Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (601) | 17 октября 2016г.
 

Импортозамещение и локализация

КАПСО делает шаги по вхождению в федеральные программы

Борис Кротов

До конца октября Ассоциация предприятий машиностроения (АПМ) «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (КАПСО) надеется предоставить в Минпромторг РФ программу развития Кластера, а также пакет документов на получение федеральной поддержки. Сейчас у КАПСО есть вся документальная основа для того, чтобы претендовать на участие в федеральных программах, ориентированных на совершенствование производственной политики в РФ. Кластер носит официальный статус — 13 сентября было заключено соответствующее соглашение между правительством региона и Ассоциацией предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области». Аналогичное соглашение теперь существует с ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Учитывая те векторы, которые обозначены Минпромторгом в развитии отечественного автопрома, можно ожидать, что к инициативам из региона отнесутся внимательно. Тем более что сформированы они не директивным методом «сверху», а исходят от самих участников кластера.

Новый механизм

Пока только 10 промышленных кластеров в РФ смогли получить официальную поддержку своих проектов на уровне Минпромторга РФ, однако само ведомство считает саму форму взаимодействия с промпредприятиями эффективной. Впрочем, есть и нюанс — правительство готово субсидировать только те кластеры, которые, во-первых, имеют конечного производителя, а во-вторых, изначально сформированы с учетом единой логики технологического процесса конечного производителя. «Министерством разработан и с этого года начал действовать механизм господдержки промышленных кластеров. А точнее, совместных проектов участников промкластеров по производству импортозамещающей продукции. Объединение в кластер должно стимулировать кооперацию предприятий и рост выпуска комплектующих, которые используются в конечной продукции кластера. Причем эта инициатива должна исходить «снизу» — от предприятий, от наличия общих проектов и продуктов, а не, как это часто бывает, от указания: «федералы дают денег — срочно создаем кластер и заявляемся, по нюансам разберемся потом» — такие требования для соискателей на получение федеральных субсидий сформулировал экс-заместитель главы Минпромторга, ныне и.о. губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников.

Что касается инициативы «снизу», то, по словам генерального директора АПМ КАП СО Андрея Крайнова, его участники сами формируют рабочую повестку кластера. «В отличие от других кластеров и прежнего состояния автомобильного кластера региона проекты предлагаются всеми участниками. Причем все инициативы носят совместный характер. Каждый проект ведут минимум два участника кластера, один из которых является поставщиком, другой — потребителем. Но есть и многоуровневые проекты, предполагающие трех-четырех и более участников», — рассказал Крайнов.

Требования к тому, как должны выглядеть кластеры и как они должны работать, изложены в Постановлении правительства РФ №779 от 31.07.15 г. Не менее чем половина участников должна учредить специализированную организацию, выполняющую функции координатора. Еще одно требование — действующее соглашение с субъектом РФ о создании кластера. Именно такая легитимная структура должна представлять интересы всех участников кластера на всех уровнях — от внутриотраслевых до федерального.

На федеральном уровне проекты кластеров оцениваются и инициатору возмещается часть затрат на его реализацию. В рамках субсидии могут быть компенсированы затраты как на процессные, так и технологические мероприятия. Фактически это означает, что федеральные средства можно привлечь едва ли не на любые нужды предприятий кластера — от получения лицензий и обучения персонала до затрат на организацию производственного процесса. Приоритет, безусловно, будет отдаваться инновационным проектам.

Реализация совместных субсидированных проектов должна будет привести к увеличению количества высокопроизводительных рабочих мест на 15%, снизить затраты на закупку комплектующих у сторонних организаций на 10% и на те же 10% увеличить выручку промышленного кластера.

Войти в проект

В конце июля в «Жигулевской долине» состоялось первое собрание Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (КАПСО). В состав учредителей вошли 32 участника, в т. ч. впервые — ОАО «АВТОВАЗ», являющееся крупнейшим потребителем продукции производителей автокомплектующих, и предприятия НП «Автомобильный кластер Самарской обл». Принципиальное и важнейшее различие АКСО и КАПСО -в структуре участников и их кооперации. КАПСО было создано с ориентацией на полную цепочку добавленной стоимости: от производителя конечной продукции (АВТОВАЗ, Джи Эм — АВТОВАЗ), глобальных поставщиков до поставщиков третьего и более низкого уровней.

Очередной этап наращивания структуры кластера должен состояться во второй половине октября -на членство претендуют еще 20 компаний, а всего, если «приемная компания» для всех претендентов завершится благополучно, вместе с ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» количество участников КАПСО составит 52 компании. По словам Крайнова, такой состав кластера уже будет включать серьезный объем добавленной стоимости, генерируемый участниками кластера. Общий оборот участников кластера при этом составит около 188 млрд р. (за 2016 год), а это порядка 14% от ВРП региона. Разработан проект программы развития кластера на период 2016-2020 гг., который включает более 30 совместных проектов участников кластера. Есть с чем работать. Помимо чисто структурных требований, касающихся организации КАПСО, есть условия по взаимоотношениям между участниками. Не менее 50% продукции каждого производителя должно быть использовано другими производителями. Есть и императивы по производительности труда — она должна быть выше средней по субъекту, а 50% рабочих мест — высокоэффективные. Это достаточно серьезное условие, ведь к 2020 г., по планам регионального Минпромторга, КАПСО должно объединить уже 151 предприятие, на которых должно работать порядка 23 тыс. чел.

