Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (601) | 17 октября 2016г.
 

Тяжелая ноша

Совет директоров АВТОВАЗа остался без содержания и страховки

Сейдамет Абреков

12 октября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло итоги внеочередного собрания акционеров, прошедшего 10 октября в заочной форме. Крупнейшие акционеры АВТОВАЗа — альянс Renault-Nissan и Госкорпорация «Ростех» — одобрили параметры допэмисии, в частности — выпуск более чем 3,281 млрд новых акций. Кроме того, по решению акционеров не было одобрено дополнение к соглашению о страховании гражданской ответственности членов совета директоров компании. Получается, что теперь высшее руководство АВТОВАЗа будет действовать на свой страх и риск.

10 октября прошло внеочередное собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Его созыв был обусловлен все ухудшающимся финансовым положением компании: долги уже превысили 213 млрд р., а непокрытые убытки перевалили за 106 млрд р. Эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» сравнивают подобные цифры с годовым бюджетом г.о. Тольятти, который составляет примерно 11 млрд р. Таким образом, получается, что на тот объем долгов, который накопил АВТОВАЗ, г. Тольятти мог бы жить около 20 лет.

С учетом того, что АВТОВАЗ и так погружен в долги, внешние заимствования стали проблематичными. Выходом должна была стать дополнительная эмиссия акций компании. Однако незадолго до 10 октября были сделаны заявления, из которых следовало, что Госкорпорация «Ростех» не очень-то хочет вкладывать в дополнительный выпуск акций АВТОВАЗа живые деньги. «Мы планируем провести дополнительную эмиссию — есть долги АВТОВАЗа перед Ростехом и долги АВТОВАЗа перед Renault. Мы эти долги хотим внести в капитал. И с тем, чтобы сохранить пропорцию в капитале, Renault должен будет внести дополнительно деньги кэшем», — сообщило ИА «Интерфакс» со ссылкой на интервью генерального директора «Ростех» Сергея Чемезова (на фото) телеканалу «Россия 24».

Понятно, что подобный сценарий не устраивал альянс Renault-Nissan, особенно если учесть, что именно альянс является крупнейшим акционером АВТОВАЗа.

Структура акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ» сегодня такова: 74,5% акций принадлежит совместному предприятию Alliance Rostec Auto B.V. (67,13% в нем принадлежит альянсу Renault-Nissan, 32,87 % — Ростеху), остальные акции — у миноритарных акционеров. Поэтому и формулировка вопроса предложенного акционерам для голосования относительно параметров дополнительной эмиссии содержала фразы, которые говорили о том, что Сергея Чемезова в альянсе не услышали: «Акции оплачиваются денежными средствами в рублях РФ и (или) долларах США, и (или) евро путем безналичного перевода на банковский счет эмитента». Ни о каком зачете чьих-либо долгов речи не шло.

Согласно раскрытой 12 октября информации, решение акционеров ОАО «АВТОВАЗ» о размещении дополнительных более чем 3,2 млрд новых акций АВТОВАЗа номинальной стоимостью 5 р. каждая было принято. Т.е. акционеры должны будут оплатить акции на сумму около 16,4 млрд р. Хотя, возможно, эта сумма будет увеличена. Перед голосованием была сделана оговорка, что цена размещаемой акции будет установлена советом директоров ОАО «АВТОВАЗ» отдельно. С другой стороны, принять решение — это еще не означает оплатить эти акции по факту. Как говорится, обещать — еще не значит жениться. Поэтому следует ожидать следующих громких сообщений и заявлений на эту тему. Причем именно от Ростеха и лично от Сергея Чемезова как одного из главных ньюсмейкеров АВТОВАЗа последнего кризисного периода. Сразу два решения внеочередного собрания АВТОВАЗа касались непосредственно совета директоров компании.

Формулировка вопроса №4 звучала следующим образом: «Утвердить политику вознаграждения членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». По этому вопросу 99,84% проголосовавших акционеров воздержалось. Получается, совет директоров АВТОВАЗа останется без вознаграждения за труд. Справедливости ради стоит отметить, что вознаграждения членам совета и так не выплачивались, по крайней мере по итогам 2015 г. Впору его уже называть «советом бессребреников».

В то же время довольно уверенно в этом смысле чувствует себя правление ОАО «АВТОВАЗ». Так, по итогам 2014 г. заработная плата членов правления (т.е. вице-президентов компании) составила 269 млнр., премии -231 млнр., компенсация расходов -14 млн р. Всего 514 млнр. По итогам 2015 г. цифры оказались ниже. Заработная плата — 326 млн р. (выросла на 57 млн р. в сравнении с прошлым годом), премии -32 млн р., компенсации расходов -26 млн р. В итоге: 384 млн р.

Кроме того, внеочередным собранием акционеров АВТОВАЗа не была одобрена сделка страхования (точнее, дополнительное соглашение к соответствующему договору) гражданской ответственности членов совета директоров АВТОВАЗа. Условия этой сделки были таковы: при возникновении обязательства, например, при необходимости возместить вред, ущерб и т.д., нанесенный в ходе исполнения служебных обязанностей, высшее руководство могло получить $10 млн на каждое требование. А раз решения акционерами не было принято, получается, что теперь руководители АВТОВАЗа будут действовать на свой страх и риск.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.