Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (609) | 19 декабря 2016г.
 

Александр Стряпчев:

Эффективность — наше главное преимущество

Сейдамет Абреков

Уходящий 2016 г. оказался богат на события в жилищно-коммунальном хозяйстве. Потребители все более активно начали пользоваться информационными площадками, такими как официальный сайт «Реформа ЖКХ», где все управляющие компании обязаны раскрывать данные, в т. ч. касательно средств, собранных с жителей. Это помогло сделать услуги более прозрачными — увидеть тех, кто работает в интересах людей, а заодно и тех, кто на это не нацелен. В интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» генеральный директор одной из крупнейших управляющих организаций Самарской обл. — ООО «Управляющая компания №2 ЖКХ» (УК №2) Александр СТРЯПЧЕВ рассказал о своем видении развития рынка.

- Известно, что УК №2 — одна из старейших управляющих организаций сферы ЖКХ. При этом, в отличие от многих конкурентов, компания не создавала клонов, не вступала в банкротство, не пропадала вместе со средствами граждан. Как удалось этого достичь в отрасли, где наблюдается засилье жуликоватых руководителей или даже откровенных мошенников?

- Начну с того, что рынок ЖКХ в Тольятти, как, впрочем, и во всей стране, весьма специфический. Увы, преобладают компании, которые действительно периодически проходят процедуру фиктивного банкротства, пропадают в небытие. В Самаре, насколько мне известно, в этом смысле ситуация вообще критическая. Там компании стабильно ликвидируются раз в год. В Тольятти ситуация лучше. Коммунальщики банкротятся раз в три-четыре года. В современных условиях это уже достижение. Почти все управляющие организации нашего города хотя бы раз, но банкротились. Причиной такого поведения является стремление коммунальщиков обнулить долги перед ресурсоснабжающими организациями. Одна часть таких фиктивных банкротов, уж не знаю, каким образом у них это получается, умудряется работать на жилфонде и после банкротства, только уже в виде компании-клона. Другие, но таких пока меньшинство, становятся фигурантами уголовных дел, а некоторые даже оказываются в тюрьме. Скоробогатов, Ягутян, Гусев, Чуев — эти фамилии у всех на слуху. На фоне такого коммунального беспорядка добросовестные управляющие компании можно пересчитать по пальцам. Наша компания — управляющая компания №2, работая на рынке с 2009 г., ни разу не банкротилась, ни разу не уступала и не продавала долги. Да, наверняка найдутся те, кто кинет камень и в наш огород. Согласен, мы не идеальны и нам есть к чему стремиться. Но вот тем людям, чьи дома мы обслуживаем, мы можем достойно смотреть в глаза, поскольку не крали денег, не убегали, а работали, чтобы в их подъездах было чисто, мусор стабильно вывозился, а в квартирах всегда было тепло и светло. И с этой точки зрения работать достаточно трудно...

- В чем же заключаются трудности?

- В том, что мы исходили и исходим не из желания получить сиюминутную выгоду, а работаем «в долгую», т. е. на длительную перспективу. Проблемы, которые другие компании решают при помощи банкротства, мы решаем при помощи оптимизации бизнес-процессов, эффективной кадровой политики и политики экономии ресурсов.

Во-первых, работая в этом направлении, мы изначально ужимались в доходах и очень много вкладывали в жилфонд — именно для того, чтобы сэкономить на авральных ремонтах в будущем. Причем не пускали пыль в глаза жителям, как некоторые, кто раскрашивает подъезды в яркие цвета и устраивает праздники с «песнями-плясками», а занимались ремонтами инженерных сетей. Это гораздо более дорогостоящие мероприятия. Средний возраст домов, находящихся на обслуживании УК №2, 40 лет. «Подстелив соломку», мы добились того, что в настоящий момент осуществляем преимущественно плановые ремонты.

Во-вторых, УК №2 осуществила по возможности максимальную экономию: оприборили дома, во многих местах установили энергосберегающие светильники, автоматику, провели мероприятия по утеплению части фасада. Эта работа продолжается и сейчас.

Ну и, в-третьих, с самого начала мы провели большую работу по отбору добросовестных подрядчиков. Выполнение работ качественно, быстро и за приемлемую цену, высокие обязательства по гарантийному обслуживанию — именно эти требования мы выдвигали перед исполнителями работ на домах. В результате фильтр прошли только самые добросовестные.