Приоритеты отрасли

Вопрос динамичного развития машиностроительной отрасли далеко не праздный. Сейчас она является для региона одной из структурных, а Тольятти называют промышленным центром Поволжья. Для Тольятти любые решения, касающиеся развития кластера, являются стратегическими. Две ключевые производственные площадки кластера -ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» — расположены в Автозаводском р-не. Автомобилестроение, в т.ч. производство автокомпонентов, по данным регионального МЭРИТ 2015 г., дает работу около 114 тыс. чел. (26% всего трудоспособного населения Самарской обл.). В регионе имеется наиболее высокая концентрация организаций автомобильной промышленности и наиболее высокая доля автомобильной промышленности в структуре валового регионального продукта. Автомобильная промышленность производит примерно 22% ВРП региона. Таким образом, хорошее самочувствие отрасли в первую очередь означает социально-экономическую стабильность на ближайшую перспективу — от заработных плат занятых в машиностроении и производстве компонентов до отчислений в федеральные бюджеты. Разумеется, все планы по приращению прибыли у промышленного сектора в целом и членов КАПСО в частности исполнимы лишь в случае устойчивого развития автопрома в целом. У правительства здесь свои сценарии — по дальнейшей локализации производства и наращиванию экспорта.

В 2015 г. 82% автомобилей из 1,4 млн проданных были произведены в России против 41% в 2009 г. Остается работать над качеством отечественной продукции и добиваться увеличения доли на внешних рынках. «Перспективное направление — это наращивание экспорта, особенно учитывая текущий курс рубля. В среднесрочной перспективе (три-пять лет) необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 г. увеличить объемы поставок на внешний рынок более чем в два раза, а к 2025 г. мы ставим целью увеличение доли экспорта в объеме производства с сегодняшних 7,7% до 25%», — обозначил стоящие перед автопромом задачи Денис Мантуров, выступая на совещании о текущем состоянии автомобильной промышленности и основных направлениях стратегии ее развития на период до 2025 г. За долю экспортного пирога, надо понимать, будут бороться несколько регионов с собственным автопроизводством. Ну Самарской обл. должны быть свои конкурентные преимущества. Что касается отечественного рынка, то здесь АВТОВАЗ намерен занять 20%. Без новых технологий и адекватного уровня качества готовой продукции задача очень сложная.

Системная реализация кластерного подхода способна удовлетворить запрос на новые технологии, снижение себестоимости и конкурентную цену. Кооперация позволяет решить эти проблемы, а самое главное — дать гарантии каждому участнику такого партнерства в том, что конкретно его деятельность будет востребована у конечного производителя. Стимул неплохой.

Комментарии

Денис ЖИДКОВ, директор ГАУ «Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области»

- Соглашение между правительством Самарской обл. и АПМ КАПСО -один из важнейших организационных этапов в процессе формирования легитимной структуры, которая представляла бы интересы участников кластера. Для инвесторов легитимность КАПСО станет дополнительным маркером, свидетельствующим о высокой надежности тех проектов, которые кластер разрабатывает и надеется претворить в жизнь — как самостоятельно, так и с поддержкой Минпромторга РФ. НП АКСО, к сожалению, не могло претендовать на федеральное содействие в силу объективных изъянов организационной структуры. Но это не значит, что мы полностью откажемся от тех позитивных наработок, которые были сделаны там за предыдущие годы. Весь положительный опыт и все успешные практики будут учтены.

Андрей КРАЙНОВ, генеральный директор АПМ КАПСО

- В Самарской обл. предпринимался ряд попыток по объединению участников в региональный кластер. Первые попытки были в 2006-2007 г., когда был создан Поволжский автомобильный кластер. Еще одна попытка собрать вместе производителей автокомпонентов была предпринята в 2013 г., было создано НП «АКСО». Третья, и, надеюсь, последняя попытка реформировать была нами принята в 2015 г., когда мы, опираясь на программы и принципы кластерной политики, сформированной Минпромторгом, собрали КАПСО. При этом ключевой задачей было воссоздать ядро целостного промышленного кластера, охватывающего практически все локальные переделы, характерные для автопрома, и большую часть цепочки создания ценности: от поставщиков третьего уровня до финишеров. Основными задачами на среднесрочную перспективу для кластера и его участников являются импортозамещение и содействие локализации производств. Мы надеемся, что те проекты, которые сейчас активно предлагают участники кластера, найдут свою поддержку в Минпромторге России. Одними из ключевых событий в деятельности кластера до конца года станут участие КАПСО в отборе промышленных кластеров и конкурсе совместных проектов, проводимых Минпромторгом России. Конкуренция будет серьезной, но мы к ней готовы.