Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (598) | 26 сентября 2016г.
 

На грани передела

Спор с налоговой на фоне ареста Ольховика приведет «Курумоч» к непредсказуемым последствиям

Сейдамет Абреков

19 сентября Арбитражный суд Самарской обл. отказал в удовлетворении нескольких заявлений АО «Международный аэропорт «Курумоч» (МАК). Аэропорт пытался добиться отмены постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской обл. Надзорный орган наложил на аэропорт «Курумоч» штрафы за выявленные нарушения. В свете ареста одного из бенефициаров Группы «Ренова» Евгения ОЛЬХОВИКА такой исход судебного противостояния аэропорта «Курумоч» против государственных структур выглядит вполне логично. Вслед за штрафами могут последовать куда более тяжелые последствия как для всей «Реновы», так и для «Курумоча».

Пришли за Ольховиком

5 сентября руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил: «Фигурантами уголовного дела являются Михаил Слободин, Евгений Ольховик (в настоящее время управляющий директор группы компаний «Ренова»)... и другие пока не установленные лица». Все они подозреваются в даче взятки в особо крупном размере. «По версии следствия, во время руководства Ольховика... в качестве незаконного денежного вознаграждения на расчетные счета аффилированных взяткополучателям компаний было перечислено соответственно не менее 177 и 89 млн р. К настоящему времени задержан Евгений Ольховик... Местонахождение Михаила Слободина устанавливается. В отношении задержанных следствие будет ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу... Расследование уголовного дела продолжается», — сообщил Владимир Маркин.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем следствие серьезно осложнит жизнь Евгению Ольховику. Он в структурах Группы «Ренова» отвечает за деятельность подконтрольных аэропортов. Подтверждением этому служит то, что именно он присутствовал от Группы «Ренова» 19 июля 2013 г. на церемонии начала строительства нового терминала аэропорта «Курумоч» (см. «Хронограф» №25 (469) от 22.07.13). Если «дело «Реновы» получит дальнейшую раскрутку, то перспективы у аэропорта «Курумоч» будут незавидными.

Заволокитили бумаги

В качестве зацепки вполне могут быть использованы отношения аэропорта «Курумоч» и Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. И хотя, на первый взгляд, та информация, что всплывала в судах, кажется не такой уж и значительной, правонарушения, выявленные в деятельности аэропорта «Курумоч» вполне могут быть использованы как повод к дальнейшим тщательным проверкам того, что творится в крупнейшем аэропорту Самарской обл.

Скоро здесь могут появиться новые хозяева
Скоро здесь могут появиться новые хозяева

Судите сами. Одновременно МАК инициировал сразу 10 арбитражных процессов против Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской обл. Позже в ходе судебных процессов была произведена замена административного органа на его процессуального правопреемника — Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. Несколько судебных процессов еще в стадии разбирательства, но часть дел уже завершилась (в т.ч. 19 сентября). Из решений, принятых по этим делам, стали известны подробности взаимоотношений аэропорта и надзорного органа. Аэропорт «Курумоч» пытался оспорить штрафы в размере от 5 до 40 тыс. р. Речь шла о нарушениях в области регулирования валютного контроля.

Как оказалось, между аэропортом и Finnair Pic (Финляндия) было подписано стандартное соглашение об оказании услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов. «25 августа 2014 г. в уполномоченном банке ВНЕШЭКОНОМБАНК (БИК 044525060) был оформлен паспорт сделки № 14080006/0964/0000/3/1.

Страна нерезидента — Финляндия. Дата завершения исполнения обязательств по контракту — 31 декабря 2014  г... Валюта цены — доллар США... По данным ведомости банковского контроля от 3 февраля 2016 г., сумма обязательств... составила S57412... Во исполнение соглашения от 1 августа 2014 г. № 224ак/14 АО «МАК» оказаны Finnair Pic (Финляндия) услуги по организации работ по розыску багажа за ноябрь 2015 г. на сумму $68, что подтверждается счетом-фактурой № МАК 09446 от 30 ноября 2015  г. и карточкой счета 62.21 за 2015 г. по контрагенту Finnair Pic», — говорится в частности в решении Арбитражного суда Самарской обл., принятом по делу № А55-8231/2016.

Аэропорт «Курумоч» должен был грамотно оформить документацию, соответствующую сделке с Finnair Pic, и подать ее в надзорный орган. Что представителями аэропорта сделано не было. «Датой оформления подтверждающего документа (счет-фактура № МАК 09446 от 30 ноября 2015 г.) является дата его составления, т.е. 31 ноября 2015 г. Следовательно, месяцем оформления подтверждающего документа является ноябрь 2015 г. Факт подписания счета-фактуры именно 31 ноября 2015, а не 13 января 2016 г. подтвержден представителем общества в ходе судебного разбирательств дела...

Фактически СПД (справка о подтверждающих документах. – Прим. ред.) от 13 января 2016 г. и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 13 января 2016 г. и приняты уполномоченным банком в срок... что подтверждается отметками уполномоченного банка на справке. Просрочка составила 23 дня. Доводы общества о том, что уполномоченный банк отказывался принять СПД в установленный срок — 21 декабря 2015 г., не подтверждены какими-либо допустимыми доказательствами. Таким образом, в ходе судебного рассмотрения дела установлено, что каких-либо доказательств невозможности представления указанных документов (СПД и МАК 09446 от 30 ноября 2015 г.) в установленный срок в уполномоченный банк обществом не представлено, а проставление более поздней даты подписания МАК 09446 от 30 ноября 2015 г. расценивается как способ избежать административной ответственности», — пояснил суд.

В ожидании посадок

В результате все идет к тому, что все 10 исковых заявлений аэропорта «Курумоч» о признании незаконными действий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской обл. и об отмене соответствующих постановлений будут оставлены без удовлетворения. А значит, аэропорту придется оплатить все 10 штрафов. Хотя сумму одного такого штрафа для аэропорта сложно назвать высокой. Это, как уже было отмечено, от 5 до 40 тыс. р. за один штраф. Т.е. всего примерно 200-300 тыс. р. При этом выручка аэропорта «Курумоч» по итогам 2015 г. составила более 1,96 млрд р. Это больше, чем по итогам 2014 г., когда выручка составила чуть более 1,75 млрд р.

Однако показательно само желание аэропорта всеми силами отбиться от штрафов. Наверное, руководство аэропорта, особенно на фоне ареста одного из бенефициаров Группы «Ренова» Евгения Ольховика, осознает возможные сценарии развития событий. Именно «Ренова» контролирует аэропорт «Курумоч» и ряд других крупных российских аэропортов. Ну а наиболее реалистичный сценарий дальнейшего развития событий лежит на поверхности. Вполне возможно, что ситуация сразу с 10 нарушениями, которые аэропорт пока безуспешно пытается оспорить, может быть использована для более масштабной проверки — выездной, возможно, даже с выемкой документов или (почему нет?) арестом руководства аэропорта. Ведь налоговики могут сказать: смотрите, раз даже по копеечным сделкам с Finnair Pic, касающимся поиска багажа, аэропорт допустил столько нарушений, то что может происходить с более серьезными суммами? Все что угодно. А значит, есть основания ждать проверки и опасаться перспектив посадок. Такова сегодняшняя реальность. Реальность очередного, теперь уже посткризисного передела собственности.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.