что ОАО «ВУТ» в соответствии с имеющимися договорными обязательствами взыскивает за маневровые работы по ст. «Химическая», включая и за работы на путях ОАО «РЖД», со своих контрагентов тариф, размер которого превышает тариф ОАО «РЖД» за аналогичные работы». В том же документе указано: «По выявленному нарушению генеральному директору ОАО «ВУТ» Третьякову Г.М. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности». О реакции со стороны ВУТ на данное представление до сих пор не известно.

Между тем доминирование ВУТ над РЖД в Тольятти вызывает все большую озабоченность. И если в РЖД готовы жертвовать деньгами в пользу организации Третьякова, то другие контрагенты справедливо не согласятся с такой ситуацией. Особой остроты проблеме добавляет создание в Тольятти Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Данный проект курируется правительством РФ. Реализуется ТОСЭР с целью привлечения дополнительных инвестиций, развития предпринимательства на локальных территориях. Тольятти был выбран одним из немногих городов России для создания ТОСЭР. Государство обещает инвесторам поддержку.

Но о какой поддержке может идти речь, если инвестор, принявший решение разметить в Тольятти серьезное производство, тут же столкнется с запросами «хозяев» транспортной инфраструктуры? Если ВУТ до сих пор диктует свои правила такому игроку, как РЖД, то другие контрагенты по умолчанию должны исполнять волю компании Третьякова. Остается надеяться, что такой стимул, как внимание со стороны федерального центра, сподвигнет Рашида Сайбаталова окончательно разобраться в ситуации и установить РЖД в качестве оператора тарифного пункта ст. «Жигулевское Море».