Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (615) | 20 февраля 2017г.
 

Ситнов попал

В эпицентр противостояния клана Ростеха и «голубого лобби»

Георгий Кизельгур

На 3 марта назначено первое судебное заседание по разбирательству в рамках требований министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс) к ПАО «Сбербанк России» в лице его филиала «Поволжский банк» (ПБСБ). Минтранс требует с ПБСБ 70,43 млн р. Эту сумму банковских гарантий, выданных ОАО «Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов «Гипротрансмост» в обеспечение исполнения контрактов, ПБСБ под руководством Владимира СИТНОВА (на фото) возвращать, похоже, не желает. Ситуация может обеспокоить не только бенефициаров Гипротрансмоста, коими принято считать братьев Бориса и Аркадия РОТЕНБЕРГОВ, но и тех, кого принято относить к клану Ростеха.

Ищут недобросовестных

Минтранс требует взыскать с ПБСБ 70,43 млн р., из которых 43,838 млн р. — сумма выплат по банковской гарантии от 10 октября 2013 г. №5400/000/0008/233; 21,919 млн р. — сумма выплат по банковской гарантии от 10 октября 2013 г. №5400/000/0008/234 и 4,674 млн р. — проценты за пользование чужими денежными средствами. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Гипротрансмост и бывший временный управляющий общества Олег Акиньшин. Самая популярная версия появления иска — невыполнение находящимся в процедуре несостоятельности Гипротрансмостом своих обязательств по контрактам с Минтрансом. В результате чего ПБСБ сегодня принуждают исполнить свои обязательства по банковским гарантиям, данным в обеспечение исполнения контрактов.

Напомним, в декабре 2016 г. в Арбитражном суде Самарской обл. было признано незаключенным соглашение о расторжении госконтракта между Гипротрансмостом и Минтрансом. Таким образом, у Минтранса появилась возможность включить Гипротрансмост в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Предметом неисполненного договора стало государственное задание на разработку проектной документации для строительства мостового перехода через р. Волгу с обходом г.о. Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М5 «Урал» в м.р. Ставропольский и Шигонский Самарской обл. (т.н. мост в Климовку).

Представитель Гипротрансмоста заявлял, что считает контракт расторгнутым по соглашению сторон, соответственно, претензии Минтранса, по его убеждению, неуместны. Однако суд решил по-иному (см. «Хронограф» №38 (608) от 12.12.16). Дело о включении Гипротрансмоста в РНП на данный момент находится на рассмотрении в Арбитражном суде Самарской обл.

Согласно определению Арбитражного суда г. Москвы от 9 декабря 2 016 г., в отношении Гипротрансмоста открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Общий объем требований к банкроту на конец прошлого года составлял 7,887 млрд р. Сумма претензий кредиторов постоянно увеличивается.

Перехватчик из Воронежа

Чуть ранее, 16 декабря 2016 г., Госфинконтроль Самарской обл. раскрыл информацию о проведенной проверке, связанной с деятельностью Гипротрансмоста.

По данным Госфинконтроля, Минтрансом 17 декабря 2013 г. и 5 декабря 2014 г. приняты и оплачены выполненные Гипротрансмостом работы на общую сумму 82,5 млн р. по I и II этапам. В связи с тем, что работы по третьему этапу в сроки, установленные контрактом, подрядчиком не сданы, Минтрансом в адрес Гипротрансмоста направлена претензия об уплате неустойки в размере 384 тыс. р. за нарушение срока выполнения работ. Оплата в добровольном порядке подрядчиком не производилась.

Следующим шагом министерства было направление в адрес Гипротрансмоста письма с приложением соглашения о расторжении контракта, согласно которому на сумму 63,4 млн р. оплата заказчиком производиться не будет. «Таким образом, отсутствие окончательного результата работ по контракту с ОАО «Гипротрансмост», принятие и оплата министерством работ по I и II этапам первоначального контракта, применение результата которых не представляется возможным, а также повторное заключение контракта на выполнение полного объема работ по разработке проектной документации привели к неэффективным расходам бюджетных средств на сумму 82,5 млн р.», — делает заключение Госфинктроль (https://en-gb.facebook.com/gfk. samregion.ru/ posts/1710040245976458).

