Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (603) | 31 октября 2016г.
 

Мартынов — Реймер:

Пока за решеткой

Егор Кошеров

26 октября Замоскворецкий суд г. Москвы продолжил рассматривать уголовное дело в отношении директора ФСИН России (2009-2012 гг.), начальника ГУВД по Самарской обл. (2006-2009 гг.) Александра РЕЙМЕРА. Ему вменяют участие в преступной схеме поставки в систему ФСИН т.н. электронных браслетов. За участие в этой же схеме уже был осужден бенефициар Группы компаний «Мета» (г. Жигулевск) Николай МАРТЫНОВ. Сразу после отставки Реймера дочерняя структура Госкорпорации (ГК) «Ростех» получила возможность поставлять ФСИН медикаменты. В скором времени стоит ожидать и начала производства «электронных браслетов» другой «дочкой» Ростеха. Не сложно догадаться, кому выгодны посадки Реймера и Мартынова.

Факты

История арестов Александра Реймера и Николая Мартынова построена на одних и тех же событиях. Они подробно описаны в сообщениях Следственного комитета (СК) России. 17 июня 2016 г. на сайте СК появилась новость: «Главным следственным управлением СК России по г. Москве завершено расследование по уголовному делу в отношении Николая Мартынова. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, в 2010-2012 гг. обвиняемый, действуя в составе организованной преступной группы, мошенническим путем похитил более 1,2 млрд р., которые были выделены Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) из бюджета для обеспечения ведомства системами электронного контроля подконтрольных лиц. Однако закупка этих систем была проведена по ценам, завышенным в несколько раз. Так, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тыс. р. закупалось за 108 тыс. р., а мобильное вместо тех же 19 тыс. р. — по цене 128 тыс. р. При осуществлении закупки по указанным ценам бюджету Российской Федерации нанесен ущерб на сумму не менее 2,7 млрд р.». Следствие разобралось, благодаря каким связям Николай Мартынов, а точнее ООО НПФ «Мета», бенефициаром которого он являлся, сумел поставлять продукцию в несколько раз дороже, чем она стоила: «Следствием установлено, что ФСИН России заключила госконтракт на поставку указанных компонентов на бесконкурсной основе внутри ведомства с ФГУП ЦИТОС ФСИН России, который в свою очередь заключил договоры с двумя юридическими лицами, подконтрольными Мартынову».

Также подробно была описана роль на тот момент директора ФСИН Александра Реймера. Из сообщения от 12 августа2016 г., опубликованного на сайте СК, известно: «В качестве оплаты своих услуг за оказание помощи в хищении бюджетных средств Александр Реймер получил от соучастника Николая Мартынова более 140 млн р. наличными, причем передача денег происходила в его рабочем кабинете, расположенном на ул. Житной в г. Москве».

Как следовало из информации следственного органа, Николай Мартынов пошел на досудебное соглашение о сотрудничестве, поэтому уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство. «Приговором суда Мартынову было назначено наказание в виде 3 лет и 8 мес. лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, а также штрафа в размере 500 тыс. р.», — сообщили в СК. Соглашаясь на сотрудничество, Николай Мартынов, видимо, рассчитывал на более снисходительное наказание. Но не вышло. Приговор Замоскворецкого суда от 30 июня 2016 г. Николай Мартынов попытался оспорить, но 10 августа, после слушания апелляционной жалобы, приговор был исполнен. Т.е. Николай Мартынов должен отбывать то наказание, которое ему предусмотрел суд первой инстанции. Однако уже тогда наблюдатели стали обращать внимание на то, что Мартынов уже успел отсидеть в СИЗО и под домашним арестом около половины назначенного срока. Высказывались предположения, что уже к концу 2016 г. у бенефициара Группы компаний «Мета» появится возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождении (УДО). А значит, в начале 2017 г. Николай Мартынов вполне может оказаться на свободе.

Чего не скажешь о бывшем директоре ФСИН России, бывшем начальнике ГУ МВД по Самарской обл. Александре Реймере. Судебный процесс, где он проходит обвиняемым (№01-0363/2016), продолжает идти во все том же Замоскворецком районном суде. И есть все основания полагать, что наказание для Реймера будет более жестким, чем наказание Николая Мартынова.

Мифы

Мифотворцы, объясняя все то, что происходило или еще будет происходить с Николаем Мартыновым и Александром Реймером, любят вспоминать слова из знаменитого стихотворения «Послушайте!». Владимира Маяковского. «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были?» — писал поэт. С глубоким пониманием российской действительности, перефразируя Маяковского, можно спросить: «Если Реймера и Мартынова «упаковали», значит, это кому-нибудь нужно?». Ведь даже из сообщения СК усматривается, насколько высокорентабельным делом они занимались — изготовлением «электронных браслетов». Гарантированный заказ, сумасшедшие цены. Кто откажется иметь подобную тему? Тем более в нынешние непростые времена.