Таким образом, мы работаем на длительную перспективу, а эффективность — наше главное преимущество. К тому же дополнительные возможности компании дает ее размер, ведь мы обслуживаем второй по величине жилфонд в Тольятти.

- Ваши выводы несколько расходятся с общим информационным фоном, который создан вокруг деятельности управляющих организаций. Сейчас повсеместно можно слышать про эффективность именно небольших управляющих организаций, о необходимости создания ТСЖ и самостоятельном обслуживании домов их жителями. Почему вы не разделяете общего тренда?

- Про эффективность ТСЖ и маленьких управляющих компаний говорят, как правило, люди, очень далекие от реальных проблем ЖКХ и не располагающие реальными цифрами. Возьмем, к примеру, ситуацию с неплатежами населения. По Автозаводскому р-ну Тольятти существует 3-5% недосборов платежей населения в год. Это обычная статистика. Наша компания именно благодаря большим масштабам жилфонда получает большие скидки от подрядчиков и поставщиков расходных материалов. Это закон рынка: чем больше отгружаемая партия, тем дешевле единица продукции. Именно эта экономия позволяет нам рассчитываться за долги неплательщиков с ресурсниками. У малых компаний и уж тем более у ТСЖ такой возможности нет. Именно поэтому приходится слышать: там маленькая «управляшка» обанкротилась, там ТСЖ накопило миллионные долги перед энергетиками и не выбирается из судов, полиции.

У них просто нет собственных возможностей решить даже временные, пусть даже и небольшие финансовые вопросы. Они зачастую это делают за счет жителей.

- Как же быть с муниципальными управляющими компаниями? Сообщения об уголовных делах в отношении руководства УК №5 и УК №4 появились с разбегом в две недели. Нельзя сказать, что эти компании маленькие. В чем их проблема?

- Несколько лет подряд были попытки и на федеральном, и на региональном, и на местном уровне заявлять: если управляющая компания муниципальная, значит, уже одно это хорошо. Якобы работники и руководители муниципальной УК -это какие-то другие, более качественные и грамотные работники. На полном серьезе заявлялось, что если человек работает в муниципальной компании, значит, он умнее, честнее, добросовестнее. Уже тогда, когда делались все эти заявления, было понятно, что они популистские и далеко не во всех случаях оправданы. Наглядный тому пример — банкротство муниципальной УК №5, а теперь еще скандальное уголовное дело по муниципальной УК №4. Все эти события подтверждают — к тезису «муниципальная УК — всегда хорошая УК» не следует относиться как к догме. И возвращаясь к вашему вопросу, отвечу: суть не в том, муниципальная компания или частная. Суть в том, как управлять этой компанией. К сожалению, тенденция на сегодняшний день такова, что муниципальными УК управляют в основном плохо. Видимо, потому что относятся к такой компании не как к собственной, а как к «народной», значит — ничьей.

- Существует ли какой-то более или менее универсальный рецепт развития рынка ЖКХ?

- Этому рынку помогает открытость. Как позитивный момент могу отметить возможность для потребителей коммунальных услуг сравнивать ту или иную управляющую организацию на основании раскрываемой информации, например через официальный сайт «Реформа ЖКХ». Сразу видно, какая компания стабильно расплачивается перед поставщиками, а какая перечисляет средства граждан в неизвестном направлении. Но проблем еще хватает. Если не брать во внимание человеческий фактор, который сам по себе является головной болью всех т. н. социальных бизнесов, то больше всего проблем приносит несовершенное законодательство, регулирующее сферу ЖКХ. Законы позволяют рейдерам «отжимать» дома на основании двух-трех бумажек, которые на поверку вообще оказываются фиктивными. Закон позволяет коммунальным мошенникам собирать деньги и долгое время не перечислять их ресурсоснабжающим организациям. Необходимо сделать так, чтобы все участники рынка ЖКХ в равной степени были защищены законом, чтобы закон требовал со всех в равной степени. Сейчас в законодательстве не отрегулированы зоны ответственности, не устранены возникшие противоречия. Как только это будет сделано, ЖКХ пойдет на поправку.