Для выполнения работ Минтрансом был заключен контракт на разработку той же проектной документации с ООО «Проектно-изыскательский институт транспортного строительства «ЖелДорИзыскания» (ПИИТС ЖДИ, г. Воронеж). Сумма контракта — 138,5 млн р. Стоит отметить, что ПИИТС ЖДИ в последнее время регулярно получает контракты от Минтранса Самарской обл. Например, 9 декабря 2016 г. был заключен контракт на разработку проектной документации строительства в Самаре проезжей части на пр-те Карла Маркса на участке от пр-та Кирова до границы г.о. Самара и Волжского р-на стоимостью 79,77 млн р. Этот же институт реализует контракт на тему «Разработка проектной документации ремонта моста через р. Сок на километре 58+130 автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. «Похвистнево — Клявлино», расположенной в м.р. Камышлинский», стоимостью 6,77 млн р.

Война с особыми причинами

Однако даже при новом фаворите у областного Минтранса остались моральные обязательства перед Гипротрансмостом, за которым при желании можно увидеть фигуры братьев Ротенбергов, друзей президента России Владимира Путина (см. «Хронограф» №6 (534) от 24.02.15).

Ситуацию накаляет то обстоятельство, что ПБСБ, как ни странно, не желает выплачивать Минтрансу банковские гарантии в добровольном порядке. Надо полагать, председатель ПБСБ Владимир Ситнов отдает себе отчет в том, что банку впоследствии не удастся вернуть свыше 70 млн р. понесенных убытков за счет взыскания с Гипротрансмоста, который ведут на банкротство.

Возможно, поэтому Ситнов сопротивляется давлению Минтранса.

Чем, по мнению источников редакции Областного аналитического еженедельника «Хронограф», способен вызвать раздражение в «верхах» регионального правительства. О реакции на демарш Ситнова со стороны братьев Ротенбергов и говорить не стоит.

Кто-то мог бы подумать, что Ротенбергам, наверное, достаточно сделать один звонок президенту Сбербанка Герману Грефу или первому зампреду Льву Хасису, чтобы Ситнов завтра остался без работы. Однако это далеко не так. Греф и Ротенберги — это представители экономических кланов федерального уровня. Кланов, которые занимают конкурирующие позиции за право влияния на мнение президента РФ Владимира Путина. Из этого следует, что Ситнов вполне может выполнять установку лидеров клана, к которому можно отнести Грефа. В борьбе за место в окружении Путина этим кланам совершенно нет дела до того, как их действия могут отразиться на благосостоянии регионов, из которых они качают ресурсы. Принято считать, что Греф по своим сегодняшним взглядам и мировоззренческим позициям ближе к клану Ростеха Сергея Чемезова, а братья Ротенберги — к клану «голубого лобби» Газпрома Алексея Миллера. Самарская обл. уже более 15 лет является одним из ключевых мест пересечения интересов двух этих экономических мегакланов федерального уровня.

Характерно, что это не первый случай, когда ПБСБ рискует потерять средства из-за действий компаний, вращающихся вокруг Ротенбергов. Так, 18 июля 2016 г. в Арбитражный суд г. Москвы от ПБСБ к ЗАО «Подрезково Технопарк» поступил иск на сумму свыше 1,9 млрд р. по договору поручительства, третьим лицом в дело было привлечено ПАО «Волгомост». А 19 июля 2016 г. в Арбитражный суд Саратовской обл. ПБСБ заявил о своих требованиях неустойки с ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» в размере опять же свыше 1,9 млрд р. Третьим лицом здесь вновь выступает ПАО «Волгомост». ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» является дочерним предприятием Волгомоста (http://delovoysaratov.ru/ news/region-news/sberbank-atakuet-iskami-bankrotj%D0%B0shii-32532/). Следовательно, этот эпизод глобальной войны обозначенных выше кланов на территории Самарской обл. говорит о том, что война еще далека от завершения.

Комментарии

Роман СУКМАНОВ, представитель филиала «Поволжский банк» ПАО «Сбербанк России»

- Решение банка об отказе выплат по банковским гарантиям вызвано условиями соответствующего соглашения между министерством транспорта Самарской обл. и подрядчиком («Гипротрансмост») от 29 января 2016 г. о расторжении государственного контракта №71-1/33 от 20 августа 2013 г. В дальнейшем министерство объявило публичный конкурс на завершение невыполненного этапа работ. Также установлено, что подрядчик не будет выполнять работы по следующему этапу работ и стороны не имеют взаимных претензий друг к другу по выполненным работам. В случае негативного сценария для банка возврат денежных средств, выплаченных по гарантиям, зависит от конкурсной массы, которая будет сформирована в ходе процедуры банкротства предприятия.