Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (598) | 26 сентября 2016г.
 

Конец междусобойчика

Банкротство АвтоВАЗагрегата засветило цепочку серых схем

Сейдамет Абреков

19 сентября ОАО «АвтоВАЗагрегат» продолжило судебный спор о взыскании с ООО «Лада-Пресс» около 50,5 млн р. Шансов получить эти средства у компании немного. Одновременно с этим АвтоВАЗагрегат полным ходом идет к банкротству, а его проблемами вынуждены заниматься руководители Самарской обл. Между тем Лада-Пресс готово вернуть оборудование, которое на АвтоВАЗагрегате считают утерянным, и тем самым не возвращать 50,5 млн р. Показательно, что конфликт между сторонами обострился на фоне уголовного преследования руководства АвтоВАЗагрегата. При неудачном раскладе вопросы могут возникнуть и к директору ООО «Лада-Пресс» Вячеславу ЦЫГАНКОВУ.

Еще 25 февраля 2016 г. Главное управление МВД по Самарской обл. сообщило о том, что в московском аэропорту тольяттинские оперативники задержали бывшего генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Виктора Козлова. Якобы Козлов был замешан в махинациях с НДС. Более важным видятся последствия деятельности Козлова как гендиректора АвтоВАЗагрегата, в результате чего предприятие пошло под банкротство, а многочисленный коллектив остался без работы и средств к существованию.

9 февраля 2016 г. Следственное управление СК РФ по Самарской обл. сообщило, что уголовное дело в отношении бывшего заместителя генерального директора АвтоВАЗагрегата Павла Тихомирова было передано в Федеральный суд Комсомольского р-на г. Тольятти для рассмотрения по существу. Тихомирову вменяется обвинение не только по ст. 199.2 УК РФ, но и по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата свыше двух месяцев заработной платы, из корыстной и иной личной заинтересованности).

При этом еще 9 июля 2015 г. некое ООО «Майор» из Ульяновской обл. инициировало процедуру банкротства АвтоВАЗагрегата. В результате 5 сентября Арбитражный суд Самарской обл. признал Авто-ВАЗагрегат банкротом. В отношении него было введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Юлия Жаркова. Одним из наиболее активных участников судебного процесса по банкротству АвтоВАЗагрегата выступило ООО «Лада-Пресс».

Банкротство АвтоВАЗагрегата ухудшит благосостояние не только его рядовых работников
Банкротство АвтоВАЗагрегата ухудшит благосостояние не только его рядовых работников

Эта компания зарегистрирована в с. Тимофеевка Ставропольского р-на, на ул. Энергетиков, 3. ООО «Лада-Пресс» было создано в 2001 г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, его директором является Вячеслав Цыганков. Состав владельцев выглядит следующим образом: Аркадий Кукулевич (16,66%), Владимир Кукулевич (16,67%), Владимир Сигиденко (16,67%), Игорь Фетисов (16,67%), Вячеслав Цыганов (16,66%), Николай Цыганов (16,67%). Так, компания «Лада-Пресс» в ходе судебного процесса по банкротству АвтоВАЗагрегата упорно доказывала то, что имело место преднамеренное банкротство. ООО «Лада-Пресс» дошло до Верховного суда РФ. Но 8 сентября 2016 г. Верховный суд в своем определении указал: «Установлено, что по результатам проведенного временным управляющим анализа финансового состояния должника последним представлено заключение, согласно которому признаков преднамеренного банкротства должника не выявлено, основания для проведения проверки наличия признаков фиктивного банкротства отсутствуют».

Мотивы для такого упорства у Лада-Пресс имелись. В рамках арбитражногодела№А55-11241/2015 эта компания взыскала с АвтоВАЗагрегата долг в размере 22,6 млн р. Лада-Пресс поставляло на АвтоВАЗагрегат продукцию, за которую не получил оплаты. Но, как можно было узнать из материалов еще одного арбитражного дела №А55-8438/2016, взаимоотношения этих двух организаций были не столь прямолинейными. В рамках этого дела уже АвтоВАЗагрегат заявил о том, что Лада-Пресс должно 50,5 млн р., причем 50,4 млн р. из них -убытки в виде стоимости утраченного имущества.

Лада-Пресс выступило со встречным иском — об обязании принять объекты по договору аренды. Были перечислены эти объекты — несколько десятков комплектов штампов.

Причем, судя по тому, что к процессу в качестве третьего лица было привлечено АО КБ «НОВИ-КОМБАНК», штампы кто-то из участников спора уже успел заложить при получении кредита. Получается, Лада-Пресс арендовало у АвтоВАЗагрегата некое имущество, за счет использования которого производило продукцию, которую наверняка и поставляло на тот же АвтоВАЗагрегат. По крайней мере, на сайте Лада-Пресс говорится о том, что компания производит комплектующие изделия для сборки сидений и глушителей. Сами же сиденья и глушители производил АвтоВАЗагрегат, причем по этой номенклатуре он был крупнейшим поставщиком ОАО «АВТОВАЗ». На каждом этапе закупки и продажи какого-либо товара формировалась добавленная стоимость, причем, вероятно, только на бумаге. Наверняка все участвовавшие в подобных схемах лица не забывали просить у государства возмещать им НДС. На поверхность такие схемы начали всплывать на фоне возбуждения уголовных дел. Ранее о них предпочитали молчать.

Нельзя исключать, что возбуждение уголовного дела по отношению к бывшему гендиректору АвтоВАЗагрегата Виктору Козлову приведет к тому, что под обвинение попадут руководители контрагентов АвтоВАЗагрегата.

Кроме того, при знакомстве с подобными нюансами взаимоотношений околовазовских структур слова президентов ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссона, а теперь еще и Николя Мора о том, что цены на вазовские автомобили необоснованно высоки и поставщикам необходимо снижать стоимость товаров и услуг, поставляемых на АВТОВАЗ, не выглядят оторванными от реальности.

Есть основания полагать, что получить с Лада-Пресс 50,5 млн р. АвтоВАЗагрегату так и не удастся. Если спорное оборудование действительно имеется в распоряжении Лада-Пресс, то оно могло бы его вернуть и уйти от требования заплатить 50 млн р. Хотя возможен вариант, что руководство Лада-Пресс просто блефует, понимая, что АвтоВАЗагрегат (точнее, владельцы и руководство этой компании) в сегодняшних реалиях имеет крайне незавидное положение.