Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (599) | 3 октября 2016г.
 

Частно-государственное законотворчество

Самарский олигархат вновь сумел внедрить своих представителей в Самарскую губернскую думу

Татьяна Федорова

27 сентября на первом пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) VI созыва стало понятно, что революционных настроений в этом составе ожидать не стоит. 82% депутатского корпуса — представители партии «Единая Россия» (ЕР). Председателями всех профильных комитетов также стали члены ЕР. В VI созыве состав СГД обновлен на 58%, из 50 депутатов 29 приступают к этой работе впервые. Однако можно взглянуть на качественный состав СГД и с точки зрения клановой принадлежности. Ведущие кланы самарского олигархата сохранили свое превалирующее влияние в заксобрании.

Перегнали Госдуму

Пленарное заседание началось с выбора председателя СГД. Тайным голосованием на этот пост, как и прогнозировал Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» (см. «Хронограф» №28 (598) от 26.09.16) , был вновь избран Виктор Сазонов. За него проголосовали 48 из 50 депутатов.

Вторым вопросом стало назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представителя от СГД. И вновь прогнозы ОАЕ «Хронограф» оправдались. Сенатором на второй срок подряд утвердили Сергея Мамедова. За него депутаты проголосовали единогласно. Освободившийся мандат депутата СГД Мамедов передал кандидату-списочнику от ЕР, директору ГБУ дополнительного образования Самарской обл. «Самарский Дворец детского и юношеского творчества» Татьяне Бодровой. Она шла вторым номером после Мамедова в избирательном списке ЕР по Чапаевскому избирательному округу №20 (см. «Хронограф» №25 (595) от 5.09.16).

На должность первого заместителя председателя СГД была избрана Екатерина Кузьмичева — представитель ЕР. Заместителями спикера стали Геннадий Котельников от ЕР, Алексей Лескин от КПРФ, Александр Степанов от ЛДПР.

В целом в VI созыве состав СГД обновлен на 58%. Из 50 депутатов 29 приступают к этой работе впервые. Новый депутатский корпус, как и прежде, представлен четырьмя политическими партиями: 41 представитель ЕР, 5 — КПРФ, 3 — ЛДПР и 1 от партии «Справедливая Россия» (СР). Таким образом, ЕР получила 82% голосов в СГД. Это означает, что представители ЕР могут принять фактически любой закон без учета голосов депутатов от других партий. Характерно, что в Госдуме VII созыва в процентном соотношении ЕР получила меньшее представительство, чем в самарском региональном заксобрании — 76%, или 343 места из 450. Но даже этот показатель ЕР по итогам выборов в Госдуму 18 сентября оказался способен вызвать обеспокоенность у Кремля. Однако это не про самарский «белый дом».

Комитеты – лоббистам

На первом заседании СГД VI созыва депутатам была предоставлена возможность распределить портфели, т.е. определиться с председателями и заместителями в профильных комитетах. Все комитеты ожидаемо возглавили представители ЕР. Хотя в той же свежей Госдуме из 26 комитетов в управление единороссам было решено предоставить только половину. Остальные 13 комитетов Госдумы VII созыва позволили возглавить представителям оппозиционных фракций, на долю которых, напомним, в совокупности пришлось всего 24% мест в нижней палате федерального заксобрания. В СГД же решили главенством в комитетах не делиться. Более того, рулить деятельностью комитетов будут лоббисты ведущих самарских кланов. Отсюда, видимо, и нежелание самарских функционеров от ЕР делиться по примеру Госдумы председательскими местами в профильных комитетах.

Александр Фетисов (слева) и депутат СГД со стажем Валерий Троян умеют направить деятельность коллег в нужное русло
Александр Фетисов (слева) и депутат СГД со стажем Валерий Троян умеют направить деятельность коллег в нужное русло

К примеру, комитет СГД по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи достался директору ООО «Техкомплект» Андрею Мурзову. Комитет по строительству отдали бенефициару корпорации «Кошелев» Владимиру Кошелеву. Впрочем, в этом нет ничего предосудительного. Такие назначения вполне логичны, ведь Мурзов и Кошелев считаются людьми, способными демонстрировать лояльность самарскому «белому дому». Правительство региона, выступающее заказчиком крупнейших инфраструктурных строек, просто обязано видеть во главе профильных комитетов СГД тех, кто в последние несколько лет был удостоен высокой чести претендовать на освоение бюджетных средств по линии подготовки Самары к приему матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. и решить вопросы жилищного строительства. Логика здесь простая и доступная всем: если ты оказался достоин работать на нужды региона, если тебе доверяют доступ к бюджетным ресурсам, то ты должен быть готов взять на себя всю полноту ответственности перед народом, возглавив профильный комитет регионального заксобрания. Это надо рассматривать как один из механизмов проверки руководителей бизнеса на состоятельность в плане их зрелости для принятия на себя гражданской ответственности.

