Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (601) | 17 октября 2016г.
 

Профессиональный неплательщик

Курируемая Андреем Паршиным ЖКС копит дожи перед ресурсниками

Сергей Ромашов

В конце сентября АО «Предприятие тепловых сетей» (ПТС) подало к ООО «Жилищно-коммунальная система» (ЖКС) 11 исковых заявлений о взыскании с управляющей компании в общей сложности более 540 млн р. ЖКС задолжало ПТС за поставленное тепло, причем это выяснилось только накануне старта отопительного сезона 2016/2017 гг. в Самаре. Между тем бывший директор ЖКС, а ныне говорящая голова нижегородского холдинга ООО «МАГ Груп» Андрей ПАРШИН (на фото), с июля 2015  г. возглавляет СРО НП «Национальный жилищный конгресс» (НЖК). Там он вещает гражданам о различных эффективных методах управления многоквартирными жилыми домами (МКД). Хотя близкий ему бизнес демонстрирует обратное.

В долгах

В конце сентября ПТС направил в Арбитражный суд Самарской обл. 11 исковых заявлений к управляющей компании ЖКС. ПТС требует взыскать с ЖКС за поставленное тепло за период с февраля по июнь 2016 г. более 540 млн р. ЖКС не привыкать находиться в крупнейших должниках у ресурсо-снабжающих организаций (РСО). Вспоминается, как в начале июня 2014 г. управление сбыта ООО «Самарские коммунальные системы» подвело итоги работы за пять месяцев 2014 г. Цифры тогда оказались неутешительными: задолженность десяти крупнейших управляющих компаний Самары перед поставщиком составляла 60% от начислений и продолжала расти. В десятке наиболее крупных дебиторов компании на начало лета 2014 г. лидировало ЖКС с долгом более 200 млн р. Доля фактических поступлений денежных средств от ЖКС ни в одном из месяцев не превышала 70%. В апреле 2014 г. доля снизилась до 14,7%. В мае 2014 г. этот показатель и вовсе опустился до нуля.

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» неоднократно посылал запросы в ЖКС, предлагая компании объяснить свою позицию в части взаимодействия с РСО. Но в ЖКС на неудобные вопросы предпочитали не отвечать. Между тем отказ ЖКС от оплаты поставленных ресурсов может быть обусловлен тем, что управляющая компания не оставляет попыток уличить РСО в якобы некачественном оказании услуг, вероятно, с целью сэкономить на оплате счетов затепло.

Иски вместо денег

ЖКС приступило к управлению жилым фондом в Советском, Октябрьском, Железнодорожном и Самарском р-нах Самары с октября 2013 г. Многоквартирные дома к ЖКС перешли из управления ЗАО «ПТС-Сервис». Тогда же ЖКС заключало договоры с ПТС на поставку тепла. А в ноябре 2015 г. ЖКС обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением против ПТС. Этому делу был присвоен № А55-21956/2015.

ЖКС требовало обязать ПТС со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения надлежащего качества с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в МКД, управляемые ЖКС. В случае удовлетворения требований ЖКС к ПТС в Самаре мог быть создан прецедент, которого многие УК давно ждали. На практике прецедент означал бы, что УК получат законное основание отказаться оплачивать услуги ПТС по поставке ресурсов, если горячее водоснабжение в МКД будет ниже 60 или выше 75 градусов Цельсия либо ненадлежащего качества в части подготовки воды. А как регулировать качество горячего водоснабжения в обслуживаемых домах, отдельным умельцам в управляющих компаниях хорошо известно. Т.е. в ЖКС могли бы регулировать качество воды, которое в итоге поступает по трубам в дома жителей, и показывать пальцем на ПТС.

22 марта 2016 г. Арбитражный суд отказал ЖКС в удовлетворении исковых требований. Но компания не оставила идею уличить ПТС в некачественном оказании услуг. 2 августа 2016 г. от ЖКС в суд поступило новое исковое заявление к ПТС. На этот раз ЖКС просит обязать ответчика привести в соответствии с СанПиН 2.1.2496-09 температуру горячей воды, поставляемой по договору № 7410 от 1 октября 2013 г., на нужды горячего водоснабжения в МКД, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Днепровская, 4, до внешних его границ.

