Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (611) | 23 января 2017г.
 

Хорошо незабываемое старое

В Самаранефтепродукте вновь повеяло недоливом

Андрей Неретин

К апрелю 2017 г. должна завершиться реконструкция автоматических систем налива (АСН) Кряжского и Сызранского цехов АО «Самаранефтепродукт» (СНП). В ходе реконструкции предполагается создать автоматизированную систему измерения объема топлива, которое отпускается в цистерны на нефтебазах. Существуют опасения, что в ходе модернизации старожилы предприятия сумеют сохранить технические возможности для недолива топлива. Подобная практика уже существовала в СНП. Она была вскрыта в 2013 г., когда выяснилось, что автолюбителей обделяли бензином на АЗС «Роснефть», оператором которых является СНП.

Теперь с надувательством могут столкнуться юридические лица из числа партнеров СНП. Похоже, проект модернизации курирует кто-то из топ-менеджеров СНП.

В сентябре 2016 г. СНП под руководством нового генерального директора Андрея Мячева объявило о проведении закупок на выполнение работ по реконструкции двух цехов предприятия, которые находятся на Сызранской и Кряжской нефтебазах. Суммарная стоимость контрактов достигает 50 млн р. Работы должны быть выполнены к 30 мая 2017 г. Как следует из закупочной документации, целью реконструкции является модернизация АСН, которая заключается в автоматизации измерений параметров нефтепродуктов при отпуске в автомобильные цистерны. В ходе модернизации планируется внедрить новую систему контроля за выполнением технологических операций в цехах СНП. Ее функциональность будет заключаться в следующем: «Дистанционное автоматизированное управление системой налива, отображение данных об отгрузке и измерительной информации на дисплее АРМ... Дистанционное автоматизированное управление электрозадвижками».

В документации к закупке по реконструкции Сызранского цеха даются детальные пояснения, каким образом будет осуществляться автоматизированный контроль отгрузки топлива при верхнем способе налива в автомобильные цистерны: «В системе необходимо предусмотреть клапан-отсекатель с программируемой и поддерживаемой величиной расхода...

Также необходимо предусмотреть возможность останова насоса в составе поста налива и закрытия клапана оператором с пульта управления в операторной».

Разумеется, в закупочной документации прописаны требования безопасности на случай «несанкционированного доступа в настройки массового расходомера». Данные требования необходимы на тот случай, если кто-то попытается внести изменения в программное обеспечение таким образом, что фактические показатели по отгрузке топлива будут несколько меньше тех данных, которые будут отображаться на дисплее.

Впрочем, сохраняются подозрения, что, несмотря на меры безопасности, подобные злоупотребления все же могут произойти. Вспоминается громкий скандал, связанный с недоливом топлива на АЗС «Роснефть», который оказался в публичной плоскости в 2013 г. Тогда на АЗС были обнаружены специально вмонтированные «жучки», благодаря которым владельцам машин незаметно недоливали топливо при заправке. Повториться история может, поскольку на СНП до сих пор остаются менеджеры из команды, засветившейся в том громком скандале.

К примеру, на одном из корпоративных сайтов Роснефти в качестве заместителя генерального директора по коммерции и логистике СНП до сих пор фигурирует Евгения Ложкина. Свой трудовой путь в СНП Ложкина начинала в июне 2008 г. в должности заместителя генерального директора по коммерции. В апреле 2013 г. была назначена и. о. генерального директора СНП, однако уже в июле того же года по решению руководства Роснефти она покинула эту должность. Вместо нее руководителем СНП был назначен Андрей Жестков.

Отставку Ложкиной наблюдатели связывали со скандалом вокруг «недолива» топлива. Он разразился в период ее пребывания во главе компании. Роснефть уволила руководителей всех подразделений СНП, связанных с обнаружением несанкционированных устройств. В дальнейшем последовало возбуждение уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». В июне 2016 г. по данному уголовному делу был вынесен первый приговор.

К лишению свободы на 4 года условно был приговорен бывший территориальный управляющий розничными продажами СНП Алексей Кукушкин. В качестве предполагаемого организатора схемы ряд СМИ называли Сергея Юдина (http://samara.mk.ru/articles/2016/07/15/v-samare-zaversheno-rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-nedolivakh-topliva-na-avtozapravkakh.html). Он занимал должность заместителя генерального директора по розничным продажам СНП. Помимо этого Юдин входил в состав совета директоров ОАО «АЗС-Сервис» — дочерней компании СНП. В корпоративных документах АЗС-Сервис говорится, что приоритетным направлением деятельности компании является техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования и систем АЗК/АЗС, а также «разработка и внедрение новейших перспективных механизмов, приборов и приспособлений для практического обслуживания технологического, топливно-раздаточного оборудования АЗК/АЗС с возможным привлечением заинтересованных инвесторов».

Примечательно, что Евгения Ложкина, которая входила в состав той самой оскандалившейся команды, в 2010 г. успела побывать и. о. генерального директора ОАО «АЗС-Сервис». Буквально через месяц после своей отставки, в августе 2013 г., она была назначена председателем совета директоров АЗС-Сервиса. Как следует из корпоративных документов, в совете директоров АЗС-Сервиса Ложкина пребывала до июня 2014 г. При этом она до сих пор числится топ-менеджером СНП. Менее всего хочется верить в то, что ее пребывание в составе руководства предприятия лоббируется авторами схемы по «недоливу» топлива потребителям. В противном случае в «группу риска» попадут уже не простые потребители, а партнеры СНП, которые оптом закупают топливо на нефтебазах «дочки» Роснефти.