Но ФСИН — это далеко не только «электронные браслеты». ФСИН — это целая армия осужденных и тех, кто их охраняет. По данным открытых источников, людей, которые связаны с системой исполнения наказаний, около 1 млн. Понятно, что все они должны питаться, их нужно обеспечивать медицинским обслуживанием, рабочей формой и служебным обмундированием. Заниматься всем тем, что подразумевает термин «содержание». Причем за бюджетный счет. Государство обеспечивает всей системе ФСИН гарантированные расходы. Но для кого-то это гарантированные доходы.

Опять же, объясняя произошедшее с Николаем Мартыновым, мифотворцы напоминают, что в Жигулевске буквально по соседству с производственными мощностями НПФ «Мета» располагается АО «Жигулевский радиозавод». Породу своей деятельности это предприятие легко может производить «электронные браслеты», тем более что для этого не нужно гигантских площадей и обучения персонала. Благо специалисты на той же «Мете» имеются и переманить их, особенно в условиях отсутствия главного бенефициара компании и логично начавшихся проблем с заработной платой, при желании не сложно. Самая важная деталь — «Жигулевский радиозавод» на 100% принадлежит ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. Вряд ли Ростех откажется от возможности поставлять для ФСИН «электронные браслеты» или иную продукцию. Главное, чтобы дорого и как можно большими партиями.

О том, что именно подобным образом могут размышлять в Ростехе, говорят самые различные примеры. 16 июня 2016 г. на сайте Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального появилась публикация Любови Соболь под названием « Монополия на поставку лекарств для ФСИН. Кто и сколько зарабатывает на этом». «Из-за искусственно созданной монополии стоимость поставок лекарств для ФСИН за последние два года стала выше в среднем на 10%. Эта разница, а по нашим оценкам она составляет 178 млн р., могла бы остаться в бюджете, если бы контракты были заключены на открытых торгах. Но торгов не было, деньги просто ушли на счета компании ОАО «Нацимбио», контролируемой другом Путина, которая, не являясь производителем лекарств, была определена их единственным поставщиком на 2014-2016 гг. Сергей Чемезов, глава ГК «Ростех», незаслуженно стоит в тени других друзей Путина вроде Тимченко и Ротенберга. Ведь именно его компания за последние годы стала монстром, подминающим целые секторы российской промышленности и дорожной инфраструктуры», — рассуждала Любовь Соболь.

Вспоминать о Сергее Чемезове в этом контексте ей пришлось по той причине, что ОАО «Нацимбио» (Национальная иммунобиологическая компания), как сообщает сайт этой компании: «Учреждено в составе ГК «Ростех» 29 октября 2013 г.». Показательно, что Александр Реймер ушел с должности директора ФСИН 26 июня 2012 г. И уже после этого было создано Нацимбио. А 2 июля 2014 г. председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение №1193-р, которым 100-процентная «дочка» Ростеха была определена в качестве единственного поставщика ФСИН. Вывод ФБК относительно этого события более чем красноречив. «На тот момент у Нацимбио не было ни одного заключенного госконтракта, компания не обладала возможностями для производства необходимых лекарств. Мы в ФБК проверили и установили, что все 100% лекарств для ФСИН поставляло не Нацимбио, а субподрядчики», — сообщила Любовь Соболь.

Прогнозы

Высока вероятность, что и после окончания 2016 г. Нацимбио продолжит выполнять функцию единственного поставщика ФСИН по линии медикаментов. Также вполне возможно, что компания, подконтрольная Сергею Чемезову, продолжит расширять свои рынки сбыта на тех же условиях, что в случае со ФСИН. Что же касается «электронных браслетов», на которых «погорел» бывший директор ФСИН Александр Реймер, то, как уже было отмечено, их «производством» вполне мог бы заниматься «Жигулевский радиозавод».

При этом довольно высока вероятность того, что этот процесс мог бы идти под присмотром все того же Николая Мартынова. Ведь как ни крути, но генералов в нашей стране много и смена одного «реймера» на другого видится гораздо более легкой задачей, чем поиск специалиста, разбирающегося в такой теме, как микроэлектроника. Если Мартынов окажется угодным Ростеху, то нельзя исключать, что его ходатайство на УДО будет одобрено и он уже в начале 2017 г. вернется в Жигулевск. С другой стороны, схема с Нацимбио в части привлечения подрядчиков и субподрядчиков вполне может быть использована и при поставках «электронных браслетов». Благо в Китае и на Тайване умеют делать микросхемы дешево и в любом количестве. Мартынов тогда может оказаться лишним.

Цитата:

- Компания «Мета» уже 25 лет разрабатывает и серийно производит специальную технику для силовых структур России: МВД, ГИБДД, Министерства обороны, МЧС и ФСИН России. Продукция современного производства «Меты» регулярно поставляется силовым структурам по государственным контрактам и федеральным целевым программам. (Из интервью Николая Мартынова «Хронографу» № 12 (456) от 08.04.13)

«Александр Реймер мог сесть в тюрьму еще давно, при исполнении своих служебных обязательств. Но судьба дала ему несколько лет насладиться волей и чувством безнаказанности. Конкретно за него взялись лишь через несколько лет после первых разговоров о коррупции в системе ФСИН». (Сайт «Криминальные авторитеты. Воры в законе» об Александре Реймере)