Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (610) | 26 декабря 2016г.
 

Пробуждение Бойко

Начальник ГУ МЧС по региону получил предлог для продвижения пожароопасного оборудования

Егор Кошеров

В январе 2017 г. исполняется год с момента выхода приказа МЧС России, санкционирующего установку на объектах социальной сферы — школах, больницах и т.д. — коммерческих систем передачи сигнала о пожаре. Подобное послабление привело к активизации посредников, внедряющих откровенно «левое» оборудование и, что немаловажно, лоббистов этих посредников. В частности, в Самарской обл. голову поднял такой поклонник аппаратных средств, выпускаемых челябинским ООО НПО «Центр-Протон» (не несущих ответственности за непрохождение сигнала), как начальник ГУ МЧС России по региону Олег БОЙКО (на фото). Не исключено, что стараниями Бойко и тех, кому он покровительствует, в ряд школ и детсадов уже могли насильственно насадить небезопасное оборудование.

Повод для коммерциализации

Как поясняет «Российская газета», приказ МЧС России от 29.01.2016 № 35, по сути, регламентировал установку на соцобъектах коммерческих средств передачи сигнала о пожаре. Однако одновременно ставилась задача разработки новых технических требований для таких средств. Это условие промышляющие на рынке посредники постарались не заметить. В результате немного зажатый законодательством черный рынок различных сигнальных устройств начал расширяться вновь. К тому же обязательная сертификация реализуемой на нем продукции перестала являться привилегией государства (https://rg.ru/2016/11/28/mchs-rf-nachalo-vyiavliat-ne-proshedshie-gosispytani-ia-pozharnye-signalizacii.html).

К чему может привести подобная вседозволенность, наглядно продемонстрировал пример в Воронежской обл. Трагедия в психоневрологическом диспансере унесла жизни 23 человек, хотя пожарная часть находилась всего в 700 м от соцобъекта. Оказалось, что все без исключения пульты были удалены из пожарных частей области и находились в коммерческих структурах. Когда сигнал о пожаре поступил на оборудование посредника-транслятора, диспетчер, приняв его, счел сигнал ложным срабатыванием и не вызвал пожарных.

Катализаторами повторения подобных ситуаций в Самарской обл. могут выступить, как ни странно, чиновники ГУ МЧС России во главе с Олегом Бойко, а также представители организаций, ведущих пожарный мониторинг с использованием не принятого на снабжение в МЧС оборудования производства ООО НПО «Центр-Протон» — т. н. системы «Протон». Бойко считают настоящим фанатом «Протона». При этом «Протон» не является аналогом ПАК «Стрелец-Мониторинг», признанного федеральной системой передачи извещении о пожаре и принятого на вооружение МЧС. Тем не менее Бойко не так давно (после выхода вышеупомянутого приказа МЧС России № 35) якобы вновь вернулся к идее о демонтаже в подразделениях ФПС по Самарской обл. пультового оборудования «Стрелец» и установке вместо него оборудования «Протон».

Олег Бойко рискует стать фигурантом уголовного дела
Олег Бойко рискует стать фигурантом уголовного дела

Странность в том, что «Протон» функционирует на радиочастотах, выделенных в установленном порядке исключительно для «Стрельца». Причем неизвестно, проходил ли «Протон» соответствующие государственные испытания в порядке, установленном МЧС России.

Радеют за пожары

Насаждать «Протон», по всей видимости, с подачи Бойко призваны его подчиненные. Так, в феврале 2016 г. начальник ФГКУ «3 отряд ФПС по Самарской обл.» Дмитрий Апполинаров предоставил право гендиректору ООО «Единый центр пожарного мониторинга» (ЕЦПМ) Сергею Гущину использовать частоту Министерства обороны 469,825 МГц для пожарного мониторинга с помощью «Протона». Гущин в свою очередь делегировал это право «третьим лицам», осуществив настройку на заданную частоту радиопередающего оборудования, принадлежащего нескольким десяткам детсадов и школ. Хотя использование данной радиочастоты, согласно указаниям МЧС России, допускается только в случае, если оборудование является аналогом «Стрельца» и имеет специальный сертификат соответствия. Использование радиочастоты в иных целях строго запрещается.

Тем не менее в рамках сговоренных действий представителей МЧС Самарской обл. под руководством Бойко и дружественной им коммерческой организации, возглавляемой Гущиным, оборудование по передаче сигнала о пожаре в пожарную охрану было демонтировано уже с более чем 500 социально значимых объектов (школ, детсадов и т.д.) г. Самары. Немыслимые действия вышеуказанных деятелей от «коммерции» привели к тому, что учреждения образования на время учебного процесса и в преддверии проведения новогодних мероприятий (школы и детские сады) остались без работающей ранее системы передачи извещений о пожаре. Это является грубейшим нарушением требований пожарной безопасности, а именно ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». За соблюдением требований пожарной безопасности в РФ следит Государственный пожарный надзор (ГПН), который в Самарской обл. напрямую подчиняется Бойко.

В продолжение действий, направленных на зарабатывание средств для дружественной Бойко организации в лице ЕЦПМ под руководством Гущина, стоит отметить позицию департамента образования администрации г. Самары.

А именно письмо от 22 декабря 2016 г. руководителям муниципальных образовательных учреждении о принудительном заключении договоров с вышеупомянутой компанией ЕЦПМ. В противном случае на директоров школ обещали наложить дисциплинарные взыскания со снятием стимулирующей надбавки к заработной плате. Похоже на рэкет в новом обличий. Кстати, заключение договоров с ЕЦПМ идет без всяких аукционов и конкурсов, хотя подобного рода закупки должны регламентироваться соответствующими федеральными законами. По имеющимся сведениям, схожая ситуация наблюдается также в г.о. Тольятти, Жигулевск, Новокуйбышевск, Чапаевск и Отрадный.

Требуется остановить

Независимые от Бойко представители служб ГО и ЧС уже бьют тревогу по этому поводу. Управление гражданской защиты г. о. Самара (УГЗ) уведомило департамент образования, что до настоящего времени оборудование так и не установлено, а также о неконтролируемом снятии оборудования раннего обнаружения пожаров («Стрелец») в подведомственных учреждениях. По мнению УГЗ, это значительно увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах с массовым пребыванием людей.

Все идет к тому, что в случае внедрения «Протона» в технологическую систему передачи извещении от объекта на пульт пожарных отрядов невозможно будет организовать экстренное оповещение об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. А это новые пожары и новые вызовы обеспечению безопасности граждан. Остановить Бойко и его эмиссаров сможет, пожалуй, лишь возбуждение уголовных дел по фактам, которые в ближайшее время должны вскрыться.

Нужно задаться вопросом, не найдется ли в Самарской обл. каких-либо надзорных органов, чтобы пресечь коррупционные действия государственных чиновников и аффилированных им компаний. Или же для т.н. «неприкасаемых» действует принцип «у кого власть и деньги, с тех и взятки гладки»?

В своем недавнем послании президент РФ Владимир Путин четко обозначил пути противодействия внешним угрозам, возникающим перед государством. Ожидается, что с учетом последних событий (предотвращение терактов в Москве и в Самаре) губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин укажет на необходимость борьбы и с внутренними угрозами, одной из которых является намеренный подрыв пожаробезопасности коммерческими посредниками, которые дружат с чиновниками довольно высокого ранга.