Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (602) | 24 октября 2016г.
 

Угроза на пороге

Самарские дельцы подобрались к ценному имуществу Министерства обороны

Илья Ширтанов

7 октября комитет кредиторов ОАО «Тольяттинский проектно-изыскательский институт» (ТПИИ) одобрил вопрос об установлении начальной продажной цены имущества должника. На балансе ТПИИ, которое, похоже, до сих пор находится под кураторством Министерства обороны (МО) РФ, все еще числятся высоколиквидные объекты — здания на ул. Новопромышленной, 22 и 22а, и турбаза на п-ове Копылово. Ожидается, что вскоре контроль за ТПИИ может перейти к самарскому 000 «Прогрессагропром» (ПАП), учредителем и директором которого является бывший руководитель ГУП Самарской обл. «Областная МТС» (ОМТС) Андрей ДАРМИН.

Комитет кредиторов

В августе 2016 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил заявление ПАП о намерении погасить задолженности ТПИИ перед всеми лицами, включенными в реестр кредиторов банкрота. Процедура пока не завершена. Как отмечается в судебном определении от 7 октября, от конкурсного управляющего ТПИИ Евгения Бочкарева поступило ходатайство об отложении заседания в связи с необходимостью «проведения мероприятий по открытию специального банковского счета». Вероятно, после того, как Бочкарев направит в ПАП реквизиты для перечисления суммы задолженности ТПИИ, дело о банкротстве можно будет закрывать.

Дело о несостоятельности ТПИИ было возбуждено еще в декабре 2012 г. по заявлению ОАО «47 Центральный проектно-изыскательный институт» (ЦПИИ). Оба института создавались для выполнения работ по заказу МО РФ. Однако если ЦПИИ смог остаться востребованным, то ценность ТПИИ в настоящее время, скорее всего, определяется лишь наличием на его балансе ликвидного недвижимого имущества (см. «Хронограф» №3 (447) от 4.02.13).

По сведениям арбитражного суда, в списке кредиторов ТПИИ -компании, специализирующиеся на операциях с недвижимостью, которые должны быть хорошо знакомы бенефициару ПАП Андрею Дармину. Для такого поворота событий существовали веские основания. Изучение судебных документов показывает, что к настоящему времени у ТПИИ остается задолженность по заработной плате в размере около 5,5 млн р. В третью очередь кредиторов, помимо ЦПИИ, были включены в т.ч. ООО «Сельхозстройинженеринг» (ССИ) и ЗАО «Консалтинговая Группа Бизнес Развитие» (КГБР). Общая сумма задолженности перед кредиторами третьей очереди составляет 7,8 млн р. На долю ССИ и КГБР приходится 5,1 млн р. Т.е. данные компании, скооперировавшись, имеют возможность контролировать и оказывать влияние на ход банкротства.

Согласно данным протокола внеочередного собрания кредиторов от 30 сентября 2016 г., раскрытого Бочкаревым, именно это и произошло. Стоит только уточнить, что в протоколе уже присутствует новый кредитор — АО «СОДА», который, судя по всему, унаследовал часть задолженности ССИ. Интересы ССИ, КГБР и компании «СОДА» представляло одно лицо – Анастасия Морозова.

В итоге на собрании было принято решение избрать комитет кредиторов ТПИИ в составе: Сергея Пондина, Евгении Созиновой, Анастасии Морозовой, Анатолия Жданова и Татьяны Уваровой. По данным ЕГРЮЛ, Морозова является директором, а Уварова – учредителем ССИ. Жданов выступает собственником и директором фирмы «СОДА».

Что касается КГБР, по сведениям из ЕГРЮЛ, единственным участником и директором компании записана Оксана Степанищева. Однако, учитывая то, что КГБР функционирует в формате ЗАО, вполне может быть, что Пондин и Созинова могут представлять интересы именно этой консалтинговой группы.

История с биографией

На этом фоне может показаться непонятным факт вхождения в дело о банкротстве ТПИИ такой компании, как ПАП. Ответ можно найти в арбитражном деле № А55-15506/2013. В указанном судебном процессе рассматривалось заявление ООО «ОСАД» о демонтаже ж/д ветки в районе с. Куромоч Волжского р-на Самарской обл. Ответчиком выступало ООО «Авиакор-Железобетон». ОСАД фигурировало в качестве собственника земельного участка с кадастровым номером 63:17:2402002:159 площадью 4 га. «При создании ООО «ОСАД» его уставный капитал в размере 35 185 000 р. был сформирован путем внесения в качестве вклада его учредителем Дарминым А.В. земельного участка площадью 325 000 кв. м. Земельный участок Дармин Андрей Васильевич получил от Степанищевой Оксаны Анатольевны по договору о предоставлении отступного от 11 марта 2013 г. Земельный участок Степанищева Оксана Анатольевна получила от Куляпина Григория Олеговича по договору о предоставлении отступного от 3 апреля 2010 г.», — говорится в материалах дела. Причем, насколько известно, Куляпин, Степанищева и Дармин в одно время работали в ОМТС. Куляпин был там даже гендиректором. История деятельности ОМТС заслуживает отдельного внимания (см. «Хроноргаф» №38 (302) от 9.11.09), но не относится к делу о банкротстве ТПИИ. Хотя сам по себе факт передачи земель Степанищевой, а впоследствии Дар-мину дает представление о характере деятельности указанной группы дружественных друг другу лиц. Впоследствии министерство имущественных отношений Самарской обл. пыталось оспорить сделки. Но безрезультатно.

