Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (614) | 13 февраля 2017г.
 

Задача «70x70»

Как Самарская область будет выбирать президента РФ

Егор Кошеров

30 января губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН подписал постановление №18 о награждении советника губернатора Самарской обл. Виктора КУЗНЕЦОВА (на фото) почетным знаком «За заслуги во благо земли самарской». Одновременно номинант получил 187,5 тыс. р. из областного бюджета. Заслуги Кузнецова перед «землей самарской», скорее всего, связаны с организацией избирательных кампаний. Если это так, то деньги налогоплательщиков Кузнецов, видимо, получил в виде аванса за текущий политический цикл — выборы президента РФ. В принципе, поставленная администрацией президента (АП) РФ задача «70x70» (70% за Владимира ПУТИНА при 70-процентной явке) вряд ли представляется чем-то сложным. Самара без особого труда может дать и более высокий результат. Сложность здесь будет представлять внешняя достоверность достигнутого.

В зоне «невыполнимого»

23 января портал РБК сообщил: «24 декабря 2016 г. АП провела семинар для вице-губернаторов по внутренней политике, одной из учебных задач которого, было обсуждение 70-процентной явки на выборах президента и получение такого же результата для основного кандидата». Позже, правда, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что данные сведения не соответствуют действительности. Однако разумнее это заявление отнести к необходимой формальности. Тем более что с началом текущего политического цикла Песков комментирует все подряд. Так что, скорее всего, это просто элемент протокола.

По большому счету ничего сложного в достижении такого результата в Самарской обл. нет. Общество достаточно консолидировано, чтобы кто-то решился голосовать против действующего президента. При этом Самарская обл. вполне может оказаться в лидерах. Однако не все так просто.

РБК в указанной выше статье подчеркивает, что страна никогда не давала таких результатов на выборах Владимира Путина. Дальше в статье РБК появляются новые установки. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, в частности, заявил: «Первый риск — низкая явка. Выборы президента — единственные выборы в России, которые имеют критическое значение для устойчивости системы, это главный источник ее легитимности». При этом Федоров подчеркивает, что в силу существенного электорального превосходства Путина мотив для избирателей принять участие в голосовании имеет тенденцию к снижению.

Однако куда большее беспокойство должны вызывать абсолютные величины, описанные в статье «Хронографа» «Парадокс Володина» (см. «Хронограф» №29 (599) от 5.10.16). Максимальной электоральной поддержки тандем Путин-Медведев достигал в 2008 г. (52,5 млн), когда на выборах победил Дмитрий Медведев. В триумфальном же 2012 г. Путин набрал всего 45,8 млн голосов. То есть меньше, чем в 2004 г. — 49,6 млн. Если дело пойдет так и дальше, то в 2018 г. за Путина проголосуют чуть больше 42 млн человек.

Опасность заключается в том, что система (совокупность самостоятельно действующих субъектов начинает действовать как система) демонстрирует нисходящий тренд по поддержке Владимира Путина и восходящий по поддержке «несуществующего кандидата» (почти 46,9 млн голосов в 2018 г.). Система работает по естественно сложившемуся протоколу (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16). Изменить этот протокол крайне сложно. Таким образом, при реализации сценария «70x70» возникает угроза того, что достоверность результатов выборов может быть поставлена под сомнение. Причем внешние сомнения усугубляются обострением внутрироссийской борьбы кланов. Чего только стоит начавшаяся атака ФАС на госкорпорации. Дальше Федоров, вольно или невольно выполняя роль спикера АП РФ, резюмирует: «Поэтому сценарий преимущественно административной мобилизации для выборов 2018 г. опасен».

Учитывая то, что задачу «70x70» никто отменять не собирается, можно предположить, что руководство АП РФ в лице Антона Вайно и Сергея Кириенко, вооружившись методологическими наработками Карла Поппера и Георгия Щедровицкого, может просто спустить «невыполнимое задание» на глав субъектов. Благо тех, кто не справится, можно будет отправить в отставку (а то и подальше). Причем как до выборов, так и после. В школе Щедровицкого любят повторять: поставьте человека в ситуацию, и он начнет действовать. Данная ситуация для глав субъектов отодвигает границу «невыполнимого» бесконечно далеко. Так что действовать они будут. Модераторам остается мониторить процессы на местах и доводить полученную информацию до уровня инструкции. В общем, кто бы сомневался, что к осени т.г. в АП РФ будет рабочий сценарий «Выборы-2018». Причем сценарный план может оказаться совершенно неожиданным.

Молчание элит

Существенной электоральной проблемой Самарской обл. является наличие трех промышленных центров — Самары, Тольятти и Сызрани. Причем Самара с изобилием госчиновников представляет собой даже меньшую угрозу, чем Сызрань и тем более Тольятти. Работать, как раньше, на снижение явки, а потом рисовать результаты, какие потребуется, в силу уже озвученных установок опасно. Также, скорее всего, не стоит брать пример с губернатора Белгородской обл. Евгения Савченко и ездить по городам и весям с агитацией. Так можно, как и он, за деньги налогоплательщиков доездиться до последней пресс-конференции. Хотя, по большому счету, выходы из данной ситуации есть.