Что-то подобное можно было наблюдать и по итогам выборов в декабре 2011 г. в СГД V созыва. Достаточно вспомнить, что в прошлом составе СГД комитет по строительству возглавлял Владимир Купцов. К моменту избрания Купцова в СГД V созыва к нему уже относились как к человеку, который пользовался личным доверием со стороны губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова. В итоге до середины 2012 г. правительство Самарской обл. не могло иметь трений с деятельностью возглавляемого Купцовым комитета в СГД. Теперь Купцов является представителем ГК «Ростех» в Самарской обл., а Владимир Артяков занимает в Ростехе пост заместителя генерального директора.

Между тем самарский «белый дом» современной формации, в отличие от времен губернатора Артякова, не стал перегибать палку путем монополизации своего права на все профильные комитеты СГД. Так, например, комитет СГД VI созыва по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике доверили возглавить и.о. ректора ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Габибулле Хасаеву. Хасаева можно причислить к клану губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова. Именно при Титове Хасаев был министром экономического развития Самарской обл. В том, что комитет СГД по бюджету возглавил Хасаев, чувствуется некая преемственность. Напомним, что в прошлом созыве СГД этот комитет возглавлял Алексей Ушамирский, также близкий семье Константина Титова.

Уверенно в новом созыве СГД себя чувствует и клан мэра Самары (1997-2006 гг.) Георгия Лиманского. Представитель клана Александр Живайкин возглавил комитет по сельскому хозяйству и продовольствию, а еще один из наиболее влиятельных соратников Лиманского Валерий Троян стал заместителем Живайкина в этом комитете. Две креатуры давнего партнера Лиманского Олега БорисоваВера Попова и Светлана Бескоровайная — получили возможность работать у Живайкина с Трояном на подхвате.

Можно прийти к выводу, что у Лиманского в СГД V созыва образовалась своя частная фракция. Причем в СГД V созыва она была менее представительная.

Сокращение бюджетников

Портфели в комитетах распределялись уже с учетом новой структуры СГД VI созыва, согласно которой их количество увеличилось на одну единицу. В СГД V созыва действовало 10 комитетов. Причем в марте этого года депутаты приняли поправки, согласно которым количество комитетов в СГД VI созыва должно было быть сокращено до 8. В частности, комитет по образованию и науке и комитет по культуре, спорту и молодежной политике предлагалось объединить в один. Кроме того, вместо комитета по промышленности, связи и торговли и комитета по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды предлагалось создать общий комитет. Однако утвержденные в марте поправки так и не были применены.

Вместо этого на первом же пленарном заседании депутаты СГД VI созыва решили отказаться от идеи объединения комитетов. Напротив, они приняли решение об образовании из комитета по строительству, транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи — двух. Таким образом, общее количество комитетов в СГД выросло до 11. Т.е. Мурзов и Кошелев, видимо, рисковали не ужиться внутри одного комитета, и для них предусмотрели отдельные «кабинеты». Здесь вновь уместно провести аналогию с Госдумой VII созыва. Там в отличие от СГД, наоборот, решили сократить количество комитетов с 30 до 26. Это будет способствовать существенному сокращению бюджетных расходов на содержание заксобрания. Видимо, депутатам СГД VI созыва еще только предстоит осмыслить этот фактор.

Кстати, неприятным сюрпризом для вновь избранных депутатов стала информация о том, что согласно ранее принятому закону на постоянной основе (получать зарплату) в СГД VI созыва будут работать только 14 депутатов. В предыдущем созыве «постоянщиков» было 32. Сокращение числа работающих на профессиональной основе депутатов увязали с необходимостью оптимизации бюджетных расходов. Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин сообщил, что финансирование СГД VI созыва планируется сократить вдвое. «Человек, который борется за большую депутатскую зарплату, буквально через полгода становится чиновником. Создает видимость, что он депутат, и выражает интересы людей, а на самом деле держится за должность и место для того, чтобы получать хорошую зарплату», — пояснял свою позицию губернатор.

В VI созыве на постоянной основе, т.е. за бюджетный счет, в СГД будут работать Татьяна Бодрова, Сергей Войтенко, Александр Живайкин, Андрей Коновалов, Екатерина Кузьмичева, Алексей Лескин, Дмитрий Литвинов, Михаил Маряхин, Андрей Першин, Вера Попова, Виктор Сазонов, Марина Сидухина, Александр Степанов, Юрий Шевцов. В этом списке бюджетников-законотворцев только два представителя не от ЕР — Михаил Маряхин от СР и Александр Степанов от ЛДПР.

Соответственно, остальные депутаты, которые будут работать не за зарплату, видимо, приложат дополнительные усилия, чтобы заслужить достойное вознаграждение от тех, чьи интересы они будут лоббировать. Эффективность подобного частно-государственного законотворчества можно будет оценить уже совсем скоро.