Для полноты картины следует сообщить, что, по сведениям из ЕГРЮЛ, фирма ОСАД, которая фигурирует в деле № А55-15506/2013, до их пор принадлежит Дармину. ООО «ОСАД», зарегистрированное в г. Черекесске, было признано банкротом. И что особо привлекает внимание, конкурсным управляющем ОСАДа выступает все тот же Евгений Бочкарев. Т.е. Дармин должен быть хорошо знаком с Бочкаревым.

Более того, некоторые открытые источники называют Оксану Степанищеву «контактным лицом» фирмы ПАП. Таким образом, проявляются аффилированные связи указанных компаний и физлиц. Иными словами, создается впечатление, что ПАП решил погасить долги ТПИИ с единственной целью — сделать проектный институт своим личным должником и получить право завладеть пакетом акций общества. Или договориться об отступном. Группе из ССИ, КГБР и компании «СОДА», видимо, была отведена роль прикрытия, для того чтобы сторонние кредиторы не смогли нарушить планы модераторов процесса банкротства ТПИИ. А такое вполне могло произойти. ПАП не единственный, кто пожелал заплатить долги ТПИИ. Свое намерение рассчитаться по долгам ТПИИ заявляли несколько фирм и физлиц. Однако такую возможность получил только ПАП.

Миллионер-банкрот

И теперь самое главное — какое имущество можно будет «вынуть» из ТПИИ, получив контроль над должником. В отчете об оценке имущества ТПИИ, сделанном по заказу Бочкарева, говорится, что институт владеет имущественным комплексом из земельного участка площадью 8,2 тыс кв. м и нежилых помещений общей площадью 8 тыс. кв. м, расположенных на ул. Новопромышленной, 22, т.е. по месту нахождения ТПИИ. Данный комплекс был оценен в сумму 223 млн р. На Новопромышленной, 22а, у ТПИИ имеются нежилые помещения площадью почти 4 тыс. кв. м, а также право аренды на землю площадью почти 1 тыс кв. м (доля в праве 37712/61224). Это имущество было оценено в 101 млн р.

На ул. Гидростроевской, 126, был оценен гараж (148 кв. м) и земля под ним (269 кв. м) на сумму 1,3 млн р. Еще один весьма привлекательный объект — база отдыха «Иволга», расположенная на п-ве Копылово. В отчете оценщика речь идет о земельном участке площадью 9,1 тыс. кв. м и комплексе зданий общей площадью порядка 400 кв. м. Примечательно, что рыночная стоимость загородного комплекса, по мнению оценщика, не превышает 3,6 млн р.

За такой куш действительно стоит побороться. Тем более что ТПИИ уже давно не восприниматься местным бизнес-сообществом в качестве серьезного предприятия. По этому у модераторов схемы получения контроля над ТПИИ есть возможность попытаться «по-тихому» принять имущество института. На этом фоне не поддается логике инертная позиция тольяттинских бизнес-элит, у которых фактически из-под носа иногородние дельцы уводят ликвидную недвижимость.

Однако на собрании комитета кредиторов свое заявление сделал представитель акционера ТПИИ. Как отмечается в протоколе мероприятия, интересы ТПИИ представлял Олег Тимофеев, предъявивший доверенность МО РФ №21211/79 от 16марта2016г. Данная информация подтверждает то, что ТПИИ пока еще остается в собственности МО РФ. Но еще более примечательно содержание выступления Тимофеева. Согласно данным протокола, представитель ТПИИ «подчеркнул, что вопрос реализации имущества ОАО «ТПИИ» является очень важным и не подлежит откладыванию в связи продолжающимся уменьшением стоимости этого имущества». Из чего можно делать вывод, что в МО РФ категорически настроены оперативно распродать имущественный комплекс института.

В данном случае позиция собственника ТПИИ может чем-то напоминать историю 2012 г., связанную с коррупционным скандалом в оборонном ведомстве. В итоге в том же 2012 г. министр обороны Анатолий Сердюков был отправлен в отставку, а бывший начальник департамента имущественных отношений МО РФ Евгения Васильева была осуждена за мошенничество при продаже активов министерства.