Мобилизацию электората (в т.ч. и финансирование кампании) разумнее доверить лидерам региональных и местных ФПГ.

Тем более что наличие крупных промышленных предприятий подразумевает возможность манипулирования мнением концентрированного электората. Именно уровень индустриализации является одним из основных факторов различия между государственными моделями индустриальных и постиндустриальных стран.

Кроме того, углубленное взаимодействие с местными элитами должно идти в зачет главам регионов. Следует обратить внимание на часто появляющуюся при отставках губернаторов в текущем политическом цикле формулировку «межэлитные конфликты в регионе». Корни этой формулировки уходят в лекции Георгия Щедровицкого 80-х годов прошлого века. Уже тогда он обращал внимание на присланных руководителей предприятий, которые не могли найти взаимопонимание со сложившимися на местах социальными группами. Поэтому задача «70x70» осложняется тем, что в Самарской обл. уже стало традицией, что за редким исключением представители региональной элиты стараются не высказываться ни в поддержку политического курса РФ, ни в поддержку действующего президента Владимира Путина. В текущем политическом цикле это может выйти им боком.

Ни для кого не секрет, что консолидация общества в Самарской обл. такова, что задача «70x70» может быть без труда выполнена на 120%. Однако с учетом того, что кроме губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина мало кто замечен в поддержке главы государства, выводы по такой кампании по выборам президента могут быть сделаны далеко не похвальные. Тем не менее определенные тенденции в Самаре наблюдаются.

Самарский puzzle

В 2010 г. во время подготовки выборов главы г.о. Самары партийные функционеры в частных беседах не скрывали своей уверенности, что выдвиженец партии «Единая Россия» (ЕР) и одновременно креатура Группы «Волгопромгаз» (ВПГ) Дмитрий Азаров наберет столько процентов, сколько нужно. В то время модерацию работы избирательной системы Самары приписывали Группе «ВИД» Алексея Ушамирского. С тех пор в этой системе мало что поменялось.

Однако доминирующим центром влияния следует считать ВПГ Владимира Аветисяна. В самарском пазле две эти группы (естественно, при лидерстве ВПГ) могут выполнить любое электоральное задание в Самаре и сельских районах региона. В последние несколько месяцев стали появляться признаки того, что самарский «белый дом» нашел общий язык с обеими группами.

Об этом говорят последние события. 13 декабря 2016 г. специально под Александра Фетисова в аппарате губернатора Самарской обл. была создана новая должность — шестой вице-губернатор. Фетисов известен в Самаре своей зависимостью от действий и решений Алексея Ушамирского. Наверное, поэтому на неформальном уровне созданная под Фетисова должность буквально сразу получила название «вице-губернатор по делам Ушамирского» (см. «Хронограф» №39 (609) от 19.12.16). За два с половиной месяца до этого Ушамирский на безальтернативной основе, без конкурса получил гигантский земельный участок в Самаре рядом со строящимся стадионом для размещения там крупнейшего в регионе продовольственного рынка. Соответствующее распоряжение губернатора было подписано 22 сентября 2016 г. (см. «Хронограф» №32 (602) от 24.10.16).

25 января губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин провел рабочую встречу с председателем правления Управляющей компании холдинга (УКХ) «Волгопромгаз» Владимиром Аветисяном. На официальном сайте правительства Самарской обл. об этом было сказано следующее: «Обсуждались итоги работы компаний, входящих в холдинг, в 2016 г. Были обозначены приоритеты инвестиционной программы сетевых компаний холдинга. Руководитель УКХ рассказал главе региона о перспективах освоения территории бывшего завода ЗиМ» (http://www.samregion.ru/press_center/news/09.02.2017 /skip/3/84166/). В тот же день губернатор встретился с сенатором от Самарской обл. Дмитрием Азаровым: «Д.И. Азаров рассказал, какая работа была им проделана по поручению главы региона. В частности, речь шла о программе благоустройства «Наш двор», инициированной партией «Единая Россия» и поддержанной президентом страны В.В. Путиным. На приведение в порядок дворовых территорий в муниципалитетах России в федеральном бюджете на 2017 г. заложено 20 млрд р. Сенатор отметил, что Самара в эту программу не включена, поскольку наш регион является благополучным. Но вместе с тем достигнута договоренность о том, что при определенных обстоятельствах областной центр может рассчитывать на федеральную поддержку» (http:// www.samregion.ru/press_center/news/09.02.2017/skip/3/84169/).

За два дня до этих встреч, 23 января губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин подписал постановление №16 «О внесении изменения в постановление губернатора Самарской обл. от 7 декабря 2015 г. № 306 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации имущества Самарской обл. на 2016-2018 гг.». В соответствии с данным постановлением в план приватизации были внесены 114 газопроводов низкого и высокого давления, которые располагаются на территории шести муниципальных районов. Эти участки находятся в эксплуатации у структур УКХ «Волгопромгаз», они же станут выгодополучателями в результате приватизации.

31 декабря 2016 г. Владимир Аветисян в одном из своих немногочисленных интервью предельно корректно выразил свою поддержку политике РФ и лично Владимиру Путину.

