Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (615) | 20 февраля 2017г.
 

Атака захлебнулась

В действиях финдиректора ТоАЗа Николая Неплюева состава преступления не нашли

Георгий Кизельгур

16 февраля пресс-служба ОАО «Тольяттиазот» сообщила об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления в отношении директора по финансам и экономике предприятия Николая НЕПЛЮЕВА (на фото). В этой истории наиболее говорящими представляются два аспекта: многие СМИ, оперативно растиражировав жареную новость о задержании топ-менеджера, сообщить о развитии ситуации не поторопились, что может указывать на их ангажированный характер. Второй аспект проблемы заключается в том, что атака могла быть инспирирована с теми же целями, которые преследовал 1,5 года назад предприниматель Евгений СЕДЫКИН.

Утренний перфоманс

23 января в 7.30 сотрудниками ОУР ОП №22 УМВД по г. Тольятти у подъезда собственного дома был задержан Николай Неплюев, являющийся директором по финансам и экономике ОАО «Тольяттиазот». СМИ с отсылкой на свои источники сообщили, что при личном досмотре у него были изъяты два пакета с веществом белого цвета, по 5 г каждый. Далее, опять же со ссылкой на некие источники, СМИ сообщили о том, что изъятым веществом оказался кокаин, из чего правоохранительные органы делают вывод, что Неплюев употреблял этот наркотик. Не преминули многие СМИ также растиражировать информацию о том, что задержание Неплюева было неслучайным: якобы существовала оперативная информация о том, что финдиректор ТоАЗа является злостным наркоманом, да еще и хранит наркотическое вещество в значительных объемах.

Правда, странным представляется то, что Неплюев хранил кокаин прямо при себе, да еще и нес с собой утром крупную партию запрещенного вещества. Наверное, кому-то хотелось создать впечатление, что на работу, т.к. задержание состоялось рано утром в понедельник.

Отвечая на официальный запрос «Хронографа», пресс-служба корпорации констатировала, что многое из того, что писали о Николае Неплюеве, не соответствует действительности. «Что же касается информации о якобы обнаружении у Неплюева наркотических средств и якобы подтверждения наличия в его организме наркотических средств, то эти сведения не соответствуют действительности. Следственными органами была проведена проверка, которая завершилась принятием постановления об отказе возбуждения уголовного дела в отношении Неплюева за отсутствием состава преступления в его действиях», — сообщили в пресс-службе.

Изощренный подход

«В ходе проведения доследственной проверки установлено, что мероприятия оперативных сотрудников в отношении Неплюева проведены с многочисленными нарушениями законодательства. Сданные им различные анализы в разных лечебных учреждениях установили отсутствие в его организме каких-либо наркотических веществ либо их остатков, а добровольно проведенное Неплюевым психофизиологическое исследование с применением полиграфа (так называемый детектор лжи) подтвердило тот факт, что он никогда не принимал и не хранил наркотические средства», -говорится в сообщении пресс-службы.

Получается, что инцидент с задержанием Неплюева мог быть фальсифицирован? Множество персональных адвокатских сайтов пишут о подобной практике как о весьма распространенной. К примеру, адвокат Эдуард Амасьянц раскрывает некоторые мотивы действий недобросовестных правоохранителей. По словам адвоката, подброс наркотиков может быть осуществлен «с целью получения денежного вознаграждения от лиц, заказавших лишить свободы на несколько лет конкурента по бизнесу, также с целью вымогательства денег у лица, которому были подброшены наркотические средства, при условии уничтожения материалов по факту обнаружения и изъятия наркотиков».

Периодически такие инциденты расследуются и им дается соответствующая правовая оценка. Например, в октябре 2016 г. Череповецкий городской суд вынес обвинительный приговор экс-руководителю межрайонного отдела наркоконтроля Алексею Советову и 11 его подчиненным. В общей сложности следствию удалось доказать 150 фактов фальсификации доказательств, подброса наркотиков, получения и дачи взяток. Аналогичный процесс завершился в октябре 2016 г. в Оренбурге, где сотрудников полиции признали виновными в подлоге наркотиков и отправили в колонию строго режима на 3,5 года. В Тольятти также известны случаи применения подобных приемов. Эти факты дают понимание: рассказы о фальсификациях, на которые способны отдельные сотрудники правоохранительных органов, не адвокатские выдумки, а печальная реальность. Эта реальность может быть очень уютной средой для тех, кто привык решать свои вопросы нарушая закон.