По сути, это практически то же самое, что ЖКС требовало от ПТС в прошлом исковом заявлении. Если суд удовлетворит заявление ЖКС по дому на ул. Днепровской, 4, то будет создан вышеуказанный прецедент. Однако суд 9 августа вернул исковое заявление, мотивировав это тем, что для данной категории дел установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора и срок по нему еще не истек. В арбитражном суде можно найти еще ряд схожих исковых заявлений от ЖКС.

Методы Паршина

Между тем следует отметить, что до июля 2015 г. ЖКС возглавлял нижегородский менеджер Андрей Паршин, который сегодня, как полагают наблюдатели, курирует деятельность компании. ЖКС представляет интересы нижегородского холдинга «МАГ Груп», который входит в ООО «Союз Компаний АГЖО». Летом 2013 г. АГЖО перешло под управление ООО «РТ-Инвест», зависимого от госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

Наряду с такими компаниями, как ООО «Рассвет» и ООО «Рассвет-2», ЖКС сегодня обслуживает жилфонд крупнейших районов Самары. В июне 2015 г. Паршин официально покинул ЖКС. В июле 2015 г. он возглавил СРО НП «НЖК». Членом данной организации является ЖКС. Пресс-служба ЖКС в заметке о смене руководства компании тогда сообщала, что под началом Паршина из ЖКС была создана УК принципиально нового типа. Якобы главным отличием ЖКС от стереотипного образа УК стали открытость и широкий спектр каналов связи с жителями. Одновременно с этим якобы велось поэтапное расширение материально-технической базы компании, что существенно отразилось на повышении качества выполняемых работ. Однако все указанные пресс-службой компании плюсы ЖКС, возможно, существуют где-то на бумаге и в планах дальнейшей работы, но едва ли были реализованы.

С самого начала работы ЖКС в Самаре к компании возникали вопросы, в т.ч. и со стороны надзорных органов. Если изучить арбитражную практику за последние годы, то можно заметить десятки исков, в которых ЖКС пыталось и до сих пор пытается оспорить постановления Государственной жилищной инспекции по Самарской обл. (ГЖИ) и административных комиссий о привлечении к административной ответственности. В 2014 г. среди компаний, на которые в ГЖИ поступило больше всего жалоб, ЖКС лидировало (3858 обращений).

По информации ГЖИ, в топ-5 самых распространенных нарушений, допускаемых УК региона, первое место занимают нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Сюда входят текущая крыша, затопленный подвал, неработающая канализация, отсутствие вывоза мусора и снега, неисправная система вентиляции и неблагоустроенная территория. Все эти отклонения неоднократно были замечены в т.ч. на жилфонде ЖКС. Так, в январе 2015 г. сотрудники администрации г.о. Самара и депутаты Думы г.о. Самара раскритиковали работу ЖКС в части уборки территории близ обслуживаемых ими домов от снега и наледи. Несмотря на критику, эти УК не смогли похвастать стремлением устранить все выявленные нарушения. По данным ГЖИ, ЖКС исправляло немногим больше 30% нарушений. Для сравнения: ООО УК «ПЖРП №11» устраняло свыше 80% выявленных ГЖИ нарушений. В целом наблюдатели отмечали, что, освоившись в Самаре, нижегородские менеджеры, в т.ч. Паршин и учредитель ЖКС Олег Ипполитов, развернули весьма бурную деятельность, правда мало связанную с управлением жилфондом. Несмотря на высокий процент сборов с населения, ЖКС умудряется формировать серьезную задолженность перед РСО. Теперь Паршин вещает в НЖК о различных эффективных методах управления МКД. Однако близкое ему ЖКС едва ли берет на вооружение эти методы.