Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (124) | 20 февраля 2006г.
 

Россельхозбанк созрел для посевной

Национальный проект по поддержке АПК лишит Титова контроля над селом

Павел Соколов

16 февраля в Самаре состоялось окружное совещание руководителей ОАО «Россельхозбанк». Обсуждались новые механизмы проникновения в село за счет предоставления личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) кредитных ресурсов. Глав сельских администраций было предложено использовать в качестве поручителей по выдаваемым кредитам. Впервые были озвучены детали земельной ипотеки. Все эти нововведения должны способствовать выполнению национального проекта по поддержке АПК. Но существует предположение, что подобная экспансия в село уже в скором времени может лишить основную часть крестьян их земельных паев, по сути, на добровольной основе, а также лишить губернские власти монопольного контроля над экономикой сельских территорий.

Новый хозяин села

ОАО «Россельхозбанк» было создано 5 лет назад и является на 100% государственным банком. Но лишь в этом году, говоря о его деятельности, можно будет отметить, что Россельхозбанк постепенно начнет лишать региональных чиновников монопольного контроля за финансовыми потоками, формируемыми в рамках региональных программ поддержки АПК. Это стало возможным после того, как работа по поддержке АПК получила статус национального проекта. Финансовым оператором в нем правительством РФ было назначено ОАО «Россельхозбанк». Существенным акцентом программы является массовое кредитование ЛПХ и фермерских хозяйств. Причем принципиально важным моментом здесь может стать то, что главам сельских администраций могут быть делегированы полномочия выступать поручителем при определении степени кредитоспособности заемщиков. Столь прямой выход банка на глав администраций сел в дальнейшем может существенно ослабить их финансовую зависимость от руководства районов. В случае с Самарской областью можно предположить, что таким образом будут созданы предпосылки для разрушения финансово-политической вертикали сельского администрирования, выстроенной Константином Титовым совместно с министром сельского хозяйства области Александром Румянцевым.

Россельхозбанк ждет дивидендов

Областным чиновникам оставлены функции, связанные с согласованием инвестиционных проектов, по которым предусматривается выплата субсидий на погашение части процентной ставки от выданных Россельхозбанком кредитов. По словам Александра Румянцева, субсидирование будет осуществляться на 2/3 из федерального бюджета и на 1 /3 из областного. Общий объем субсидий составит 2/3 от ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Подобное субсидирование позволит кредитным ресурсам Россельхозбанка стать более конкурентоспособным по сравнению с услугами других крупных банков, работающих в секторе потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса. Более того, разработанный наблюдательным советом Россельхозбанка проект создания кредитных кооперативов, который должен быть утвержден сегодня, 20 февраля, позволит банку быть не только партнером по выдаче кредитов, но также стать участником процесса его получения. «Мы не сможем добраться до каждого села, открывая допофисы. Своим участием в создании кредитных кооперативов мы это получим. Предусмотрено в течение двух лет создать около 1 тыс. новых кредитных кооперативов. Мы будем участвовать в их регистрации, соучреждении. Наши правила позволяют вложить до 5 р. на каждый рубль складочного капитала других учредителей кооператива», — отметил заместитель председателя правления ОАО «Россельхозбанк» Виктор Хлыстун. При создании кооператива с участием ЛПХ в него должны войти не менее 50 человек. Если каждый из них внесет долю 1 тыс. р., а это минимум, то доля банка при этом может составить 250 тыс. р. От участия в кредитном кооперативе банк предполагает зарабатывать до 6% в год в качестве дивидендов.

Земля в залог

Несмотря на то что Россельхозбанк приступил к выполнению одного из озвученных президентом РФ Владимиром Путиным национальных проектов, в плане оценки значимости инвестиционных проектов продолжают возникать разночтения. «Некоторые чиновники на местах говорят, что нельзя сделать единый инвестиционный проект. Надо отдельно деньги на приобретение молодняка, отдельно на приобретение оборудования, на кормопроизводство. Такое членение препятствует получению полной картины оценки безубыточности инвестиционного проекта. Снижает степень прозрачности финансовых потоков», — пояснил Хлыстун. Однако чиновники мотивируют свою позицию тем, что не все статьи затрат субсидируются в одинаковом режиме. Одни — по трехлетнему графику, другие — по пятилетнему, третьи вообще не субсидируются. Губернатор Константин Титов предложил руководству Россельхозбанка совместно с правительством области «организовать учреждение, которое бы бесплатно или за небольшие деньги помогало предприятиям правильно оформить проекты для того, чтобы получить необходимые для их развития кредиты».

Также Титов подчеркнул, что у крестьян практически отсутствует залоговая база, а банк не может работать без надежных залоговых обязательств.

Хотя уже в этом году в качестве залогового обязательства могут выступать земельные паи крестьян. Это предусматривает так называемая программа земельной ипотеки. Россельхозбанк также будет одним из основных ее операторов. Кредит, выдаваемый в рамках земельной ипотеки, не должен превышать 70% от стоимости участка сроком не менее чем на 3 года. Таким образом, земля как объект залогового обязательства не сможет решить проблему краткосрочных заимствований. В силу сезонности сельского хозяйства это может создать ряд трудностей. С другой стороны, за более чем десятилетнюю историю владения землей основную массу пайщиков приучили к тому, что земельный надел — это абсолютно обезличенное имущество, которое ничего, кроме затрат, связанных с постановкой его на кадастровый учет и дальнейшую выплату земельного налога, не несет. Это может стать основной причиной стремительного передела прав собственности на сельхозугодия. По словам Румянцева, порядка 40-50% сельхозугодий Самарской области уже готово к участию в земельной ипотеке. Титов был более прямолинеен: «Сегодня мы должны ребром поставить вопрос, появится у нас на земле хозяин или нет. Или у нас пайщики будут растаскивать собственность, утяжелять себестоимость продукции и разорять хозяйства. Мы должны сегодня перейти к позиции свободного обращения паев. Если нет пайщика, если он потерялся, если его трудно найти, значит, субъект федерации должен приобрести эти паи и потом сдавать их в аренду или продать. Если субъект федерации это делать не пожелает, то предоставить это право муниципалитету. Можно просто без тендера или конкурса предоставить эти паи под проект энергичному, грамотному человеку, который уже сегодня работает и руководит в этом хозяйстве».

Комментарии

Виктор ХЛЫСТУН, заместитель председателя правления ОАО «Россельхозбанк»:

- Для нас принципиально важным является вопрос, включен ли заявленный проект в региональный список поддерживаемых инвестиционных проектов. Если он там не проходит, то на него не предусмотрено субсидий. В этом случае мы обманываем заемщика. Он на них рассчитывает, но потом получит отказ. Этого быть не должно. На этапе рассмотрения заявок от заемщиков мы обязательно должны проконсультироваться в региональных департаментах или министерствах сельского хозяйства и убедиться в том, что проект важен для региона, соответствует философии национального проекта и, несомненно, будет поддержан областной администрацией в плане выплаты субсидий.