Тлеющий конфликт

Краткий анализ событий вокруг ТоАЗа показывает, что инспирированные извне конфликтные ситуации происходят регулярно. К примеру, в феврале 2016 г. Арбитражный суд Самарской обл. признал незаконным проведение так называемого «общего собрания акционеров» ОАО «Тольяттиазот» миноритарным акционером компании Евгением Седыкиным. «Он лично, а также через привлеченных подконтрольных и введенных в заблуждение лиц намеревался сменить руководство предприятия на основании решения якобы проведенного им нелегитимного общего собрания акционеров в ноябре 2015 г.», — говорится в сообщении Генпрокуратуры РФ. А те, кто присутствовал при «дворцовом перевороте», вспоминают, что собрание было довольно разношерстным — «от бомжей до футбольных фанатов». И к реальному Тольяттиазоту это не имело ровно никакого отношения.

По итогам фальсифицированного годового собрания акционеров были сформированы новые органы управления, появился псевдопредседатель совета директоров — сам Евгений Седыкин и псевдогенеральный директор корпорации – Сергей Челышев.

Через месяц после этого — в декабре 2015 г. — Седыкин провел еще одно, «внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Тольяттиазот», от имени которого распорядился выплатить избранному тем же «собранием» «совету директоров» 10% от чистой прибыли ТоАЗа. Что в абсолютных цифрах превышает сумму 2 млрд р. И это только малая часть того, что пытались выкачать из предприятия.

Важный факт: все изменения в органах управления Тольяттиазота странным образом удалось внести в базу ЕГРЮЛ. Сотрудников ФНС не смутило, что руководство одного из крупнейших в мире химических предприятий меняется в полном составе, а документы об этом подает миноритарный акционер. Однако 2 млрд р. — сумма значительная, и перспективы ее получения способны стимулировать и фантазию, и коммуникативные навыки тех, кто подобные операции осуществляет. В дальнейших судебных разбирательствах все вскрылось довольно быстро. Арбитражной суд Самарской обл. запретил исполнять все решения «нового» совета директоров завода и сформированного Евгением Седыкиным исполнительного органа. Ранее по заявлению настоящего руководства ОАО «Тольяттиазот» было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ «Покушение на мошенничество». Сейчас предприимчивого Евгения Седыкина ждет суд, но, очевидно, конфликт вокруг предприятия пока не исчерпан. И чем более уязвима позиция легитимного менеджмента, тем лучше перспективы тех, кто осуществляет по отношению к заводу враждебные действия. Почему бы ради такой цели не организовать показательное задержание с дискредитирующей подоплекой? Благо и связи, и аргументы имеются.

Николай Неплюев, как важный член действующей команды легитимного менеджмента, в этом смысле мишень привлекательная. Он является не только финдиректором, но и входит в совет директоров предприятия. По роду деятельности ему известна информация, которую пресс-служба корпорации деликатно называет «чувствительной». Дискредитация подобной фигуры или получение от нее важных сведений может придать дополнительный импульс недружественным действиям в отношении одного из крупнейших химических предприятий России.

Комментарии

Дмитрий МАСАЛИТИН, пресс-секретарь ОАО «Тольяттиазот»

- Николай Неплюев — профессионал, реформировавший и уверенно возглавляющий финансовую службу предприятия. Его знания в области управления финансами особенно востребованы в нынешней сложной экономической ситуации. Он ведет переговоры на самом высоком уровне как с российскими, так и с европейскими финансовыми учреждениями и банками. Его отличает комплексный и взвешенный подход к решению вопросов. Никаких признаков, указывающих на возможность принятия им наркотических веществ, никогда не было и нет. Тольяттиазот связывает эту ситуацию с другими попытками дестабилизировать работу предприятия, которые, однако, всегда заканчиваются безрезультатно для тех, кто стоит за ними.