Примечательно, что еще в октябре 2016 г. все указывало на то, что к действующему главе региона смог максимально приблизиться губернатор Самарской обл. (1992-2007 гг.) Константин Титов (см. «Хронограф» №30 (600) от 10.10.16). Кроме того, Титов с Кириенко были политическими партнерами на президентских выборах 2000 г. Правда, вряд ли это партнерство может помочь Титову гарантировать губернатору Самарской обл. работу до конца срока полномочий в 2019 г. За то Владимир Аветисян, имея в своей обойме связи не только с Киреенко, но также с председателем правления ОАО «Роснано» Анатолием Чубайсом и с целым списком лиц из Госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея Чемезова, «гарантию-2019» дать мог. При этом могло произойти следующее совпадение интересов.

Для выполнения задачи «70x70» помимо Самары и сельских районов ВПГ, судя по всему, потребовал контроль над Тольятти и Сызранью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вице-губернатора Александра Фетисова в самарском бомонде стали прочить на пост сити-менеджера Тольятти (см. текст ниже). Благо это назначение должно состояться в марте т.г. Самарскую кандидатуру для Сызрани еще не озвучили, но движения, указывающие на аналогичный процесс, уже заметны. Нельзя списывать со счетов и территории поменьше. В г.о.

Чапаевск процесс идет полным ходом. В должности врио главы Чапаевска — креатура ВПГ Виталий Ащепков. Вопрос о его утверждении в должности сити-менеджера уже почти решен.

Дефект данного процесса заключается в том, что он провоцирует межэлитные конфликты на местах. Случай прямо из учебника — когда местные, пусть даже сильно ослабленные кланы начнут противостоять ставленникам самарской (иногородней) группы влияния.

Так что награда Виктору Кузнецову была вручена очень вовремя. Напомним, что Кузнецов является бессменным участником всех самарских предвыборных кампаний. В текущем политическом цикле ему предстоит много ответственной работы. Знания о том, как избрать Азарова мэром Самары, в Тольятти и Сызрани будут далеко не лишними.

Взамен за электоральную помощь ВПГ, судя по всему, запросил у области некоторые дивиденды. О чем уже было сказано выше.

Между тем тандем «белый дом» — ВПГ явно плохо сбалансирован. Любому наблюдателю сразу же бросается в глаза, что каждая из сторон с радостью бы избавилась от своего тактического союзника. Причем у Аветисяна политическая устойчивость может оказаться выше. Опасность для ВПГ представляют межрегиональные экономические кланы, такие как Группа «НОВАТЭК» Леонида Михельсона или ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. Правда, эти угрозы сегодня разумнее рассматривать как отложенные. Иначе говоря, реальных угроз для ВПГ сегодня нет. Чего не скажешь о главах регионов, которых в I кв. т.г. отправляют в отставку сериями.

Примером разбалансированности интересов тандема может служить пусть даже гипотетическая сегодня «красная угроза». Разговоры о том, что председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов планирует оставить лидерский пост, идут уже давно. Среди потенциальных преемников звучит и фамилия депутата Госдумы РФ, тольяттинца, бывшего вазовца Леонида Калашникова. Преддверие съезда КПРФ в т.г. ознаменовано возросшей пиар-активностью потенциальных преемников главного коммуниста России.

Следует ожидать, что занявшему пост Зюганова будет доверена почетная миссия технического конкурента Владимира Путина на выборах-2018. Внутрипартийную конкурентность Калашникова повышают еще и его возможности по взаимодействию с инвесторами, например с ГК «Ростех» Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №7 (577) от 9.03.16).

Угроза же заключается в том, что со своей прокремлевской риторикой и неплохими имиджевыми данными Калашников может запросто перебрать в Самарской обл. технический уровень голосов. Да даже если и не переберет (в силу целого ряда других причин), его предвыборная деятельность может вызвать недовольство в Кремле и лично у Владимира Путина. Для того чтобы понять, кто окажется крайним в данной ситуации, достаточно вспомнить, от какого субъекта Калашников в 2016 г. выдвигался в Госдуму и чем обернулось для Константина Титова желание стать в 2000 г. президентом РФ. Следует обратить внимание, что с 8 февраля т.г. РБК возобновил упоминание Николая Меркушкина в «группе риска». Понятно, раз об этом пишут, значит, это кому-то нужно. При этом бенефициары ВПГ ничего не потеряют даже в случае смены главы региона.

Подводя итог, можно сказать, что Самарская обл. относительно хорошо готова к выборам-2018. Хотя главной проблемой кампании по-прежнему остается минимизация административного ресурса и мобилизация волеизъявления народных масс. Причем ждать, что избиратель, начитавшись обновленных счетов по квартплате, 11 марта 2018 г. толпами пойдет штурмовать избирательные участки, вряд ли стоит. Зато местным элитам следует понять, что отсчет пошел и от них Кремль ждет эффективной и всесторонней поддержки. Молчание, конечно, золото. Только в нынешнем политическом цикле это «золото» придется изымать из кармана того, кто молчал.